Мой товарищ Саша Блискунов

Зиновий Бекман
               

     Я мог бы написать « мой друг», и это тоже было бы близко к истине, поскольку все годы нашего знакомства мы относились друг к другу с  взаимным уважением и симпатией, хотя никогда не ходили, друг  к другу в гости и не имели общих тусовок.

    Познакомились мы в студенческие годы во второй половине  пятидесятых пошлого века, когда  учились в симферопольских  училищах: я в музыкальном, а он в художественном, ещё задолго до того, когда он связал свою жизнь с медициной.
     С тех пор, живя в одном городе, наши дороги часто пересекались в
в библиотеке и  читальном зале, в художественном музее и концертных залах.
 
    К великому сожалению, имя АЛЕКСАНДРА  БЛИСКУНОВА  мало о чем говорит широкому кругу читателей и не очень известно в мире, даже коллегам по профессии.  И это вопиющая несправедливость по отношению к такой яркой и незаурядной личности:  выдающемуся ортопеду-травматологу, гениальному ученому-практику и врачу от бога.
В медицинской науке XX столетия БЛИСКУНОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ оставил заметный след, опередив  свое время.

    Ещё в студенческие годы его привлекают идеи и научные разработки корифея советской ортопедии и травматологии Г.А.ИЛИЗАРОВА, чьё имя и основанная им в зауральском городе Кургане клиника снискали мировую известность. Он чтит Илизарова как своего учителя, называя его  «основоположником метода и техники дистракционного активирования костного регенерата».Вместе с тем он считал что, изобретенные Илизаровым аппараты-дистракторы слишком громоздкие и приковывают больных на многие  месяцы, а то и годы к больничным койкам.
.
     Я помню, как он мне об этом говорил, когда после окончания института его направили на должность врача-травматолога в Луговскую больницу Симферопольского района. Там ему выделили крохотный кабинет, и он получил доступ в операционную, где осуществил первые свои операции. Это время совпадает с защитой кандидатской диссертации, посвященной хирургии позвоночника. В ней он разработал метод операции, который позволял выписывать больных из стационара буквально через несколько дней, а не через несколько недель неподвижного лежания.

     В то время мы часто общались. В этой же больнице ведущим оперирующим  врачом-гинекологом работала тетя моей жены. Как-то у неё произошел сложный перелом ноги, и Саша её лечил. Мы много раз её навещали, постоянно общаясь с ним. Тогда я впервые увидел образцы аппаратов-дистракторов уникального метода удлинения конечностей, над которыми он работал. В отличие от аппаратов Илизарова они были портативного размера и изящные.
       К моему большому удивлению я тогда узнал, что все инженерные расчеты и чертежи он производил сам, на кульмане, который стоял у него в кабинете. Но ещё больше я изумился, когда оказалось, что все металлические детали из особого сплава он собственноручно, по своим чертежам,  изготавливал  на токарных станках.

      А вообще, зная Сашу, можно было не удивляться – он был на редкость мастеровым и у него были руки Левши. И, наверное, при необходимости он бы  мог тоже "подковать" блоху. Еще в ранней юности ему удалось изготовить гармонь. А, когда в середине пятидесятых появились первые электрогитары и их трудно было приобрести в розничной торговле, Саша сконструировал и своими руками изготовил несколько таких гитар, необходимых ему для работы.
      Мало кто знает, что в студенческие годы, чтобы иметь дополнительную добавку к скудной студенческой стипендии, Александр Блискунов, профессионально владея игрой на гитаре, играл на свадьбах, в эстрадных оркестрах кинотеатра и молодежного кафе.

     Но делом его жизни остается ортопедия и травматология. В Луговской больнице он работает с чисто юношеским задором и упрямством по 14-15 часов в сутки без выходных.
За пять лет, с 1971 по 1975 годы, он получает 17 авторских свидетельств на изобретения и 30 удостоверений на рационализаторские предложения.

      Проходят годы. Александр Блискунов с боем защищает в Москве  докторскую диссертацию. На защите он демонстрирует свои уникальные аппараты - фиксаторы  для восстановления костей после переломов и внутрикостные миниатюрные дистракторы для удлинения конечностей. Он демонстрирует пациента, у которого от рождения одна нога была короче другой. С помощью своего аппарата ему удалось удлинить конечность на 11 см.

У него десятки оригинальных неповторимых авторских свидетельств, и вместе с этим нет  ни кафедры в институте, ни серьезной клинической базы.

     Имя Александра Блискунова попадает в поле зрения московской журналистки Книжниковой Софьи Львовны. В очерке о нём, напечатанном в одной из центральных газет, она называет его «ЧЕЛОВЕК-НИИ, ГЕНИАЛЬНЫЙ ТРАВМАТОЛОГ И ВРАЧ ОТ БОГА»
Для сравнения она приводит такие данные. За  10-летний период (1984-94г.г.)
15 научно-исследовательских институтов травматологии и ортопедии подали 352 заявки на изобретения, а получили 51 авторских свидетельств.
       За это же время  АЛЕКСАНДР БЛИСКУНОВ ОДИН подаёт 130 заявок на изобретения и получает 49(!) авторских свидетельств.

        Высокую оценку научным и практическим достижениям своего младшего коллеги дает сам ГАВРИИЛА АБРАМОВИЧ ИЛИЗАРОВ:
«Восхищен принципиально новой стратегией удлинения трубчатых костей без ВНЕШНЕЙ АТРИБУТИКИ. Это направление А.И.БЛИСКУНОВА – ХИРУРГИЯ ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ»

     Мне хочется подчеркнуть мало известный широкому кругу факт из биографий
Г,А .Илизорова и А.И.Блискунова – оба они являются выпускниками Крымского медицинского института.

     Наконец,  В 80- годы Александр Блискунов получает кафедру и должность профессора в родном институте и большое клиническое отделение в центральной городской больнице.
 К нему начинают приезжать пациенты со всего мира. Характерной особенностью его лечения травмированных больных было экстренное конструирование и изготовление на заводах Крыма аппаратов под каждую конкретную операцию.
      Его дистракторы по удлинению костей и конечностей творят чудеса. Они способны удлинять и выравнивать ноги, увеличить  рост, даже  здорового человека, без каких бы то ни было неудобств в повседневной жизни. Кстати, то ли в шутку, то ли в серьез, Саша и мне предлагал  увеличить мой рост.
    Он не раз подчеркивал: «С моими аппаратами человек может водить машину, жениться и проводить медовый месяц в свадебном путешествии.»

         Так получилось - неоспоримый факт, что, несмотря на выдающиеся научные и  практические достижения, АЛЕКСАНДР БЛИСКУНОВ всегда оставался несколько в тени своего знаменитого предшественника Г.А. ИЛИЗАРОВА. Может быть потому, что у него не было столько ученых званий, регалий и наград.
       Вместе с тем он был ПРОФЕССОРОМ, ДОКТОРОМ МЕДИЦИНСКИХ НАУК, ЗАСЛУЖЕННЫМ ИЗОБРЕТАТЕЛЕМ СССР, АВТОРОМ  125 ИЗОБРЕТЕНИЙ И 267 НАУЧНЫХ РАБОТ.
        АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ БЛИСКУНОВ единственный в мире хирург-ортопед, награжденный БОЛЬШОЙ ЗОЛОТОЙ МЕДАЛЬЮ ООН.

     Его приглашали работать по контрактам университеты и клиники США и Израиля, но он без наносного пафоса считал, что его научные труды, изобретения и медицинская практика должны принадлежать его стране и его народу. Он самозабвенно любил и был предан Крыму. Об этом я неоднократно слышал от него  в наших беседах с ним.
 
     Ортопедия  большинства   европейских стран и США не только не достигли уровня научных разработок Блискунова, но, даже не приблизились к ним. Весь мир продолжает оперировать по ИЛИЗАРОВУ и только в  Крыму в Центре Травматологии и Ортопедии им. А.И. Блискунова, в котором работают его ученики и последователи, верны методу БЛИСКУНОВА.

      Однако путь к вершине научной славы паренька из маленькой деревеньки Воронежской области, переехавшего в раннем детстве в Крым, Саши Блискунова был далеко не прост. В 1955 году после десятилетки поступает в Крымский медицинский институт, но, проучившись меньше года, посчитал профессию врача не мужским делом. Бросает институт и призывается в армию.
      После армии работает поездным кочегаром на железной дороге, затем слесарем, токарем и фрезеровщиком на заводе «Продмаш». Его привлекают музыка и живопись .        Самостоятельно осваивает игру на гитаре и поступает в художественное училище.
Но, не доучившись полгода до его окончания,забирает документы и сдает вступительные экзамены в Ленинградский Политех. Не набрав необходимых баллов, возвращается в Симферополь.
 В 1963 году восстанавливается в медицинском институте и блестяще его оканчивает.

       Александр Блискунов был гармоничным, всесторонне  талантливым и во многом гениальным и энциклопедически образованным человеком.
По уровню своего дарования в Крыму его сравнивали с Леонардо да Винчи. И я думаю, вполне заслуженно. Он был тонким знатоком и ценителем музыки и литературы.
Как художник Саша оформил в разных издательствах более 150 книг. Его дружеские шаржи неоднократно печатались в крымских газетах.

      Саша с улыбкой рассказывал, как во время лекции по ортопедии в Израиле в Тель- Авивском университете, он развесил в качестве иллюстраций множество схем и рисунков.
Один из присутствующих бизнесменов от медицины спросил, какая фирма изготовила ему все эти наглядные пособия. Саша ответил: «Я, собственноручно»
      - Так зачем же Вам медицина?- воскликнул тот.
      
    Не все телезрители знают о том,что каждый выпуск рубрики «Будьте здоровы» открывается юмористическим рисунком, сделанным А.Блискуновым: «ПАПА, МАМА и РЕБЕНОК – здоровые, забавные, в меру упитанные и…гармоничные».
Он подчеркивал: «ГАРМОНИЯ ЗДОРОВЬЯ – ЭТО САМАЯ СВЕТЛАЯ ГАРМОНИЯ»

    Достигнув высот славы, Саша никогда этого не подчеркивал, оставаясь в общении простым,доброжелательным,отзывчивым и деликатным человеком.
Как-то мы с ним встретились на похоронах известного в Симферополе музыканта, с которым я учился в музыкальном училище, а Саша играл много лет в эстрадном оркестре кинотеатра, которым тот руководил.
       - Как дела, старик? - спросил он меня.
       - Не очень хорошо, Александр Иванович, - ответил я.
       - Золька, ты что спятил? Какой я тебе Александр Иванович, расскажи, что случилось.
       - Мама упала и сломала шейку бедра. Неделю тому назад.
       - Почему же ты сразу мне не позвонил?
\      - Я посчитал это неудобным. Если все знакомые и друзья по такому поводу будут звонить тебе, доктору наук. К нам приходил хирург с поликлиники.
       - Ты меня, старик, удивляешь. Это же твоя мама. Сколько ей лет?
        -  85.
        -  Тем более. Завтра в полдень приезжай на своем «Москвиче» ко мне на кафедру, мой не заводится. Стоит на приколе.
        - Хорошо, Саша. Спасибо. Но предупреждаю, я живу на 10 этаже, а лифт часто не работает.
         - Это неважно – доберемся.
Назавтра я привез Сашу домой, и, кстати, лифт работал. Он внимательно осмотрел мамин перелом и предположил вколоченный перелом. Чтобы подтвердить свой диагноз сказал, чтобы завтра я  опять приехал к нему на кафедру, он пошлет рентгенолога с портативной переносной рентгеноустановкой. Снимок подтвердил диагноз. Посмотрев снимок, Саша сказал, что оперировать в таком возрасте не стоит. Надо полежать, чтобы срослись хрящи
и тогда мама сможет самостоятельно  с помощью палочки передвигаться по квартире.
Когда мы прощались, он, потупив взгляд, предупредил, что надо быть готовым к тому, что мама через полгода может умереть либо от пролежней, либо от онкологии. Такое в этом возрасте при переломах бедра, к сожалению,  со стариками случается.
В одном Саша был прав – через полгода хрящи на бедре срослись. В другом – ошибся. Мама прожила ещё 12 лет.
   
       Пройдет несколько месяцев и нам придется опять  встретиться с Сашей. На этот раз мой сын, выпускник художественного училища ,во время похода на этюды в горы сорвался со скалы и целую неделю провел в горах  со сломанной  ключицей, которая успела загноиться. Саша в срочном порядке  положил его в стационар, где ему сделали операцию с имплантацией металлического стержня. Ключица благополучно срослась.

      В конце августа 1996 года я вместе с семьей репатриировался в Израиль, вслед за детьми, которые уехали раньше. Накануне моего отъезда мы с Сашей встретились в городе.
Он, не осуждая меня, был откровенно огорчен моим отъездом. И признался, что его дочь с мужем тоже уезжают в скором времени туда же и даже в тот же город.
      - Так что старик, чем черт не шутит, может нам с тобой ещё доведется встретиться на Святой Земле. Мы обнялись.

      Но надеждам этим не суждено было сбыться. Через пять месяцев Саша умер на 58 году жизни от онкологического заболевания.

     Гениальный ученый и великий человек планеты ЗЕМЛЯ, ОПЕРЕДИВШИЙ СВОЁ ВРЕМЯ, АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ БЛИСКУНОВ УМЕР НА ВЗЛЕТЕ СВОЕЙ СЛАВЫ,
не успев осуществить множество научных идей и задумок.

      В день его смерти крымский поэт и друг А.И.БЛИСКУНОВА  Владимир Орлов
посвятил ему такие строки:

           БЛИСКУНОВУ, ВОЛЕЮ ГОСПОДНЕЙ
           В ЗНАК ТОГО, ЧТО ПУТЬ ЕГО ПРОДЛЁН
           БУДЕТ АДРЕСОВАНА СЕГОДНЯ
           БЛАГОДАРНОСТЬ БУДУЩИХ ВРЕМЁН
 
               

                Опубликовано: Газета "Новости недели"Израиль
                Альманах "Наследие" Москва, 2016