Комсомольская гастроль

Марк Горбовец
Продолжая традиции  МАДИ, который нас воспитал, мы, организовали в проектно-конструкторском институте Гипростройиндустрия довольно сильную художественную самодеятельность.

Профсоюз дал деньги на преподавателей танцев и закупку музыкальных инструментов, что было очень важно.

В институте был большой коллектив молодых девчат, которые с интересом встроились в команду.

За полгода была подготовлена обширная программа с музыкальными, танцевальными и драматическими номерами, с которой можно было делать 2-2,5 часовые концерты для работников института и не только.

Наши танцевальные педагоги были из ансамбля Моисеева и из циркового училища, так что можно было и оттуда приглашать молодых артистов и студентов. На майские, ноябрьские, новогодние праздники проводились наши самодеятельные концерты на арендуемой институтом сцене «Театра Сатиры», который находился рядом и на других сценах.

О нас знали в Советском районе Москвы, в Райкоме комсомола. Как-то секретарь Райкома комсомола Валентин Фалин обратился ко мне, как к секретарю комсомольской организации института, с просьбой выступить  с концертом в одном из колхозов подшефного Рузского района Московской области. Я согласился и наша концертная бригада шесть молодых специалистов: пять парней и одна девица, на спецавтобусе выехала в деревню Иваново, Рузского района, о чем было сообщено директору совхоза и там, в клубе нас ждали в назначенное время.

Деревня Иваново была такой глубинкой, куда многие годы никто не заглядывал и наш приезд для колхозников был праздником.

Это было в 1954 -1955 году. Для концерта мы выбрали несколько номеров, в числе которых была сценка из очень популярной в те времена комедии «Свадьба в Малиновке», которая игралась и в драматических театрах и в оперетте. Сюжет был простой. Дело происходило в украинской деревне во времена гражданской войны, когда ежедневно менялась власть, - то красные, то белые, то бандиты анархисты. В деревне оставались одни бабы и старый дед Нечипор. И вот, в эту деревню направляется юморной Яшка артиллерист, назначивший себя начальником бабьего гарнизона и, встретив по дороге деда Ничипора, решил по обычаю поживится – снять с него сапоги. Этот эпизод был нашим коронным номером, разыгрывали его мы с Левой Волковым (я был Яшкой артиллеристом, а он Дедом Ничипором).

В колхоз мы добрались по бездорожью, с опозданием часа на три, но собравшиеся в переполненном  клубе нас терпеливо ждали. Там были  дети и молодежь, и старики.
Подъехав к клубу и увидев огромную жаждущую концерта толпу мы с Левой сразу бросились в клуб разыгрывать свой номер, в своей одежде без переодевания – времени не было. Клуб представлял собой большую избу с «дохлой» сценой с «дышащими» подмостками и дырявым занавесом. Выбежали на сцену, объявили номер и сходу начали выступление. Наступает момент, когда я – Яшка артиллерист встречаюсь с Львом – дедом Ничипором, направляю на него ружье и должен произвести реплику «Снимай сапоги». Вглядываюсь в своего партнера, а он вместо испуга, с трудом сдерживает смех. Опускаю глаза вниз и вижу, что у него на ногах вместо сапог грязные заношенные ботинки, которые он не успел переодеть. Но я не стушевался – вместо реплики «Снимай сапоги» кинул реплику «Снимай сукин сын рваные ботинки ….». Эпизод колхозникам понравился и был встречен дружескими аплодисментами.

Понравился и весь концерт, особенно танцевальная группа.

Больше того, узнав о предстоящем приезде нашей  концертной бригады, в клуб приехал представитель, находящегося по близости дома отдыха, который упросил нас  повторить концерт в доме отдыха, пообещав накормить  нас и устроить на ночлег.
Предложение было интересным и мы его с  удовольствием приняли. При этом представитель дома отдыха очень извинялся, что не может предложить нам ничего для обогрева, но заметил, что если собрать по одному рублю с отдыхающих, то можно и решить этот вопрос. Мы были люди деловые и восприняли это положительно.

Сбор рублей был поручен интеллигентному  архитектору – Изольде Марковой, которая была поставлена у входа в зал с чьей – то подходящей широкой шапкой, которую она, стыдясь, держала отвернувшись от  входящих зрителей. Сбор был не большой, но на бутылку хватило.

Так что ужин прошел с «сугревом». Благодарные зрители скучного дома отдыха были нам очень признательны и сочли наш концерт весьма достойным.

Таким образом, комсомольская гастроль удалась, - поручение Райокома комсомола было выполнено.