Гранатовое зёрнышко- пьеса

Оксана Парзян
                Часть 1
Пьеса для подростков и взрослых
Действующие лица:
Мать Велена
Дарина (приёмная дочь Велены)
Радомир (родной сын)
Нищенка
Птица
Царь подземных богатств Рамман
Царица Водана
Баба-Яга
Драгон – сын Яги
Летучая-мышь Ядовит
Макоша (Богиня домашнего очага)
Водяна жрица
Ягуар
Камень
СЦЕНА 1
Домик у горной реки. На траве сидит девочка-подросток и вышивает. Она поёт. У дома растёт ракитовый куст. Стоит стол и лавка.
Как у горной реки, как у горной реки
Расцветает ракитовый куст
Говорила мне мать, говорила мне мать,
Отчего я Дариной зовусь.
Выходит её мать с корзинкой хлеба и кувшином, наполненным молоком, ставит на стол и подпевает:
Ты подарок небес, ты сияние звёзд
Я искала тебя среди птиц.
Мне тебя принесла наша Матерь-река,
На руках водяных юных жриц
И забыла я дочь, дорогая моя,
Как излила я озеро слёз…
Дочь встаёт, подходит к матери, обнимает её и подпевает:
И очнулась я, и очнулась я
Среди сосен лесных и берёз…
Велена: «Как закончишь рукоделие, напеки ещё хлебов. Ночью большой праздник в честь сбора урожая. Боюсь этого нам не хватит».
Дарина (пальцы загибает): «Матушка, почему ты заставляешь нас с братом так много работать? Никто из детей, там в деревне за рекой столько не умеют, как мы с Радомиром. Хлеб печём?».
Велена (тоже пальцы загибает): «Печёте-печёте!».
Дарина: «Сети плетём?»
Велена: «Плетёте-плетёте!»
Дарина: «Корову доим?».
Велена: «Доите-доите!».
Дарина: «Брюкву сажаем?».
Велена: «Сажаете-сажаете!».
Дарина стоит руки в боки: «Ну за что, мама?!»
Велена обнимает дочь: «В счёт будущего, дочь, в счёт будущего».
Мать кладёт пару булок в узелок, завязывает и уходит, на ходу наказывает дочери.
Велена: «Даринушка, как твой братец натаскает воды курам, пускай яблок насобирает, я к тётушке, а ты не забудь по обычаю накормить гостя хлебом».
Дарина: «Какого гостя?».
СЦЕНА 2
Из-за дома выходит брат. Голову наклонил, брови нахмурил, насупился.
Дарина: «А, вот ты где! Бездельник! Пойди кур накорми. Мне с хлебом закончить велено».
Радомир (чуть ли не кидается на сестру): «Сама накорми! Раскомандовалась тут! Ты мне не родная сестра, чтобы тут приказы раздавать!».
Дарина вздохнула и потрепала брата по голове.
Дарина: «Я тебе не родная, зато ты мне – родной!». Она зашла в дом.
Брат берёт хлеб, отламывает и жуёт, потом отпивает молока.
Возле дома появляется страшная нищенка (сгорбленная старуха, вся в чёрном).
Нищенка: «Доброго вечера тебе, мил человек!».
Радомир: «Чего тебе надо, бабка! Иди, куда шла».
Нищенка: «Внучок, я уже целую неделю во рту крошки не держала! Угостишь бабушку хлебцем? Что мне старой? Мне совсем немного нужно».
Радомир: «Ещё чего! Нам и этого мало будет».
Нищенка: «Внучок, а молочка не дашь отпить? Старухе и глотка хватит, чтобы насытиться».
Радомир: «А ну пошла, старая! А то Черныша на тебя на травлю. Черныш! Черныш!».
За домом слышится лай собаки.
Вдруг раздаётся гром! Девочка выбегает из дома. Нищенка сбрасывает лохмотья.  И перед детьми предстаёт сама Баба-Яга.
Макоша: «Радомир! За то, что ты в такой великий праздник нарушил закон гостеприимства и проявил жестокость, быть тебе навеки в услужении у Царя подземного Раммана. Так стань же ты отныне зверем немым, ко всему светлому слепым!».
И превратился Радомир в полевую мышь! И провалился под землю.
СЦЕНА 3
Комната. В комнате красивый домашний очаг.
Внутри дома - Велена. Она очень больна. Дарина подносит матери пить.
Велена  поднимается с постели, подходит к окну и поёт:
Мой любимый Радомир,
Ты моя отрада.
Как родился ты на свет,
Я была так рада!
Без отца ты рос давно,
Был упрям и ветрен.
Почему ты сделал зло?
Как мне жить на свете?
Дарина помогает матери лечь на постель, укрывает её одеялом и подходит к очагу.
Дарина (в отчаянии обращается к очагу, практически кричит): «Ну что, что я могу ещё сделать?! Если бы я могла вернуть брата, то мама бы выздоровела! Я сделала бы всё, что угодно, всё, что угодно…».
Она сидит, закрыв руками лицо. Внезапно огонь вырывается из очага.
В комнате появляется Макоша – покровительница домашнего очага.
Дарина: «Ой, а Вы кто, госпожа?!».
Макоша: «Для начала, здравствуй, красавица. А ты, разве меня не признала, девица? Я Макоша, покровительница всех хозяюшек и вашего очага!».
Дарина: «Здравствуй, матушка Макоша! Я думала, что ты существуешь только в сказках, которые я от мамы слышала!».
Макоша: «Ох, уже эти мамы. Дай им волю, они и жизнь детей превратят в сказку. Хорошо, если добрую».
Дарина: «Ты поможешь мне вернуть брата, и исцелишь мать?».
Макоша: «Вытри слёзы, хозяюшка! Ты же умница, додельница и рукодельница. Таким девочкам я всегда рада помочь».
Дарина: «Что я должна сделать?».
Макоша: «А ты точно хочешь вернуть брата? Ты хорошо подумала?».
Дарина: «Конечно! Брата превратили в мышь. Мама заболела так, что, вот-вот, умрёт. А дом наш разрушается на глазах. Кто-то же должен это исправить!».
Макоша: «Но ты же не из этого рода? Зачем тебе спасать мальчишку, который тебя всё время обижал? А мачеха заставляет тебя работать, без отдыха».
Дарина: «Замолчи! Лучше уходи отсюда! Я справлюсь без тебя, как-нибудь. Злая ты! Это ты мачеха, а она моя мама! И, вообще, хочу и работаю, тебе то, какое дело?».
Макоша: «И всё же?».
Дарина: «Матушка Макоша, я не знаю, какого я рода-племени, но моя семья – это Радомир –дурачок и добрая мама Велена. Когда я замерзала на берегу, запутавшись в сетях, мой батюшка покойный принёс меня к себе домой. А матушка отогревала всю ночь. Все остальные люди в деревне хотели избавиться от меня, думая, что я дочь водяного. Но родители не отдали меня на суд людской. Я уже достаточно взрослая, чтобы отплатить добром за добро, мне уже целых четырнадцать лет!».
Макоша: «Что же, я знаю, что ты говоришь правду. Ты действительно взрослая, как я погляжу. В твои то годы девчонки из деревни всё дурачатся, а ты умеешь быть благодарной и отзывчивой. А в наше то лихое время, это, ой, как дорого то стоит, девочка!».
Дарина: «Ты уж прости меня за грубость. Не серчай. Обидели меня слова твои».
Макошь: «Я не сержусь. Нагрубила ты мне, конечно, но запомни, - божествам не грубят. Но прощаю я тебя. От сердца слова твои были. Брат твой служит в свите подземного царя Раммана, повелителя сокровищ и подземных богатств. Дам я тебе веретено волшебное, оно тебе в дороге службу хорошую сослужит. И зеркало, говорящее. Ты иди от дома по тропинке на север, никуда не сворачивай. Там сестра моя живёт, Ясуня Ягишевна. Спросишь у неё, как в царство Раммана добраться. А я о матушке твоей позабочусь».
Дарина: «Спасибо, матушка Макоша. А как я узнаю, что мне с веретеном, да зеркалом делать».
Макоша: «Зеркало пригодиться, когда лицом с лютостью встретишься, а веретено, когда пути нужного не отыщется».
СЦЕНА 4
Дарина идёт по лесу
(голос матери)
Моё сердце всегда с тобой,
Дочь моя, звёздочка ясная.
На руках пронесу над бедой,
злу и гневу, тебя, не подвластную.
И откуда такая взялась?
Моя девочка, небом обласканная.
Возвращайся, скорее, домой.
Я встречать тебя буду с радостью.
Избушка Бабы-Яги. Дарина в нерешительности останавливается. Осторожно стучит в дверь. Дверь отворяется, и на пороге появляется парень-подросток с мечом в руке.
Драгон: «И кого здесь черти носят?».
Дарина: «Меня».
Драгон: «И что «Мене» от меня надо?».
Дарина: «Я ищу сестру матушки Макоши, Ясуню Ягишевну».
Драгон кричит: «Мама! Ты опять кого-то прокляла?».
На пороге появляется Баба-Яга.
Ясуня: «Что значит опять? Это что за претензии? Работа у меня такая. Сколько раз тебе объяснять, нечестивец, что мать твоя ревизором служит. Меня Лесной совет на эту должность назначил, чтобы я «проклятывала» не людей, олух ты, а нелюдей!».
Драгон: «Только от твоей работы кони дохнут, богатыри толстеют, девицы стареют».
Ясуня: «Богатыри толстеют от того, что ведут неправильный образ жизни! Вот ты, когда в последний раз с мечом тренировался?!».
Драгон: «Опять, двадцать пять».
Ясуня: «Вот то-то, и оно! А на какие шишки ты мухоморы за обе щёки уплетаешь, не за мои ли, кровные, еловые, с зёрнышками, а?! Лучше бы пошёл магическую тригонометрию поучил, кровопивец! Я без тебя разберусь».
Драгон никуда не уходит, а садится по-турецки, рядом с порогом и балуется мечом.
Дарина: «Добрый день, Ясуня Ягишевна. Мне бы к царю Рамману попасть, не подскажите ли, куда мне направится?».
Ясуня: «Драгон, сынок! Ты посмотри, какая девица благовоспитанная! Вот с кем водится надо, а не кикимор твоих болотных ко мне в дом приводить! Посмотри какая она чистенькая, аккуратненькая, наверное, читать умеет! А твоя та, что лешего дочка, из своего болота годами не вылазит, педикюры из водорослей делает. Ты б сказал, Болотнице своей, что ей косметика уже не поможет!».
Драгон: «Мама!»
Ясуня: «Ну что, мама! Я о тебе беспокоюсь, кому ты без меня нужен будешь, когда я умру, бестолочь!»
Драгон: «Мама, Бабы-Яги не умирают»
Дарина: «Так как мне до царства Раммана дойти?».
Ясуня: «А ты, девица, не того грубияна ли сестра, что в праздник великий для рода людского куска хлеба бедной нищенке пожалел!».
Дарина: «Да, того самого. Меня Дариной зовут. Не серчайте, Ясуня Ягишевна, это он после смерти батюшки озверел. Радомир добрый мальчик. Он Черныша, собаку нашу, щенком из реки вытащил, сам выходил, выкормил. И по дому он всегда помогал, если попросишь».
Ясуня: «Вот тот и оно, что, когда попросят, тогда и помогал! А самому догадаться, слабо было?! Хорошо, попробую я тебе мышонка твоего домой вернуть. Но девица, я погляжу, ты не простая, уж больно от всех других отличаешься. Ну да ладно, не моё это дело. Подои мою корову, что в хлеву стоит, а потом и поговорим. Драгон, проводи её в хлев!».
Яга уходит в дом. Выносит ведро. И ставит на порог. И снова заходит в избушку.
Драгон: «Дарина! Корова у матери моей непростая, зачарованная. К ней никто из простых смертных подойти не может. Восемь из десяти претендентов сразу вылетает, на первом же туре!».
Дарина: «А что? Будет ещё и второй тур?».
Драгон: «Да ты не трясись! Так уж и быть, подскажу тебе кое-что. Есть у меня средство волшебное одно. Бурёнка сразу же присмиреет, как дашь ты ей, вон той, травки».
Парень подскакивает с места и срывает пучок травы у порога.
Дарина: «А взамен ты чего попросишь?».
Драгон: «Возьми меня с собой к Рамману!».
Дарина: «А тебе зачем?».
Драгон: «У него в саду дерево растёт волшебное. С плодами алыми, как яблоки, только в толстой кожуре, а внутри зёрнышек, - как семечек в подсолнухе! Плоды те от любой хвори исцеляют, говорят, что, даже, могут кого угодно бессмертным сделать! А охраняет это дерево Птица Сирин с белоснежными крыльями».
Дарина: «От любой хвори говоришь? А ты его видел?»
Драгон: «Хотелось бы посмотреть. И росточек домой принести».
Дарина: «Для себя?»
Драгон: «Да мне зачем? Матери моей: чтобы стала она молодой и красивой, как женщины в деревне. У всех матери, как матери, а у меня одного – Баба Яга!».
Дарина взяла ведро и направилась в хлев. Потом обернулась на полдороги и сказала:
«Лучше пусть будет Баба-Яга, чем никакой».
Дарина подаёт Ясуне ведро с молоком. Та цокает языком.
Ясуня: «Молодец, Дарина, справилась ты с заданием. Поэтому дам тебе отпить молочка. Так ты до царства Раммана дойдёшь, и сыта будешь в дороге, и силы сохранишь. Иди через чащу, на восток, а там за рекой, и гора с пещерой. Туда тебе и надобно спуститься».
Дарина: «Спасибо Вам, Ясуня Ягишевна». И поклонилась.