Встреча

Ольга Анцупова
Я стояла на перроне, маясь от жары. До прихода электрички оставалось ещё полчаса, будущие мои попутчики бесцельно слонялись от колонны к колонне, стараясь не покидать тень от тента. Собственно, в тени этой не было никакого спасения от полуденного зноя, запаха жареных пирожков и дурманящего аромата цветов в вазонах.

Присесть было негде, и я решила хотя бы минут на 20 снова вернуться в прохладу туннеля, по которому выходила на перрон. Как оказалось, таких «сообразительных» набралось много и мне пришлось пройти подальше.

Прислушиваясь к объявлениям, я машинально разглядывала людей и тут мое внимание привлек какой-то бомж, неизвестно как попавший в туннель. Строгая пропускная система на станции (только по приобретенным билетам и только через турникет мимо охранника!), казалось бы, начисто исключала такое явление. Тем не менее, внешность мужчины и тот факт, что он уселся прямо на пол, бесцеремонно вытянув ноги в проход, не оставляли никаких сомнений в том, что в сторонке от пассажиров спасается от жары человек «без определенного места жительства».

Несмотря на сумрак, яркое пятно его рыжих волос – рыжих не с медным отливом, а с каким-то мультяшно-оранжевым оттенком – резко выделялось на фоне серой стены. Наверное, поэтому я невольно задержала взгляд на безликом силуэте, поймав себя на мысли, что в своей жизни я встречала не так уж много «рыжих» людей. Тем более, с таким характерным оттенком волос.

И тут бомж поднял голову…

Трудно описать словами моё изумление: передо мной был Вадик Р. – самый умный и самый талантливый ученик нашей знаменитой когда-то математической школы! Про него в свое время взахлеб писали специализированные журналы, ему пророчили блестящее научное будущее, уже в 9-м классе его взял под своё крыло профессор М., а в последующие годы я от своих бывших одноклассников не раз слышала о том, что из всего нашего выпуска Вадим оказался самым обласканным судьбой и даже перестройка 90-х особо не отразилась на его карьере и на материальном достатке.

Судя по глазам бомжа, он меня не узнал, что и неудивительно, если учесть 40 лет, прошедших со дня нашей последней встречи. Более того, моё внимание его, похоже, раздражало, и мужчина тяжело встал, собираясь уходить.

Но я не могла обознаться! Тем более, эти рыжие волосы…

В это время объявили мою электричку. Разум тут же вступил в конфликт с душой: следующая электричка будет только через пять часов, а Вадим это или нет – я точно не знаю… Но если это он, то я просто не могу оставить его в таком положении.

…Услышав цоканье каблуков за спиной, рыжий недовольно обернулся:

- У Вас проблемы, дама?
- Вадим! Вадим Р.! «Фоксик»! – я даже вспомнила школьную кличку одноклассника, данную ему из-за цвета волос.

Бомж хмуро вглядывался в моё лицо. Не узнавал. По-моему, и не пытался узнать. Но вместе с тем, и не говорил, что я ошиблась.

- Не могу Вас вспомнить, извините.
- Я – Оля. В школе сидела прямо за тобой.

Рыжая голова дернулась, и бомж шагнул ко мне:
- Лёлька! А где же твои роскошные косы ниже колен?
- Косы годами снесло, - с облегчением рассмеялась я, убедившись окончательно, что не обозналась. - Вадим! Как ты в этот город попал?! Почему в таком виде?!
 
Вадим усмехнулся:
- Вид как вид. Не заморачивайся. Никакой трагедии. И даже не жди от меня душещипательных заезженных историй про жену-стерву или черных риэлторов. С женой мне повезло, на неё молиться надо. Сама знаешь – любит меня ещё со школы. С риэлторами дела не имел. Смертельно не болен. Не алкоголик. Из НИИ никто меня не выживал. Черепно-мозговых травм после побоев не имею. Побоев в моей жизни тоже, кстати, пока не было…

- Но тогда почему?...

- А надоело! – махнул рукой Вадим. – Вдруг проснулся и понял – всё это суета сует. Помнишь Калягинского героя в фильме «Старый Новый год»? Вот и у меня такое прозрение наступило однажды.

- Стоп! Тот герой был просто в плохом расположении духа и не отказался в конечном итоге от нормальной жизни…
- Норма-а-альной?! – расхохотался нервно Вадим. – Нормальной?! Да ради чего всё это?
- Что «это»?

Вадим опять передернул головой:
- Да все эти наши переживания, стремления, эмоции, карьеры, планы, амбиции, открытия, награды, звания, влюбленная жена, дети-отличники, трехэтажный коттедж с финской сантехникой!!! Ведь от всех от нас – и от гениальных, и от придурков – в конечном итоге одно лишь пятно на земле останется… Ну, то, которое сразу пометят деревянным крестом и на котором надпись дурацкую красивым шрифтом о вечной памяти напишут.

Я растерялась.
- Вадик! Может, тебя Лика бросила?
- Ты меня что – не слышишь?! Никто меня не бросал. Просто однажды я понял, что все мы на этой планете никому не нужные временщики. Родился с криком, сдох с криком. И всё, чего ты достиг – для тебя лично уже никакого значения иметь потом не будет, ведь праху слава не нужна.

- Вадим, может, это просто временные метания? Кризис возраста? Нельзя же так! По твоей логике – родившись, мы должны сразу встать в очередь за смертью? А точнее, даже не встать, а остаться лежать и ничего не делать?

Вадим раздраженно махнул рукой:
- Ты такая же, как все! Я специально даже в другую страну уехал, чтобы ко мне никто не лез со своими вопросами и спасением моей «заблудшей души» – ни Лика, ни дети, ни друзья, ни коллеги. Никто! И ты тоже не лезь. Тебе нужно какое-то объяснение? Ну, тогда считай меня дауншифтером*!

…Я некоторое время смотрела в спину рыжего бомжа, уходящего в сумрак туннеля. До следующей электрички оставалось ещё несколько часов…

Постскриптум

Вернувшись домой, я сразу связалась с Ликой и она подтвердила мне всё, что рассказал Вадим. Женщина долго расспрашивала, как выглядит Вадим, сыт ли он, одет ли. Потом со мной разговаривал старший его сын (дочь, как оказалось, находилась в роддоме – у Вадима, вот-вот, должен был появиться на свет пятый по счету внук). Дети и жена моего одноклассника были взволнованы полученной от меня информацией, обеспокоены дальнейшей судьбой своего мужа и отца, но судя по всему, за прошедшие 12 лет они уже смирились с его решением. Хотя так и не поняли причин.

*Дауншифтер - человек, сбежавший от цивилизации и ставший добровольным отшельником.
Основной философский постулат дауншифтинга – отказ от «чужих целей», навязанных обществом, от ценностей «общества потребления», от вечной «гонки» по карьерной лестнице, от жизни во имя наращивания капитала, от «денежного рабства» и пр…

Иллюстрация с: