Маятник

Геннадий Леликов
     Яков как-то не обращал внимания на Алю (Альбину), эту маленькую черноглазую девчушку из Благовещенска, курносую и бойкую.
Да и как он мог её заметить, когда из трёхсот альпинистов, прибывших в  Москву на подготовку инструкторов VIP- категории, третью часть составляли девушки.
      Якову шёл двадцать первый год. Накачанный спортсмен, широкоплеч, коренаст, обаятелен. Девушки так и липли к нему, как листики после дождя. Он являлся центром внимания и обожания, но только не для Али.

     Девушку чаще видели со щупленьким Кешей из Мурманска, невзрачным,рыжим, лишь на вершок выше её.
 По окончании курсов всех участников разбили на группы по двенадцать человек и распределили кого куда. Наши герои оказались в одном коллективе. За месяц им предстояло пройти по сложному маршруту и подняться на гору Фишт Большого Кавказского хребта.

      Шли звериными тропами, вдыхая ароматы трав альпийских лугов, любуясь бликами величественных вершин, стремительным бегом хрустальных водных потоков. Вода сотнями лет вгрызалась в скальные породы, и в глубоких расщелинах с кем-то бурно обсуждала свою жизнь.
    -Кавказ подо мною!
    Один в вышине
    Стою на вершине у края стремнины…

От душевного подъёма и чувственного восприятия природы, Яков стал декламировать:
    Отселе я вижу потоков рожденье.
    И первое грозных обвалов движенье,-подхватила Аля.

-В горах исчезает чувство неуверенности,- сменил тему Иннокентий, который ревниво относился к Якову. -Здесь себя орлом мнишь...

-Да, да,-вставил Яков в пику сопернику.-В своей норке и мышь храбрая.

    Аля шла позади Якова, на отдельных участках обгоняла его.
Яков ловил себя на том, что ему приятно идти почти рядом и любоваться ею. В душе шевельнулось:"Она мне действительно нравится… Мы чем-то даже схожи: прически одинаковые, под «каре», и вообще…
На меня она если и бросает взгляд, но вскользь, как лучик света из темноты. Чаще общается с Кешкой…"

     Руководитель группы "Снежный Барс", каждый раз сверял курс по компасу.
 Козлиная тропа привела к неширокой горной речушке КишА. Издали казалось, что речка эта в оцеплении скал предстала портретом в багетном обрамлении.
   Чтобы сократить путь, надо идти по быстрому течению реки сквозь "каменный мешок". Цепочка растянулась на тридцать метров. Скользкие, обглоданные потоком камни не позволяли быстрой ходьбе.
Вдруг Аля вскрикнула и упала на колени:
     -Кажется, я подвернула ногу,-простонала она.
Яков моментально принял решение: перевесил рюкзак на грудь. Девушке предложил разместиться на его  спине. Идти самостоятельно она не могла. Он даже обрадовался такому случаю. Тяжести не испытывал.

     Шёл второй час, а конца каньону не было видно. Свет постепенно гас, сумерки ложились на плечи, группа потеряла ориентир.
 Плутать пришлось долго, пока отвесные скалы не открыли свои врата.
 Опытный альпинист, Яков ощущал прилив сил.
Приятная ноша теплила спину. Вспомнил поговорку:"Без беды – друга не узнаешь".
Только станет ли она другом?..

    Затемно подошли к кордону, где жил лесник. Его жена знала многие народные средства.Она вправила девушке вывих, приложила мазь,приготовленную на целебных травах.
    Наутро Аля могла идти самостоятельно, немного прихрамывая.

В день преодолевали по двадцать-двадцать пять километров.
Яков старался как-то заинтересовать собой.Комплименты устилал деликатно, чувственно, красиво.

    Хотя и устали за день, однако вечером у костра организовали конкурс песни.
Пока остальные исполнители готовили свой выход: цепляли на талию ветки, учили тексты, Яков сочинил песню. Назвал её «Цыплёнок», чем развеселил своих друзей.
Ещё сидишь ты в скорлупе,
Сиди, дружок. Пока
                Не будут думать о тебе,
                Цыплёнке –табака.

                Как только ты увидишь свет,
                Костёр и молодежь.
                То знай, что здесь ты был и,-нет.
                И в рай не попадешь!..

    На одном из привалов Яков сбегал в лес и принёс букет крокусов.
 Аля возмутилась:
   - Как ты мог рвать цветы, занесённые в "Красную книгу"! Это преступление!         Сколько прошло минут, как ты их сорвал?
-Двадцать.
-Видишь, они завяли! Это самые нежные цветы в мире, их жизнь вне среды обитания,- скоротечна. Такие "подарки" мне от тебя не нужны, диверсант!
"Гринписа" на тебя нет!

   Чем настойчивее "диверсант" добивался расположения девушки, тем жёстче она отвергала его.
Паренёк не пасовал. Он много думал о ней: "Кто за счастье борется, тот тому и клонится, а от любви до ненависти...
Наконец-то, они у цели! Вот она, под лучами солнца, отливающая всевозможными красками, величественная и гордая гора Фишт. Высота 2.852 метра. Подъёмы разные: положительный, отрицательный, вертикальный.

   Семеро совершили восхождение по склону («положительный»). На вершине есть место под названием "Тур"- для закладки записки о восхождении. Прибывшие, лёгким маршрутом закрепили основу. Другим предстоял подъём по вертикальному склону, в том числе Альбине и Якову.
Девушка, играючи, прыгнула на основную верёвку и весело крикнула: "Не ленись, не зевай и за мною поспевай!" Стала энергично работать руками, переставляя жумары (замки для подъёма), и через несколько минут оказалась на вершине отвесного утёса.

     Сверху из-за уступа, она не могла видеть Якова, только чувствовала натяжение прочной основы. Верёвка то ослабевала, когда он в расщелину вбивал крюк, то плотно вдавливалась в ребристую поверхность скалы.

   По законам альпинизма,- предыдущий страхует последующего, пока тот не завершит подъём.
Так делала и Аля. Она цепко держала процесс натяжения основы и вдруг  заметила, что острый камень может перетереть её. Тогда беды не миновать.

    Как только тетива ослабла, она, ухватившись обеими руками, перебросила её на ровную поверхность плиты. В это самое мгновение девушку пронзила жгучая боль. От внезапного рывка, верёвка прошла мягкие ткани ладоней и, намертво прижала суставы к скальной породе, словно пришила сваркой. Она не знала, что внизу разворачивалась другая трагедия.

    Закрепив репшнур, Яков ступил ногой на "живой" камень, который выскользнул и пошёл в обрыв. Крюк вместе с карабином вырвался из расщелины, и альпинист полетел вниз.
В течение нескольких мгновений он трижды перевернулся в свободном падении, словно акробат. Его жестко бросило на уступ, и он сломал ногу. Ударившись о другой выступ,получил вывих предплечья.
Тяжело раненный, сознания и самообладания не потерял. Ситуацию контролировал. Мысли работали сгустком.

   Сначала он попытался раскачаться маятником, чтобы закрепиться, но невыносимые боли в предплечье и поломанной ноге, не давали этой возможности ни во второй, ни в третий раз.
А наверху не прерывался истошный крик Али. Яков понял, что и там беда!
 В этот момент на его штормовку, словно дождики, слетели капли крови. Сознание заработало на пределе: он виновник чего-то страшного и непоправимого, произошедшего с Альбиной. Выход один:надо резать страховочный шнур, на котором завис: кто-то один должен остаться в живых!

     Потянулся за ножом, который у каждого скалолаза всегда на бедре.
Хотя Аля изнемогала от ужасающей боли,-чутьём уловила, чтО именно может сделать напарник.
Превозмогая боль, прокричала:"Не делай этого! Умоляю тебя! Я люблю тебя!"
     -Так она любит меня? Всё-таки Любит! -прострелило в мозгу. –Мне надо бороться за жизнь, за Алю!-азбукой Морзе выбивали мысли.

   Что есть силы он дотянулся до верхней полки скалы, оттолкнулся и стал раскачиваться. Изловчился и всадил в расщелину крюк , ослабив основу.

   К этому времени на крик девушки подоспели друзья.
Срочно вызвали вертолёт. Потерпевших срочно доставили в город Туапсе.
   Наложили гипс Якову, провели сложную операцию на ладонях и пальцах Альбины.
Через неделю Якову разрешили вставать и ходить. Первым делом, он решил навестить любимую девушку.
С букетом цветов и фруктами постучал в её палату.
Открыв дверь, застыл в дверном проёме. На её тумбочке красовался свежий букет, а рядом у постели- сидящего Иннокентия.
 
   Альбина приняла подарки и от Якова, а Иннокентия попросила выйти за дверь.
   -Я здесь не лишний,-заупрямился первый.
    -Я сказала:" Выйди!.."

   Яков и Альбина остались вдвоём.
   -Вот что, Яша! Там, на вершине, мне пришлось прибегнуть к уловке, иначе ты мог погибнуть. Тебя я никогда не любила. Прости! Но с собой рядом я вижу только Иннокентия, никого больше не представляю.
Я буду помнить тебя, как лучшего друга, который помогал мне в трудную минуту.А тебе желаю найти ту, которая будет любить тебя так же, как я люблю своего избранника.