Рим

Елена Конюшкова
Не зря, наверное, иногда говорят, что города имеют души. В Риме это ощущаешь особенно сильно.  За долгие века существования эманации многих поколений живших тут людей оставили некий флер, неуловимый, но несомненный. Рим живой, он дышит своей великой и многообразной историей.

С этим соглашались многие туристы, с кем  мне довелось провести в этом городе несколько дней. Ощущение восторга, причастности к истории не оставляло нас все время пребывания здесь. В Рим хочется вернуться. В Риме хочется остаться жить. Ну да это из области утопий, поговорим о реальности.
 
В Рим мы приехали на автобусе. Всю дорогу нас сопровождали зеленые холмы и замки на их вершинах. Уже даже надоели. И вот, наконец,  пошли первые картинки Вечного города за окном автобуса: сначала обычная застройка окраин, потом показалась древняя крепостная стена, далее арки с древними надписями и скульптурами, красивая площадь за ними, мощные мосты над спокойными водами Тибра,  дворец правосудия…

Все, выходим из автобуса, далее пешая экскурсия. Первые шаги по  легендарной земле. Улицы довольно широкие, здания  красивые и гармоничные. Первое знаковое место, которое мы посетили – узкая и длинная площадь Навона в стиле барокко со знаменитыми фонтанами.  Своей формой площадь обязана древнему стадиону Домициана, который был когда-то на этом месте. Но от тех древних построек мало что осталось. Современный облик площади придал великий архитектор Бернини. Основным украшением площади являются три фонтана со скульптурными группами. Самый знаменитый – фонтан Четырех рек. Мужские фигуры, символизирующие четыре великих реки мира, расположены  вокруг египетской колонны в центре фонтана. Ну и якобы реки откуда-то из-под этих фигур струятся. Такой вот замысел. Площадь многолюдна и очень симпатична. Впрочем, практически во всех местах наших прогулок по городу было полно народа. Не одни мы хотим приобщиться.
Что меня поразило – сады на крышах. Тут это принято. Уж как они там это устраивают –  не знаю, но красиво и полезно.  Как самим жителям, так и туристам. И очень оживляет картину.

Следующий знаменитый объект – чудом сохранившееся чуть ли не с начала прошлого тысячелетия здание Пантеона. Классический римский стиль с колоннадой и треугольным фронтоном. Надпись на фронтоне гласит, что Пантеон был воздвигнут Агриппой, одним из соратников императора Августа. Однако он был почти полностью уничтожен пожаром и восстановлен императором Адрианом в 118 году н.э. После этого почти не менялся.
 
Наверное, именно это здание произвело на меня самое сильное впечатление. Своей мрачной громадой. Своей  нетронутой древностью, великолепным внутренним сводом, который держится, кажется, каким-то чудом. Линии величественного свода прекрасны, пропорции  совершенны. В центре купола имеется круглое отверстие около девяти метров в диаметре, через которое в этот необычный храм льется свет. Внутри Пантеон представляет собой огромный очень красивый зал с интерьером в бежево-коричневых тонах: колонны, скульптуры, арки, затейливый орнамент. В Пантеоне захоронены останки некоторых царских особ и великого Рафаэля. В Рим стоило бы приезжать даже ради одного этого неописуемо прекрасного здания.

Небольшой переход по нескольким улицам и вот  площадь Венеция! Огромный
прекрасный белоснежный дворец эпохи возрождения просто парит в воздухе! На самом деле, конечно, он просто расположен на склоне холма. Но главное – впечатление! Великолепная колоннада, летящие над ней кони на фоне неба, белоснежная лестница, многочисленные скульптуры и барельефы… Эту красоту надо видеть, слова здесь бессильны.

Обходим этот дворец и направляемся к легендарному Капитолийскому холму (см. фото в начале статьи). Поднимаемся по лестнице на холм, где находится площадь, созданная по проекту Микеланджело. В центре – бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия. Все на площади красиво и гармонично, но гораздо более скромно, чем можно было бы ожидать. Тем более, что городская мэрия, и поныне расположена здесь. Это удивляет – здания очень скромные по размерам.

Обходим здание дворца Консерваторов и видим символ Вечного города – небольшую скульптуру волчицы на скромной стеле, а за ней сразу открывается панорамный вид на развалины древнего Римского форума.  Конечно, развалины они и есть развалины, но масштаб сохранившихся колоннад поражает – вполне себе тянет на современные  высотные здания. Можно представить по этим фрагментам сколь величественная картина открывалась здесь в пору расцвета Древнего Рима.

Выходим на прямой проспект и видим в конце его громаду Колизея. Скорее, скорее! И вот он, знакомый по многим картинам и фотографиям! Да, впечатляет. Просто до трепета. Несколько этажей повторяющихся чудных арок создают ощущение легкости, несмотря на очевидную массивность амфитеатра.  Диаметр сооружения почти двести метров, а высота до пятидесяти метров. Пишут, что Колизей мог вместить семьдесят две тысячи зрителей.   Рядом расположена великолепная триумфальная арка Константина. Осматриваем, гуляем, фотографируемся до полного изнеможения.

Все, на этом первая экскурсия заканчивается, едем селиться в отель и отдыхать. Конечно же, пока мы посетили только несколько самых известных мест, но уже переполнены впечатлениями. А впереди еще много нового. Даже простые переезды по городу ощущаются экскурсиями, так много здесь исторических мест и просто красивых зданий. Да тут чуть ли не любое здание причастно истории.

Далее мы посетили необычайный и знаменитый фонтан Треви. Как его описать? Дом, точнее даже дворец, плавно перетекающий в фонтан с многочисленными скульптурами людей, лошадей, растений с Нептуном во главе.  Вода струится прямо откуда-то из недр дома. Видели ли вы что-либо подобное? По существующему поверью надо бросить монету именно в этот фонтан, чтобы вернуться в Рим. Надо ли говорить, что сквозь ряды желающих расстаться с монетками, крайне сложно пробиться непосредственно к фонтану? Но, конечно же, пробились и монетки свои кинули! Но боюсь, что не сработает.

Еще одно замечательное место – площадь Испании. Лестница «Тринита дей монти» или, как еще говорят, Испанская лестница объединяет два уровня в один архитектурный комплекс. На холме церковь Святой Троицы пятнадцатого века и египетский обелиск, а внизу очаровательный фонтан «Лодочка».  Выглядит все вместе чудесно.

Ну и еще мы видели несколько древних базилик. Самая древняя и самая большая базилика, посвященная Богоматери – базилика «Санта Мария Маджоре» воздвигнута в 431 г.  Она скорее похожа на театр, чем на церковь. Разве что наличие колокольни сеет некоторые сомнения.

Базилика «Сан Джованни ин Латерано» является кафедральным собором Вечного города, но я ее тоже поначалу сочла театром по причине типично театрального фасада. По крайней мере, я таких церквей раньше не видела.

Ну и конечно, главный собор не только города, но всех католиков – собор Святого Петра, который вместе с прилегающими окрестностями юридически считается иным государством – Ватиканом. Но, естественно, никаких реальных границ там нет, только чисто условные. Перемещение туристических толп осуществляется совершенно свободно. Собор огромный и красивый, как снаружи, так и внутри. Высота его почти пятьдесят метров, убранство роскошно. Великие художники трудились над его оформлением, в том числе Микеланджело, Джотто, Каваллини, Бернини и другие.  Алтарь находится над гробницей самого святого Петра, сверху расположен огромный бронзовый балдахин. Все внутри поражает гармоничностью и великолепием.

Перед собором расположена площадь Святого Петра, окруженная великолепной эллиптической колоннадой, тоже творением Бернини. Колоннада как бы обнимает огромную площадь, символизирующую мир. 

Посетили мы также известные музеи Ватикана. Осталось впечатление бесконечной роскоши и бесконечных переходов, по которым нескончаемым потоком движутся туристы. Знаменитая Сикстинская капелла, в которой проходят конклавы, также открыта для посещений. Роспись потолка капеллы на библейские темы выполнена Микеланджело. Эта гигантская  работа длилась с 1508 по 1512 годы.

Вообще для меня все эти великие имена художников ранее были скорее из области сказок, чем реальности. Репродукции в книжках и отдельные произведения в крупных музеях не способны были изменить отношение. И так странно было оказаться в городах, где они реально жили, творили и оставили после себя множественные восхитительные произведения искусства. Только теперь эти люди приобрели для меня черты реальности, пусть давно минувшей.

Дальше были самостоятельные блуждания по городу, без которых нет ощущения того, что город как-то освоен. Естественно, все мы посмотреть не успели. Надо не менее двух недель жить в Риме, чтобы посетить все знаковые места.

Нельзя не упомянуть замок Святого Ангела, который более похож на неприступную крепость необычной цилиндрической формы. Однако поначалу он был мавзолеем для останков императора Адриана, того самого, который восстановил после пожара великолепный Пантеон. Замок расположен на берегу Тибра и к нему ведет красивый мост, украшенный десятью статуями ангелов.

По всему городу разбросаны фрагменты древнего Рима, некоторые очень неплохо сохранившиеся. В частности, производят впечатление рынки Траяна, расположенные полукольцом на холме в самом центре города. Их обычно сравнивают с  торговым центром, и, правда, на вид они вполне пригодны к эксплуатации, настолько, что их легко мысленно заполнить древними римлянами и горами снеди. Кстати, забавно, но современных торговых центров я в центральной части Рима не обнаружила. Даже какого-нибудь супермаркета не видела! Не знаю, намеренно ли это или я не там ходила.

Блуждая по улицам, порой натыкаешься на здания или раскопки с надписями, извещающими, что это исторический памятник. Но на том информация заканчивается, либо дальше что-то совсем нечитаемое для меня идет. Так что у меня осталось  немало неясных мест в ландшафте Рима.

Если говорить о бытовой стороне пребывания, то метро в Риме совершенно невзрачное и не очень удобное (с точки зрения россиян), общественный транспорт прекращает работать очень рано, где-то в районе восьми вечера, пробки на улицах многочисленны и длинны. Но все это не в силах испортить впечатление от Великого Города с его неповторимой атмосферой и незабываемой архитектурой.