Дворец Дурасова

Ольга Сангалова
     В майскую ночь музеев 2016 года впервые попала в музей усадьбу  - Люблино.
     Местность Люблино  впервые упомянута в документах XVI века, в 80-е годы XVII века поместьем владела знаменитая фамилия Годуновых,и называлось оно Годуново. Позднее имение стало принадлежать князьям Прозоровским, и было настолько любимо хозяевами, что получило название Люблино. Около 1800 года  Люблино было приобретено богатым холостяком Н. А. Дурасовым, выстроившим на берегу  пруда  усадьбу с уникальным  дворцом!
     Николай Алексеевич Дурасов (1760–1818) – богатый помещик, армейский бригадир, действительный статский советник. Фамилия Дурасовых известна с конца XV столетия. Дурасовы – древний русский дворянский род. Его основатель – Иван Дмитриевич Дурасов – выехал к великому князю Ивану Васильевичу из Польши в конце XV в. и был пожалован деревнями. Отец, Алексей Федорович, – майор в Драгунском полку, а сам Николай Алексеевич, как большинство дворянских детей, был записан в один из гвардейских полков и к 1786 году дослужился до звания лейб-гвардии сержанта. Свое огромное состояние Николай Алексеевич получил от матери Аграфены Ивановны Мясниковой – наследницы уральских заводчиков Твердышевых – Мясниковых, владевших 11 металлургическими заводами и многочисленными селениями в разных губерниях.  Н.А.Дурасов был одним из богатейших людей своего времени.   
      Дворец строился,  как Храм искусств и его венчала скульптура Аполлона,  была уничтожена ураганом в 1904 году, после восстановления здания, на его крыше поставили скульптуру «Геркуланянки» это копия экспоната Дрезденской галереи (I век до нашей эры). Николай Алексеевич  Дурасов   увековечил в плане здания полученную им награду - крест Святой Анны 1-й степени, план дворца  сочетает крест и круг. Проектировали и строили усадьбу в 1801-1806 годах Р. Р. Казаков и его сподвижник И. В. Егоров. Помимо главного дома был построен театр, дом для актёров, театральная школа, оранжерея и конный двор. Необычна форма дворца – трехэтажное купольное центрическое здание павильонного типа. Сочетание в  плане равноконечного креста и круга являет собой совершенно оригинальное решение, нет аналогии среди русских усадебных  построек! Четырехконечный крест воплощает идею земного совершенства, а круг – совершенства небесного. Зодчие объединили все четыре крыла дворца колоннадами открытых галерей, включив их в круговую парадную анфиладу. Николай Алексеевич слыл гостеприимным и рачительным хозяином, разводил в пруду  стерлядей, в оранжереях — огромные ананасы!
     Усадьбу посещали люди самых различных званий и сословий. В 1806 году здесь была княгиня  Е.Р.Дашкова, а в 1818 году - вдовствующая императрица вдова Павла I Мария Федоровна. После смерти Дурасова усадьба переходит к его сестре, а потом к племяннице. Отмена крепостного права вынуждает её продать именье. Усадьбу покупает купец Головтеев (Голофтеев, в разных источниках по-разному) и использует все постройки для сдачи в аренду в летнее время. Строит дополнительные дачи. Появилось даже название «Головтеевская дача». Одну из таких дач в свое время снимал Достоевский, когда работал над романом «Преступление и наказание».
      Дворец можно обойти справа  налево, повторяя круговорот солнца, лучи которого, окрашивают фасад здания с юго-востока. Здание построено на высоком холмистом берегу,открывающий вид на Коломенское и Николо -Перервинский монастырь, парк в английском стиле и Люблинский пруд, в русле речки Голяди. Интересно, что в то время в усадьбе не было никакого храма, дворовые ходили в ближайшую усадьбу - Кузьминки. Николай Алексеевич Дурасов был заядлым театралом, пару раз в неделю давал по несколько представлений и закатывал банкеты для гостей. а к религии был равнодушен. Крепостной театр Дурасова в Люблине славился на всю Москву и наряду с шереметьевским был широко известен в России. Прославила Дурасова и  люблинская оранжерея, где он устраивал пиршества. Оранжерея Дурасова насчитывала десять залов, в которых росло много диковинного, в том числе апельсины и финики. Не сохранилось не одного портрета Николая Алексеевича, его внешность описала гостья- англичанка Вильмот, посетившая в 1806 году устроенный Дурасовым приём в честь княгини Дашковой, писала, что «всё было как в волшебном замке; правда, невысокого Дурасова скорее можно принять за карлика, а не за рыцаря — владельца такого изумительного поместья».
      Внутри здания  солнечные  блики  отражаются в рисунке паркета, выполненном в виде античного орнамента, символизирующего движение солнца. Центральный Круглый зал построенный, как  домашний храм поражает  красотой. Богатство и пышность интерьеров парадных залов дворца поражает размерами и контрастирует с лаконичными фасадами.  В витринах  дворца - музея  выставлены столовые сервизы, оформленные в пасхальной тематике, коллекция каминных часов прошлых эпох, редкие по красоте фарфоровые статуэтки.На третьем этаже дворца выставка старинных вышитых  волосом картин,различные одежда и  аксессуары. Восхитителен  пеньюар,его шили два года 10 крепостных девушек, две из которых ослепли. В театральной школе представлены механизмы для сцены, гримёрная, комната актрисы ,мебель, столики для рукоделия, коробочки для хранения бисера, ниток, иголок, различные пяльцы и зеркала. Удивило дамское  платье  и туфли 1820 года, какими хрупкими были тогда дамы и сколько времени тратили на украшение вышивкой нарядов.
      Во дворце  заряжаешься солнечной  энергией  богатства и любви, место оправдывает своё название  – Люблино!