Взятка. Село Александрия. 1912 год

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Здание волостного правления села Александрии Благодарненского уезда Ставропольской губернии.
Фото 1967 года. Из архива Лисова И. Г.


***

ЗОЛОТАРЕВ ЛЕОН ИВАНОВИЧ
- СТАРШИНА СЕЛА АЛЕКСАНДРИИ
1912 г.

14 июня 1910 года был издан Высочайший Указ, по которому крестьяне Ставропольской губернии стали выходить из сельских общин и организовывать свои единоличные хозяйства.

На 1 января 1912 года по Благодарненскому уезду 20 процентов домохозяев со своими семьями перешли к хуторскому землевладению. В обиход входило выражение: «вышел на отруба».

Эта кампания не обходилась без нарушений. Так в селе Александрии Благодарненского уезда некоторые единоличные хозяева не только осваивали земельные участки, нарезанные им землемерами, но и занимали дополнительные участки, пригодные для выращивания овощей.

В начале декабря 1911 года Александрийскому волостному старшине Золотареву Леону Ивановичу поступила жалоба: «…Некоторые хуторяне прихватили излишнюю землю под свои огороды, начали сооружать там хозяйственные постройки».

Леон Иванович решил лично проверить состояние дел, пригласив комиссию из числа авторитетных крестьян. А так как погода была зимней, морозной, то перед выездом старшина и члены комиссии выпили водки, да еще и собой прихватили несколько шкаликов.

Лично Леон Иванович объехал все хутора, перечисленные в жалобе. В присутствии членов комиссии он говорил хозяевам:
- Постройки снести! Землю с весны не использовать!

Новоселы просили старшину не спешить, подождать решения сельского схода. Но Леон Иванович был неумолим, топотал ногами, кричал:
- Выполнять! Немедленно! Разорю всех!

Но к концу дня Леон Иванович помягчел, то ли устал, то ли подобрел от выпитой водки.
- Ладно! Даю три дня отсрочку! – таким было его окончательное решение.
 
 Владельцы хуторов поняли это решение по-своему! На следующий день в условленное время в волостное правление пришли нарушители, да не с пустыми руками, а с подарками. Так как Леон Иванович увлекался горячительными напитками, отдавая предпочтение спирту, то просители принесли спирт и деньги.

Троекратно перекрестясь, зажав в кулаке два рубля, первым в кабинет волостного старшины постучал Прокофий Логачев. Пробыл он у старшины не долго, вышел мокрый как рак.

- Взял? – дружно, но тихо, спросили его хуторяне.
- Слава те, Господи! Взял, - так же тихо ответил Прокофий.
- Слава те… Слава те, - зашептали и закрестились мужики. – Быть добру! Быть добру!

Вторым, уже не таясь, к старшине пошел Никифор Борских. Он нес подарок: два рубля и сороковку спирта. Затем, подарок поднес Дмитрий Пастухов – три рубля и два шкалика спирта.

Когда все посетители были приняты, Леон Иванович, обычно суровый и решительный человек, теперь же, счастливый от внимания односельчан и подобревший от выпитого спирта, вышел на крыльцо волостного правления и провозгласил:
- Хуторяне! Учитывая Ваши многочисленные просьбы, решение об огородах выносим на очередной сельский сход!

Вскоре сход села Александрии состоялся. Хуторяне обратились к односельчанам с просьбой продать им участки, распаханные под огороды. Учитывая, что эти участки были далеко от села, «у черта на куличках», никто возражать не стал.

 Сход уважил просьбу и единогласно проголосовал за соответствующий приговор. Все остались довольны: старшина – «при барышах и пьян», хуторяне – получили огороды.

Но без скандала не обошлось! Как известно, в каждом коллективе есть люди, у которых «в одном месте свербит», если кому-то хорошо. На сходе прошел слух, что старшина брал взятки. Крестьянин Иван Леликов, находясь с Леоном Ивановичем в неприязненных отношениях, подал земскому начальнику пятого участка, коллежскому секретарю Русановскому Михаилу Михайловичу прошение о преследовании руководителя села за взятки.

11 марта 1912 года Ставропольская губернская газета «Ставропольский край» сообщала: «…П. Логачев на допросе у земского начальника показал, что он дал ему два рубля за то, чтобы старшина не разорял его построек и не кричал на него, притопывая ногами.

Относительно других взяток подал жалобу земскому начальнику  Коршунов и выставил свидетелем Пастухова.

Старшина не остался перед Пастуховым в долгу. Через несколько дней он приехал к Пастухову  и разметал у него сарай». [48]

***

Пройдет много лет и фамилия Золотарева Леона Ивановича всплывет при привлечении группы александрийцев к уголовной ответственности за антисоветскую деятельность.

13 декабря 1929 года подследственному, крестьянину Шумейко Григорию Платоновичу следователь ОГПУ задал вопрос:
- Кто в январе 1919 года, при оккупации села Александрии Добровольческой армией, арестовывал крестьян, сочувствующих советской власти, и красноармейцев и производил их порку.

Г. П. Шумейко ответил:
- Этим занимался старшина села Золотарев Леон Иванович. Я был старшиной села при белых, но позже. При вступлении в село Красной Армии в феврале 1920 года, я был арестован Губчека, сидел под следствием шесть месяцев, затем был оправдан.

По приговору Тройки от 7 января 1930 года, Шумейко Григорий Платонович, обвиненный в преступлениях по Статье 58, пункты 2 и 10 УК, был расстрелян.

ИСТОЧНИКИ:
48. Соколов В. В. Сборник сведений о г. Благодарном. Факты, события. Статистика. Ставрополь, 2013. Газета «Северокавказский край», № 287 от 11 марта 1912 года.

Владимир Пузиков
Василий Соколов
27 мая 2016 г.
Г. Благодарный