Поток времени. Порыв желания. Пауза действия

Локсий Ганглери
«Не умаляй времени следовать желаниям, ибо растрачивать время впустую противно духу»

Я разместил эту мысль во краю угла: верхний край моего текста по двум соображениям: во-первых, это – первая мысль о времени из тех, что сохранило время (то есть, они были записаны, уцелели, а потом были и найдены - вот, сколько условий!) Подумайте только: именно эта запись дала себя обнаружить - но тысячи других папирусов сгорело, сгнило, разорвано за почти пять тысячи лет!...

Мало что говорят нам такие слова как «впустую» и «противно духу», однако слова «желание» и «время» нам интуитивно кажутся тем же, чем они были для Птах-Хотепа, древнеегипетского вельможи (2650—2600 до Р.Х.) - автора приведенных РАНЕЕ строк.

А это - уже вторая причина! ведь именно в этот момент, Птах-Хотепа настигает время, подстерегая и нашу мысль: изменение всех процессов в одном направлении, без пауз и обратного хода – какое же отношение имеет оно к нашим желаниям, к следованию или не-следованию им?
Никакого!
Но только на первый взгляд...

А стрела времени, что несется из неизменно измеримого прошлого в неизменно изменчивое будущее, стрела, которую невольно наваливающиеся грядущее отнимает у безвольно обманчивого прошедшего – как возможно ее умолить, быть более милостивой к нам?!

А что значит "тратить впустую"?
...быть может, время, потраченное впустую - В ПУСТОТУ - и есть это «направление, в котором возрастает беспорядок»? Иначе, энтропия.
А может, они родственны – время и желание? Каким-то образом они сродни: словно время, что РВЕТСЯ от не-бывшего к ставшему, а потом, и к переставшему меняться, становиться и быть:

Словно влечет,
отвлекая от времени,
нас - от желания
к воле и к выбору!

А как могло случиться, что мы именуем столь несовместимо различные вещи – НЕУКЛОННОСТЬ СТРЕМЛЕНИЯ и РАВНОДУШНУЮ МИМОЛЕТНОСТЬ – одними и теми же словами: «ЖЕЛАНИЕ», «ВРЕМЯ»?

Верно выбран путь в неизвестность:
Все острей и ровнее вектор –
А вопросов – все больше и больше!..

Эта максима подходит лишь для тактики. Стратегии же подавай ответы, лаже безответственные! А такие понятия как «время» или «желание» суть именно стратегические понятия. Как приятно бы ни было спорить с Сократом, Кузанцем, Бэконом или Делезом (все равно, соглашаться или терпеть поражения), куда приятнее и правильнее отдавать себе отчет в, так сказать, самосознании желания и в самосознании времени!
Этим мы и займемся.
И наметим, прежде всего, пробный вопрос. Поскольку ни узнать, ни осознать, ни сказать, ЧТО ЖЕ ТАКОЕ ВРЕМЯ нам не даст само ВРЕМЯ – в силу [тупо] своей природы, вернемся к «двум прикладным временам»:
Что такое «время следовать желаниям?
Что такое «время умалять желания»?

И здесь нам что-то подсказывает, что «время» Птах-Хотепа (и – очень возможно! – ВРЕМЯ древних египтян) не есть ни развитие процессов, ни стрела времени, ни то, о чем говорили Гераклит или Протагор.… Нет! скорее, сродни оно времени из великого изречения пророка Екклесиаста:
«Всему своё время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное; время убивать, и время врачевать; время разрушать, и время строить; время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать; время разбрасывать камни, и время собирать камни; время обнимать, и время уклоняться от объятий; время искать, и время терять; время сберегать, и время бросать; время раздирать, и время сшивать; время молчать, и время говорить; время любить, и время ненавидеть; время войне, и время миру».

О каком времени говорит пророк?

Всему свое время, и время всякой вещи под небом. Древнееврейское слово "Hephez" значит «намерение, склонность, предприятие». Экклезиаст говорит здесь, что между человеческим желанием и его осуществлением стоит Некто, Кто может отнять хлеб у одного и дать другому. А факты человеческой жизни не суть продукты (вполне) свободной воли человека, и лежат они ВНЕ пределов его сознательных желаний: все предприятия человека стоят в постоянной зависимости от времени и обстоятельств и, подобно явлениям внешней природы, проходят в строгой последовательности.

Пора бы привыкнуть уже, что значения и/ли оттенки слова «время» едва ли не столь же текучи, как и само время – сколь же многолики, или цикличны, как моменты времени! Для спокойствия, мы называем ВРЕМЯ «прошлым», «настоящим» и «будущим» [временем]! – но ведь общего-то эти три слова имеют только одно: они суть грамматические категории времени глагола. ВНЕ ЯЗЫКА, это разные и отнюдь непохожие друг на друга предметы!

С другой стороны, все мы чувствуем, ЧТО же такое время. Договариваясь с кем-то о времени, нам не надо вступать в экскурсы о понимании природы времени или его текучести (и не стоит этого делать - как философ говорю!). Вспоминаем ли мы себя – годы назад, даже в детстве – все по-другому, а время течет (только лишь скорость, увы, все выше...)
Да что там: даже Птах-Хотеп и Локсий Ганглери понимают время  примерно одинаково– а оно к ним сходно относится…

Стоп, стоп, стоп! Нас вновь зачаровало слово "время"!
Давай, попытаемся – на миг или на вечность – забыть об этом магическом слове и перечитать высказывание Пта-Хотепа и изречение Экклезиаста. И если это удастся – знаете, что мы увидим? Да то, что здесь не какое-то «время», а ЧЕРЕДОВАНИЕ: Сильная доля – Слабая доля! А в целом, речь идет о МЕТРОРИТМЕ нашей жизни, о МЕТРОРИТМЕ человеческой истории!
…и в самом деле, если вдуматься еще раз в написанное (в том числе, и мною) – исходя уже не из вездесущего времени, а определенно, со стороны, со стороны метроритма – то многое становится на свои места.

Время понятое «тупо математически» делает нашу жизнь и все действия в ней и вокруг нее такими же безликими, как оно само: Сетка. Решетка. Поток.
Помните, как заплутавшие путники на воздушном шаре снизились и спросили случайного крестьянина: "ГДЕ мы находимся?" - и получили ответ: «На воздушный шар!» Вот и здесь так же: все - точка в точку, и так же пусто и бесперспективно…

Грубо, или условно: с моментами происходящего (сильная доля) складываются моменты осознания (слабая доля) – или же замыслы (сильная доля) оттеняют попытки (слабая доля). Говоря же образно, время обретает… нет, не так! Мы ставим времени предел/ы – паузы, даже обратный ход! – при помощи периодов воспоминаний, сезона осознания, в циклах творческого переосмысления… А еще в молитве! (причем «образно» не значит здесь ничего несущественного вроде «для красоты», «для понятности» – хотя и это все тоже вполне существенно).

Итак, вместо неволящей сетки координат – у нас уже ритмический рисунок, где сильная доля / слабая доля – более не бездушный поток моментов / частиц!
А если понять время «тупо экзистенциально»… Ну, тогда такие концепты как «прошлое», «будущее», «стрела времени» – в том виде, как я обрисовал их выше, будучи под бременем времени – несовместимы ни с памятью, ни с творчеством, ни с сознанием.

 ...Желая и жалея, мы создаем эти несовместимые с жизнью образы, а потом мучаем себя и других. И если что нас спасет тогда от суицида, так это мысль – там, в глубине души – что ВСЕМ ЭТИМ время не исчерпать!

…Где-то натянута тетива времени, и вот уже – летит его стрела… Лучше скажем менее таинственно – зато точней и безжалостно: «свистят они как пули у виска – мгновения, мгновения, мгновения…» Стало быть – жди, не напрягайся, ссы-не-ссы – и вот, взорвет [в] одно мгновение твой череп.

А может быть «придет оно – большое как глоток, глоток воды во время зноя летнего» ! В самом деле, ведь: «у каждого мгновенья – свой резон, свои колокола, своя отметина. Мгновенья раздают: кому позор, кому – бесславие, а кому – бессмертие!»
Вот оно что! Именно личные черты, именно индивидуальность каждого мгновения способна рассортировать, расставить, провести межи да границы предел беспределу времен (говоря языком пре-сократиков, поставить перас в а-пейроне).

Поясню диковинное понятие милетской школы. В Апейроне автор его, Анаксимандр, увидел [неопределённую] смесь всевозможных атомов в беспредельном и бескачественном первовеществе, лежащем в основе мира. А здесь концептом «Апейрон» мы назвали все со-бытия и ВСЕ то, что происходило, и все то, что еще не случилось, но уже бессрочно муссируется в сетях и в прессе – причем клевета и реклама, критика и кривда, фантомы и факты – все здесь фас-а-фас – со всех времен: три-плюс! Все это условное барахло – что обычно величают «информацией» – существует в вечном движении, как и анаксимандровский «апейрон-автохтон»! (тут – мои стихи об апейроне: http://www.proza.ru/2010/05/05/282 ).

А индивидуальное мгновение – назовем его личностью – наводит порядок в этом тохувахбоху (http://www.proza.ru/2010/09/25/231 ) существует в вечном движении. Оно рвет безликую и пустую сетку абсцисс, ординат и вся прочая. Оно задает новые ориентиры и даже начала координат. Оно налаживает ритм!..

А как можно наладить ритм? – это уже гать домыслов:

Мне кажется, что всякое движенье
Своей основою имеет притяженье!

(Очень возможно, что это распространяется и на неподвижность, но… в общем, это оставим юрисдикции агентов по недвижимости, хе-хе). Так или иначе, отрешившись от времени, мой друг анализ обнаружил, что последнее стоит отнюдь не по ту сторону – а то и поверх – процессов, не определяя всех их «под себя». Напротив, время само есть процесс! – а вот поверх и по ту сторону его стоит то, что мы назвали словом РИТМ! Говоря развернуто, метроритмическая фигура.

В отличие от нам современного мира, в Древнем Египте не было времени – примерно так же, как в Советском Союзе не было секса (времени, кстати, тоже не было – ЛГ). Но ритм был вечно – тот самый регулярный ритм имманентно присущ человеку как живому организму, он проявляется в восприятии пространства и времени, в таких процессах как биение сердца и дыхание, смена дня и ночи, чередование времён года. И конечно, регулярный музыкальный ритм присущ танцевальной музыке всего мира.

А о ритме и свободе – в следующий раз; говоря на языке времени – ЛЕТОМ!