Расцарапывая грех. Псдюль от самого Макса Фрая

Ярослав Полуэктов
 Предварить свой комментарий хочу упоминанием того, что я ПО-БОЛЬШОМУ счёту (КАК БЫ) ЛЮБЛЮ этого оригинального автора. У меня дома почти полная его библиотека (в виде самого увесистого её /она=Светлана Мартынчик/ толстенного сборника). Тем более я по возможности (если это возможно) непредвзято пытаюсь оценить последний издательский ход М.Ф.  Мне кажется, что из бутылки выпущен ДЖИН, который до того заведовал планкой вкуса Макса Фрая, который (вкус) буквально балансировал между истинной гениальностью и тонко составленным чтивом для школьниц. Мне до сих пор нравится эта сладкая игра М.Ф. в слова, несмотря на то, что я самый настоящий мужик в приличном возрасте, и в школьницы никак не гожусь.
-------------------------------------------------

      

Итак:
     Мне  не почудилось ли? Будто бы Светлана Мартынчик (Макс Фрай) обмолвилась, что почти всё уже готово, а для выпуска этой книжки не хватает лишь самой малости – вписывания фамилий авторов и названия сборника в обложку.

Да тут нет проблем: обложка и без того прекрасна и красноречива – дальше некуда. Уже и без названия страшно – по одной только аннотации: мёртвые зайцы, авиамодельный кружок… при школе…

Ё-моё! Бр-р-р! Не хватает в комментарии от мёртвого осла ушей, вампиров, крови, крокозябр, чупакабр, могильных пропаданцев, вылезанцев оттуда, и другого традиционного хоррорского набора.

Мы-то (взрослые) не читаем уже таких вещей: кончилось детство и мамы не гоняют чертей из наших спаленок, ибо мамы уже бабушки.

Теперь мы сами окружены детьми: и совсем масенькими (внуками) и достаточно взрослыми (самостоятельными).

И, хоть почитывали в своё время, тайком подобные книжки, то теперь, повзрослев, отчего-то не желаем аналогичного опыта своим детям и внукам.

Знаем мы кое-что низкое о «магнитных» чернушечных жанрах, пусть там внутри хоть «заОКСЮМОРОНятся».

Ох и притягивают же к себе эти романтичные «покупабельные» жанры современных молодых писателей, только недавно забросивших ожерелья, блёстки, перстни, железяки – кто по-настоящему одевался, а кто и фальшиво маскировался под крутого.

Совсем одурели, что ли, эти люди, желающие читательской славы, да поскорей, нехай через такого рода фантазии – а надоели слащавые сказочки – надо поддать жару юным душам. Пусть юные души готовятся к войнам и страстям-мордастям: может не так страшно будет, может и резать станут друг друга с любовью и юмором.

Или этот мрачный художественный товар хотят подбросить взрослому читателю? Или опытному, которого на мякине не проведёшь? Из аннотации Макса Фрая этого не понять.

Но, собственно, факт участия в проекте самого Макса Фрая уже о чём-то говорит. Эти книжки с великолепным оформлением под рекламные фанфары разлетятся как пирожки.

Я не желаю зла и унижения сэру (леди) Максу Фрай, считая её талантливейшей литературной дамой, своего рода маэстро в определённой авторской, узнаваемой стилистике и в жанре исключительно своеобразного фэнтези, который она родила и выпестовала сама за много лет самоотверженного труда и радостей от творчества.

И, хоть я желаю обратной участи литературе подобного рода (уж извините, но это тот самый редкий случай, когда читать – особенно впечатлительным людям - категорически НЕ СЛЕДУЕТ, разве что филологам - исследователям Макса Фрая и её "соборнической деятельности", но будет, к величайшему сожалению, именно так, как не хочется. То есть книжки великолепно раскупятся! Дай, господь издатель, Максу деньжат (они не повредят, Макс заслужил нормальных гонораров!). Но, лично я чистосердечно и наивно не стану рекомендовать читателю этот сборник категорически, и ни под каким литературным соусом.

-----------------------------------------------------------
Буквально через час после написания этого моего комментария к статье самой Светланы Мартынчик, опубликованного ею в своём журнале ЖЖ (ник CHINGIZID) (статью С.М. писала сама – это видно по прелестному стилю, вполне в её духе) я получил по ЖЖ ответ.
Вот этот текст:

"С ЭТИМ НЕ КО МНЕ, С ЭТИМ ВСЁ-ТАКИ К МЕДИКАМ. Я СОВЕРШЕННО СЕРЬЁЗНО.
А ЗДЕСЬ ТАКИЕ ОТЧЁТЫ О ПРЕБЫВАНИИ В ЗАПРЕДЕЛЬНОМ (ПО ТУ СТОРОНУ РАЗУМА) НЕ НУЖНЫ."

-----------------------------------------------------------

     Не нужны, так не нужны. Забаньте меня!

Коротко и ясно. Мне аж жарко стало: от самого Макса Фрая (от литературно коронованной ЗВЕЗДЫ, значит) получил  по ермолке. Это ли мне не своеобразная реклама и клеймо во лбу!

Я-то (никому не известный дядя) по наивности считал, что, правдиво описав естественную реакцию организма, не только не врежУ (от "вредить"), а невольно  создаю фоновую АНТИРЕКЛАМУ самой Мартынчик (ибо антиреклама, как известно самим рекламщикам, - это лучшая реклама для поднятия интереса к персоне: чем больше шумихи, тем жарче интерес).

Но вышло - по Мартынчик -  что дурак-то это я, ведь меня отправляют к медикам (считай к психиатру).  А Светлана Мартынчик на фоне этого выходит вроде доброго советчика и мастера по диагнозам. 

Мне же, поскольку я никто, вроде пустого места, то становится всё интересней. К слову, книги Макса Фрая я читаю охотно. Я изучаю её манеру написания текстов.

Всё у неё в этом смысле очень даже хорошо.

Претензий нет. Нет претензий и к тематике её мощной, лично наполненной библиотеки. Каждый писатель что хочет, то пусть и пишет. Это правильно. На то оно и демократия, и на то свобода слова. И в Литве, и в России. Я полностью за это.

Но есть так называемая «моральная граница»: когда иногда ребром ставится другой вопрос - когда безудержная фантастика и  игры в бисер вдруг начинают зашкаливать. Тогда поневоле (сам себе, конечно, а не для цензуры и критики) задаёшь вопрос: а насколько такая "литература на грани" вредна или полезна в этическом плане.

Можно ведь и опуститься напрочь невзначай, не почувствовав тонкого, не обозначенного материально духовного препятствия. 

А можно мастерски продолжать идти по краю пропасти, наслаждаться самому и радовать читателя литературным адреналином.   

Мне – соответственно теме – представляется СОМНИТЕЛЬНОЙ сама концепция последнего сборника Макса Фрая. Сборником автор-составитель М.Ф.  безусловно и заранее гордится, ибо рекламирует свой труд она красиво, и, словно бывалый пиарщик, использует грамотно составленные слова, создающие нужный и слегка загадочный, зовущий ореол. У её рекламного текста имеется настроение, а это в деле рекламного менеджмента принципиально важно.
      Я не читал этой книги. Но уже хочется прочесть. Прежде всего, чтобы убедиться - насколько верно или неверно можно судить о внутреннем содержании  книги по рекламе автора, а также по анонсированным иллюстрациям.

Что же я вижу на аннотируемых иллюстрациях?
     Перечисляю:



Картинка 1 (прекрасная чёрно-белая графика, между прочим, говорю как бывший график, оценка 5+).
Обнажённый женский труп, предсмертный оскал лица, на шее и лбу украшения "готического" стиля, разрезана брюшина, из неё вылазит что-то вроде кишок, справа от тела белый череп, надрез по руке от кисти до локтя, на заднем плане чёрный силуэт непонятного существа, от негоисходят две скелетообразные человеческие кисти, слева изящная белая кисть руки с чем-то похожим на иголку, от "иголки" идёт нечто вроде нитки, распушающейся в прядь волос. Ассоциация одна: что-то вроде "потустороннего морга" или какого-то несколько шизоидоподобного морга. На ум приходит Лавкрафт и Стивен Кинг.

Картинка 2.
Обнажённая девица в фас (ага, в авиамодельном кружке школы №6 только такие и должны быть), справа зубастая страшилка женского пола с белыми глазами в скрюченной позе, разумеется, что голая, костлявые кисти рук, по спине от шеи идут нитки бус, ими играет чёрная обезьянка, справа вверху горящий самолёт времён Первой мировой войны, по центру вверху половина туловища женщины то ли на метле, то ли на кресте - она летит, разумеется, без трусов (так делала Маргарита Булгаковская), не обошлось и без силуэта черепа.

Картинка 3.
Чёрный почти силуэт в плаще, две выглядывающие белые на чёрном фоне плаща кисти рук, одна рука придерживает за шею накренившегося чувака, чувак, похоже, не особо живой - худой как смерть, рёбра торчат, ноги голые, подкосившиеся,  чувак в капюшоне - страдалец тот ещё, главный дядя, что в плаще, в чёрном котелке, на лице маска с длинным крючковатым носом из того разряда масок, которые носили во время чумы в средневековье, не обошлось без фигуры смерти: она в чёрной накидке с венецианскими разрезами рукавов, на черепе шутовские рожки. Тычет пальцем скрюченному чуваку: "вот, сам виноват, а мы предупреждали: фрукты надо мыть перед едой". Есть намёк на огонь и дымок от него. Понятно: Чума пришла!

Картинка 4.
Три смерти в женском обличье в карнавальных нарядах: рожки, бубенчики, перья, выражение то ли ужаса, то ли ухмылка на лицах - если оскаленные морды черепов можно назвать лицами, огонь, перстни, рёбра - всё как полагается в романтическом ужастике. Есть латинская буква "N" - норд, что ли? Дело на севере Европы, или просто какой-то инициал.

Картинка 5.
А вообще-то надоело. Снова черепа, скелеты, оскалы, маскарад, смерть пускает бумажные самолётики. Веселуха да и только!

Картинка 6 и так далее.

Не буду губить бумагу. Всё в них ТО ЖЕ САМОЕ:



СМЕРТЬ И КАРНАВАЛ.



Вероятно это будут очень смешные фантазии, вперемежку с грустью и остроумием. Ибо настоящая реальная чернуха действительно надоела – надо добавить чернухи весёлой и жизнеутверждающей, как бы от обратного.



Вот и хочется спросить Светлану Мартынчик - пусть там всё высокхудожественно и живописно, может и наплевательски высоколобо, или как-нибудь по-другому, но ЧТО УЖ ТАК ПОДОЗРИТЕЛЬНО "ОКОЛОМОГИЛЬНО"? Что за кладбищенские настроения? Кого этим хотят удивить, кому желают вправить мозги? С чего уважаемой Светлане Мартынчик вдруг захотелось чёрного уклона в фантазийном жанре, немножко школьной - это нынче модный тренд (влияние на личность с детства), чуть-чуть с авиационным уклоном (добавка взрослости), пролонгируя, если судить по названию, сходство с литературной «моделью для сборки» Кортасара? Кто её на это сподвиг? Сама или издательство? Или совместно?
     Или какая нам всем разница: писательница звёздно изощряется, так и карты ей в руки, не мешайте ей и издателю воспитывать поколение таким, каким оно им видится - читающим мрачную чушь, отвлекающую от суровых реальностей жизни. Детки и подростки подсаживаются на эту незаметно идеологизированную чушь как на лёгкий, зато надёжный наркотик.
     Или это тот самый случай, когда деньги не пахнут, а "паству=покупателей чёрного юмористического чтива" надо готовить с детства?


И последний вопрос: это кому следует прежде провериться у психиатра: тому, кому эти картинные страшилища не особо по нутру, или тому, кто рисует картинки не соответствующие тексту. Или, в случае, если картинки вполне соответствуют тексту, то тогда тому, кто собирает специфическую толпу писателей готикового вида, с тем, чтобы написать весёлый человеческий Апокалипсис с использованием членов школьного аэрокружка?

В комментариях к анонсу М.Ф. НЕКТЫ и НИКИ, не скрываясь, вполне шутливо (пока на словах) собираются сносить головы всем, кто не согласен со звёздным писателем сэром Максом.
     Отличные же шутки у фанов сэра Макса!
     Они вполне в духе времени (киевского, как минимум)! И неплохая исподвольная и просто необдуманная, надеюсь, а не специальная, идеологическая и купленная подготовка очередной революционно "майданутой" молодёжи и подростков, только уже в другой стране (или в странах, которые отважатся перевести сборник Макса на свой язык).
    Неужто читатель не чувствует запаха тлена и смерти от предлагаемого Максом Фраем литературного меню?

    Я непременно прочту эту книгу. И если ожидаемое от неё по анонсу не совпадёт с реально напечатанным, то непременно поделюсь с читателями ЖЖ.
    И если я буду сильно неправ, то принесу Максу Фраю свои извинения.

Анонс Мартынчик (Макс Фрай)  здесь: http://chingizid.livejournal.com/1814599.html
Моя рефлексия тут:http://pol-ektof.livejournal.com/14284.html 

_______________________

Постскриптум. От 2018 года.

   Вникшему в суть данного сутяжного казуса, конечно же интересно - исполнил ли я угрозу прочесть книжку Макса  и извиниться, если посчитаю свою критику перебором.
   Разумеется, книгу я прочёл. Месяца через два-три по обнаружению книжки в Озоне.
   Результат - как всегда - в подобных случаях клеймения чего-либо впрок, до читки произведения и суждения о нём по анонсу и обложке. Другими словами, имелись в ней и плюсы и минусы.
   
   Да, есть перлы. Отличная редакторская правка. Хватает ярких литературных вещиц. Настроение сборника в полном соответствии с анонсом: мертвечина, смертоубийства, самокалечение, атмосфера страха, непонимание творящегося вокруг, психопатство, готика, и прочее в том  же духе чёрной романтики, близкой к хоррору.
   Хоррор с лирикой - вот бы я как охарактеризовал общий настрой сборника, как бы коллективный жанр.
   Так что, если кто любитель такого рода литературы - а это точно литература, не кожурки от грейпфрута в помойке - то покупайте. ОбУчитесь стилистике, технике писания, наберётесь настроений, новых красок. Почувствуете, что литература это не только технически выверенные, классические Толстой с Куприным, что это не многописцы-графоманы - если кто думает, что литература это когда много текста, - но это также иное: рафинированные и ночные переживания, полёты в ад, блуждание в извилинах мозга, крах надежд, почти наркотические галлюцинации и тому подобные штучки с жирным Нолём вместо хэппи-энда.
 
  На предмет же извинений и собственной ошибки...
  Нет, я не ошибся: чего ожидал, то и получил. И это при самом наиблагоприятнейшем к составителю сборника и авторов в нём, и объективном критическом самонастрое.
  Чернуха и упадок! Зов в сторону от реальной жизни, в фэнтэзи, причём в чёрную его сторону. Это не по мне. Я этого не люблю. Тёмные текстуальные краски - не резонируют с моими литературными предпочтениями и визуализациями. Сюжеты также напрочь не мои. С другой стороны, то, что в том сборнике Макса Фрая, вовсе не призывы к самоубийствам, это печаль и уход, к войне там не зовут. Там зовут к самоуглублению. Из такого самоуглубления может выпестоваться прекрасная шиза. Может, на всю оставшуюся жизнь. Может пройдёт, как проходит корь и прыщи.
  Но это их личное дело - дело этих молодых писателей, их жанр. Хотят биться головой об стенку - пожалуйста, об твёрдую - ваше дело, с мягкой прокладкой - пойму. На то она и демократия, и свобода слова.
  Я же повторять их поведение и призывать людей к тому же - не хочу, не буду.
  Хотите читать - читайте: наркотики там не рекламируют, к войне и террору не призывают.

  И я НЕ ИЗВИНИЛСЯ.