Юрий Антонов, после окончания отделения народных инструментов в белорусском городе Молодечно, к началу восьмидесятых годов написал более пятидесяти песен. Большинство этих песен записано на грампластинки в исполнении автора и популярными в то время рок-группами «Земляне» и «Аракс». Форму его сочинений отличала предельная современность и традиционно хорошее содержание текста.
Причина популярности Юрия Антонова в том, что он не стал подстраиваться под известных исполнителей. Он серьезно занялся изучением принципов современных аранжировок, освоил технику звукозаписи. Уже тогда об Антонове впервые заговорили наши ведущие композиторы. В частности, Раймонд Паулс отмечал: «Антонов ценен умением написать просто, но так, как сегодня нравится публике».
Его концерты в огромных залах не сопровождались яркими вспышками лазеров и пиротехники, ставших уже привычными атрибутами эстрадных концертов. На сцену выходил парень в светлом пиджаке с гитарой на ремне и негромким голосом напевал:
Мы все спешим за чудесами,
Но нет чудесней ничего,
Чем та земля под небесами,
Где крыша дома твоего…
И зрители сразу оживлялись, подпевая знакомый текст одними губами.
Песни Антонова предполагали мелодичное общение со зрителем. Его искусство неспешно, но настойчиво приобретало популярность.
Антонов после работы солистом в ансамбле «Поющие гитары» и оркестре «Современник» организовал собственный ансамбль «Магистраль», с которым отправился в гастрольный тур. После распада этого коллектива Антонов исчез с эстрады на несколько лет.
В этот период им были написаны песни «Вот как бывает», «Двадцать лет спустя», «Море», «Это — жизнь» к телевизионному фильму «Берегите женщин».
В 1982 году Антонов был назван ленинградской молодёжью самым популярным певцом. Принципиально отрицающий расхлябанность, не пританцовывающий и не заигрывающий со зрителем певец собирал огромные аудитории стадионов и спортивных залов. Лишние билеты люди спрашивали за сотни метров до входа.
Главное в искусстве певца — найти свою тему, одновременно близкую и понятную миллионам слушателей. Современники считали, что Антонов эту тему удачно нашёл и если он выдержит испытание популярностью, то эстрада получит не только певца с громким именем, но и музыканта, вошедшего в эстраду нашего времени.
К сожалению, фанаберия всё же поразила певца и композитора на ранней стадии популярности. В одном из радиоинтервью начала 1980-х годов он сказал, что нет у нас исполнителей, способных петь его сочинения. По-видимому, Антонов имел в виду, что никто так блестяще не может петь Юрия Антонова, как сам Юрий Антонов. Что ж, как говорится, автору виднее.
В 2015-2016 годах, после некоторого перерыва, вновь наступил период деятельных выступлений Юрия Антонова на радио и телевидении. Песни остались теми же. А на вопрос о том, почему он не пишет новых песен, Антонов дал вопрошающим высокомерный совет: дескать, надо написать несколько хороших песен и тогда вам не понадобится писать новые.
На фото вверху конверт одной их первых грампластинок-гигантов Юрия Антонова из фонотеки автора:
ЮРИЙ АНТОНОВ * ПОВЕРЬ В МЕЧТУ YURI ANTONOV * BELIEVE IN THE DREAM
Сторона 1
Поверь в мечту (И.Кохановский) — 4.31
Уходит молодость моя (Л.Фадеев) — 5.42
Я не жалею ни о чём (Л.Фадеев) — 3.58
Мой путь прост (О.Жуков) —3.56
Сторона 2
На улице Каштановой (И.Шаферан) — 3.53
Не до смеха (Л.Фадеев) — 3.14
Если пойдём вдвоём (В.Кузьмин) — 3.08
Снегири (М.Дудин) — 2.35
Дай мне руку (И.Кохановский) — 4.50
Ю.Антонов
Инструментальная группа «Аэробус» п/у Ю.Антонова.
Струнная группа Эстрадно-симфонического оркестра
Центрального телевидения и Всесоюзного радио (7, 8).
© «Мелодия», 1985
Всесоюзная студия грамзаписи. Запись 1984 г.
Апрелевский завод грампластинок
Ордена Ленина типография «Красный пролетарий»
Тираж 145 000 экз.
Цена 3 руб.
Александр Соханский
май 2016 г.