Среди нетронутой природы

Девяткин Вячеслав Георгиевич


Осенним солнечным днём,  я бродил  у строящегося  метро Медведково.  До его открытия  оставалось около месяца.
 
Вдруг ноги неожиданно повели меня к Яузе. Однако,  весь берег реки был перерыт, блестел  осколками  бутылок,  чернел кострами  и завален был строительным  мусором.

А вот  на противоположной стороне реки - сияла под солнцем нетронутая, манящая природа!  Стояли в пояс нехоженые травы, серебрились покосившиеся  избы, а  на взгорке – сияли мощные сосны!  Пожилая женщина неспешно пасла на лугу трёх чёрно-пёстрых  коров.

И я вдруг сразу вспомнил,  как учась в Московской школе живописи,  Константин Коровин  и Исаак Левитан – отправились на этюды по живописным деревням Лианозово, Останкино и Медведково. Всего-то каких-то сто лет назад…

Вот о чём счастливо вспоминал К.Коровин:

«Четырнадцати лет я поступил в Московскую школу живописи и окончил ее на двадцать первом году. В течение школьной жизни мне пришлось постоянно быть в кругу товарищей. В числе их был Левитан — с ним я был более близок, чем с другими. После большого богатства, в котором я родился и жил до десяти лет, мне пришлось сильно нуждаться. Уже пятнадцати лет я давал уроки рисования и зарабатывал свой хлеб.

Помню однажды, при окончании года, у меня что-то осталось денег пятнадцать рублей, а у Левитана — двадцать. Мы прожили на эти деньги все лето и работали неустанно, были веселы, счастливы и беззаботны. Нам были тогда предложены выгодные уроки, но, несмотря на нашу нужду, мы от них отказались, желая быть свободными и независимыми. Какая была радость, когда мы бывали в деревне среди леса, полей, цветов, зелени, среди нашей дивной природы (хотя это и была Подмосковщина! Мы жили в Останкине, в Медведкове ).»

Они много работали, бродили в поисках красивейших мест Подмосковья, ели в местных харчевнях и работали как одержимые!

И тут вдруг из-под моих ног прыгнул в реку и поплыл, извиваясь,  крупный  уж. Я, честно скажу, испугался от неожиданности! Откуда около метро взялся уж? Наверное, он, бедолага, по старой памяти приплыл на свой родной, хоть и обезображенный берег…

Уж быстро доплыл до противоположного берега и скрылся в зелени трав, почти поглотивших серебристый и покосившийся заборчик.

Как мы, жители Бибирево, Лианозово, Алтуфьево – радовались пуску метро 29 сентября 1978 года! Ведь переполненные автобусы по сорок минут тащились до метро ВДНХ!  И вдруг такое счастье и облегчение!

Только вот нынче, оказавшись у метро Медведково,  я даже и вспомнить-то  не могу – где же я видел тогда, потрясшего мою сущность, ужа? Вместо живописного уголка природы, где искали красивые места  талантливые художники пейзажа,  – теперь  грудились бесконечные панельные дома, а берега Яузы были накрепко закатаны асфальтом. И всё равно - в городском парке звонко смеялись дети, лаяли собаки, свистели самокаты и крякали в реке утки. Жизнь городских скверов, как ни в чём не бывало - продолжалась дальше!   



               



Солнечным осенним днём подошёл я к новёхонькому метро
Медведково.

 До его открытия оставалось несколько дней.


Весь берег реки Яузы был перерыт, блестел осколками бутылок,
чернел кострами и завален был строительным мусором.

Ах, какая же красота была на противоположной стороне реки — там
сияла под солнцем нетронутая, манящая природа, стояла в пояс
нехоженая трава, серебрились покосившиеся избы, а на взгорке
сияли мощные сосны! Какая-то женщина неспешно пасла на лугу
трёх чёрно-пёстрых коров.

И тут вдруг из-под моих ног прыгнул в реку и извиваясь поплыл
крупный уж. От неожиданности я опешил! Откуда рядом с метро
взялся уж? Наверное, он, бедолага, по старой памяти приплыл на
свою родную, хоть и обезображенную землю...

Уж быстро доплыл до противоположного берега и скрылся в зелени
трав, почти поглотивших серебристый и покосившийся забор.

Всего сто лет назад, учась в Московской школе живописи,
Константин Коровин и Исаак Левитан – отправлялись на этюды по
живописным деревням Лианозово, Останкино и Медведково.

Вот о чём счастливо вспоминал К.Коровин:

«Какая была радость, когда мы бывали в деревне среди леса, полей,
цветов, зелени, среди нашей дивной природы (хотя это и была
Подмосковщина! Мы жили в Останкине, в Медведкове ).»

«Помню однажды, при окончании года, у меня что-то осталось денег
пятнадцать рублей, а у Левитана — двадцать. Мы прожили на эти
деньги все лето и работали неустанно, были веселы, счастливы и
беззаботны. Нам были тогда предложены выгодные уроки, но,
несмотря на нашу нужду, мы от них отказались, желая быть
свободными и независимыми».

Художники много работали, бродили в поисках красивейших мест Подмосковья, ели в местных харчевнях и работали как одержимые!

Нынче, оказавшись у метро Медведково, я даже не могу вспомнить –
где же я видел тогда, потрясшего мою сущность, ужа? Вместо
живописного уголка природы, где искали красивые места
талантливые художники-пейзажисты, – теперь грудились
бесконечные панельные дома, а берега Яузы были накрепко закатаны
асфальтом.

 И всё равно - в городском парке звонко смеялись дети,
лаяли собаки, свистели самокаты и крякали в реке утки. Жизнь уже
городской природы, как ни в чём не бывало, продолжалась дальше!

И всё же - жители Бибирево, Лианозово, Алтуфьево радовались
пуску метро 29 сентября 1978 года! Ведь раньше переполненные
автобусы по сорок минут тащились до метро ВДНХ! И вдруг такое
счастье и комфорт!