00 Плохо то, что плохо начинается

Сергей Команов
Не нужно иметь семи пядей во лбу, чтобы отдаться течению жизни. Ровно как и для того, чтобы ему противостоять. Оказавшись на тонущем плоту под названием «жизнь», в дураках останется тот, кто собьётся с верного пути первым. Сопротивляться течению или экономить силы: можете осуждать меня сколько угодно, но я отдаю предпочтение второму варианту. Уступить или сражаться – так часто выбор кажется очевидным, что не позволяет увидеть всю картину в целом.
Я не родился с этими идеалами. Можно сказать, я воспитал их самостоятельно. Так какого же чёрта я постоянно их нарушаю?!
Сильный удар под дых разбросал мысли по разным углам черепной коробки. Видимо, моёмолчание трое амбалов расценили по-своему. Четвёртого из хулиганов я заметил не сразу и, возможно, избежал бы кучи проблем, если бы не наступил на него при попытке первого контакта. Мир одарил его габаритами первоклассника, которые обиженный жизнью червяк пытался компенсировать, допрыгнув до уровня моих глаз, дабы дабы угрожающе в них взглянуть.
Согнувшись от последнего удара, я опустился на один с ним уровень.
- Ну чё, пацан? – довольно подмигнув остальным, поинтересовался вожак.
Интересно, какой ответ они ожидали услышать на этот вопрос?
- Чё замолчал?
Да я бы и рад ответить, если бы каждую мою попытку составить нормальный разговор не прерывали увесистым ударом, разбавленным противным прокуренным смехом!
- Да он же зассал!
И совсем неправда… Возможно, так могло показаться по продолжительному молчанию, но в такие моменты моя голова начинает работать в разы лучше. Маша называет это мазохизмом. Я же предпочитаю «аналитический склад ума». Холодная голова и отстранение от излишних эмоций не раз спасали мою психику, шкуру и собственное достоинство.
- Ребят, вы не поняли, - с трудом отдышавшись и обретя, наконец, способность говорить, прокашлял я. – Нет у меня с собой денег. И не было. Хотите – можете проверить.
- Да ты чё-то попутал, я смотрю. Хочешь, чтобы мы у тебя как мыши по карманам лазили?!
В исполнении этого обрубка такое заявление звучало настолько забавно, что мне пришлось приложить все силы, чтобы сдержать улыбку.
- Ну, если я выверну их сам – вы же мне всё равно не поверите, - пожал плечами я. – А так вы хотя бы сами убедитесь, что с меня ничего поиметь не получится, и сможете переключиться на кого-нибудь другого.
Надеюсь, они не заметят, как отчаянно я скашиваю глаза. Подобный тип малолетних бандитов, как правило, охотится за лёгкой и быстрой наживой. И параллельно – удовлетворяют потребность в возвышении своего крохотного эго на профессионально-новый уровень. Если вести себя податливо, можно будет избежать ненужного мордобоя… во всяком случае, на какое-то время. И именно это время было так необходимо для того, чтобы полицейский, размеренно шагающий неподалёку, успел подойти достаточно близко!
- Ну, что думаете? Вот он, я.
Отступив к стене,я замер, расставив руки в стороны. Пафосную картинку омрачал один лишь факт: пиджак к этому моменту уже безнадёжно испортился. Утешало лишь то, что меня самого пока испортить не успели. Пиджак же, на худой конец, можно будет застирать… и подшить… а с учётом моих навыков – ещё и выбросить.
Момент истины! То, ради чего всё и задумывалось. Один из молчаливых амбалов шагнул вперёд, явно намереваясь как следует помять меня при обыске. За углом стала виднеться спасительная фигура в полицейской форме. Способный убить меня одним лишь щелбаном громила грубо ухватил меня за плечо и пригвоздил к стене с такой силой, что оставшийся запас воздуха повалил из ушей. Заподозривший что-то бандюган-коротышка обернулся в том же направлении, куда был устремлён мой полный злорадства взгляд, однако было уже слишком поздно.
Правоохранитель смотрел в нашу сторону. Их с главарём взгляды пересеклись. Господин полицейский нахмурился…
…и всё тем же прогулочным темпом зашагал себе дальше.
Кажется, это было последнее, что мой ошалевший мозг успел уловить, прежде чем его (да и меня вместе с ним) отправили в глубокий нокаут. Били молча, но с чувством. Кости трещали, во рту почувствовался привкус крови. Ощущение беспомощности запоздало вонзилось кинжалом в спину, и в тот же момент ладонь нащупала на земле палку. Глаза заволокла плёнка беспамятства.
- Вы что делаете, гады?! Совсем обалдели?! ПОЛИЦИЙА-А-А!!!
Такой массированной атаки ультразвуком не выдержала даже плотная звенящая пелена, облепившая барабанные перепонки. А последовавший за этим отчётливый звук удара так и вовсе вернул мне желание открыть глаза.
Возмущённый восклик коротышки, ещё один удар, звук падения чего-то большого на что-то маленькое. И всё это - под непрекращающийся вопль, от которого закладывало уши и слезились глаза.
- И чтоб я вас больше здесь не видела, поняли?!
И вот, я снова оказался у неё в долгу. Не самый худший сценарий, если рассмотреть альтернативы, и всё же какая-то часть меня отказывалась его принимать.
- Ни на секунду его оставить нельзя, - привычное ворчание окончательно привело меня в чувство. – Ты как? Сильно ушибся? А вот тут болит?
Я взвыл. Заботливый тычок в опухший глаз окончательно привёл меня в чувство. В голову закрались мимолётные опасения, что проблемы мои вовсе не решились. Меня всё ещё продолжаюткалечить!
- Было неплохо, но если ты не оторвёшь мне предплечье - будет ещё лучше! - едва сдерживая нарастающие эмоции, процедил я.
Невзрачную светловолосую девочку Машу Волчкову трудно было назвать нормальной в привычном смысле этого слова. Когда её ровесницы игрались с куклами, она предпочитала вышибать дурь из дворовых мальчишек. Когда все прочие девушки начинали наносить на лицо тонны и тонны макияжа для того, чтобы начать, наконец, нравиться парням – Мария обходилась одним лишь тональником, которым старалась скрыть от родителей заработанные в школе синяки. Когда же все её подруги уже вовсю заигрывали с членами нашей секции по боксу… Маша со вкусом ломала им носы.
Я бы мог назвать её валькирией, снизошедшей до моей защиты. Стоит ли упоминать, каким задохликом я обычно ощущаю себя в её присутствии?
- Дурак ты... - неожиданно обиженно заявила Маша. - Зачем убежал?! Я вообще-то поговорить думала. Ну… об этом…
Как неуклюже она пытается избежать фразы "твоейтупости".
Впрочем, её нельзя винить. Умудриться потратить все имеющиеся в запасе деньги на мелкие радости большого города, профилонить все предложенные факультативы, да ещё и умудриться завалить экзамены во всех трёх учебных заведениях разом - это нужно было как следует постараться! Ещё и комнату на полгода вперёд оплатил, как умный человек... А теперь вот решил немножко погоревать для порядка, так нет - тут же нарвался на местную гопоту, был бит и в очередной раз спасён своей охочей до мелкого садизма подругой.
- Прекрати уже тыкать меня в руку - там же синяк будет!
- А ты прекрати меня игнорировать, - надулась блондинка, за шкирку - как нагадившего котёнка - поднимая моё бренное тело на ноги. - В общем, так. Ничего не знаю - ты угощаешь меня мороженным. Ты меня знаешь - если сейчас же меня не охладишь, я тебе таких...
Каких "таких" она собирается мне устроить, выяснять не хотелось.
Подранный пиджак, грязные брюки и одетый на ухо галстук. Лучшего наряда для увеселительных путешествий по городу и не придумаешь! Но разве могу я спорить с ТАКИМИ выразительными аргументами, что застыли сейчас в глазах моей спасительницы?
Да и чего я, спрашивается, завожусь? Можно подумать, она меня в первый раз из передряги вытаскивает.
Кондитерскую лавочку мы нашли быстро. Благо, народу в заведении не было вовсе – если не считать симпатичную молодую продавщицу, приветливо улыбнувшуюся мне у входа. Или, что более вероятно, посмеялась над моим модным прикидом.
- На одного столик?
- На двоих, – привычно ответил я.
Голова болела с такой силой, что, казалось, всасывала в себя все прочие органы чувств. Хорошо же меня приложили, ничего не скажешь!
- Ну?
Да что ж сегодня за день такой? Все вокруг пришли к выводу, будто бы я внезапно обрёл экстрасенсорные способности и способен ответить на столь мастерски поставленный вопрос?!
- И не делай такое лицо. Ты прекрасно понял, о чём я, - обиженно протянула Мария, едва ли не с руками отобрав у меня мороженное.
- Ну, прости, мамуль. Я больше не буду без разрешения выходить из дома, чтобы меня опять не поймали плохие дяди.
Мария скривила такую физиономию, словно только что объелась лимонов. Её всегда раздражало, когда я пытался сгладить проблемы нелепо отшучиваясь. А я всегда умудрялся про это забыть.
- Серёж, если ты сейчас так продолжишь, я обижусь... нет, я сначала по башке тебе дам, а потом обижусь, - глядя ей в глаза, я сделал точный вывод - даст, обидится. Очень уж давно мы друг друга знаем.
Она и сейчас наверняка всё понимала, просто хотела услышать это от меня. Для меня проще было бы посчитать, сколько же времени мы друг друга не знали. За такой период даже мне начало казаться, что я и Маша стали единым целым, которое по какой-то причине продолжает бродить порознь… да и продолжает ли?
- Маш, я просто... подумать хотел.
- Третий день уже думаешь. Ни звонка, ни СМС... телефон бы хоть включил - родители твои мне уже весь мозг вынесли. Волнуются за тебя, между прочим... Нет, я им пока ничего не говорила, - словно бы прочитав мои мысли, закончила блондинка, угрюмо слизнув шоколад с ложки.
- Спасибо. Не представляю, что мне им теперь говорить. Они там такие проводы устроили, половине посёлка уже похвастались... слушай, может мне того... в столицу махнуть?
- Зачем? - не поняла Мария.
- Ну, учёбу я не окончил, до дна, можно сказать, скатился... мне бы только плохую компанию отыскать да отсидеть пару раз – глядишь, и в рэперы податься можно будет.
- Дурак, - Маша щёлкнула меня по носу, но всё же улыбнулась.
- Со мной всё будет нормально... - неуверенно оглядев свой новомодный гардероб, произнёс я.
- Знаю я твоё "нормально". Опять пустишь всё на самотёк, - уже строго произнесла Мария. - Слушай, Серёж, я ведь тебе помочь хочу. Мы сюда вместе ехали. В школе вместе отсидели. Вместе поступать хотели. Проблемы тоже должны решать вместе. Мало я, что ли, за тебя в школе волновалась?!
А вот это уже обидно.
Я был очень благодарен ей за помощь, и за всё то, что она для меня сделала. Мне очень не хотелось бы терять такого верного друга, как она. И мне наверняка было бы худо, не окажись она сегодня рядом.
Но из уст почему-то вылетело совершенно иное:
- Да что вы все прицепились со своими переживаниями?! Я давно уже не маленький, сам могу как-то со всем разобраться! Или тебе нравится просто постоянно самоутверждаться за мой счёт?!
Девушка открыла было рот для того, чтобы что-то ответить, но осеклась. Кажется, теперь уже я наговорил лишнего... Чёрт, и почему у меня никогда не выходит унять идиотскую гордость и просто сказать то, что думаю на самом деле?!
- Знаешь, что, Гордеев?!.. Ты... Я... Пошёл ты, короче!
На сей раз ложка прилетела по лбу вполне заслуженно. Пытаться остановить её смысла не было - если уж Мария выходила из себя, на её пути лучше не вставать. Зашибёт и не заметит! Стоит ли рисковать  здоровьем? Думаю, нет. Выжду, когда всё уляжется, и тогда извинюсь. В конце концов, я ведь тоже имею право обидеться!.. Имею же..?
Дверь в кондитерскую захлопнулась. Я вновь остался в гордом одиночестве. Размышлять над собственной глупостью. Как того и желал с самого начала. Молодец, Серёга! Так держать!
Надо было встать и извиниться. Сразу. Чёрт, ну и осёл же я! Почему нормальные мысли приходят в мою голову уже после того, как всё испорчено?! Если вспомнить, ведь все проблемы, в которые я так или иначе вляпываюсь, произрастают из-за меня же. А страдать из-за них приходится окружающим.
Эх, и почему все вокруг настолько восприимчивы? Если б мир состоял из копий меня самого – все конфликты наверняка решались бы сами собой просто потому, что всем было бы лень в них копаться. Вот уж где наступила бы красота и гармония!
«Преимущественно потому, что в итоге они все скончались бы в собственных лени и тупости», - вздохнул про себя я, задумчиво поигрывая ложкой.
Не знаю, сколько времени прошло, пока я тупо смотрел на недоеденное мороженное и атаковал голову всё более уничижительными мыслями. Должно быть много, поскольку за всей этой мыслительной деятельностью я даже не заметил, как ко мне подсел человек. Очень терпеливый человек, судя по тому, что ему не хватило двух пропущенных мимо моих ушей кашлей, прежде чем он не выдержал и подал-таки голос:
- Прошу прощения. Не возражаете, если я тут посижу?
Я бросил пустой взгляд сначала на незнакомца, потом на десяток свободных столиков. Тощенький паренёк разве что ноги передо мной не свалил – откинувшись назад, он смотрел на меня с таким счастливым выражением лица, что не обладай я достаточным чувством реальности, то решил бы, передо мной сидит мой давно потерянный брат.
- Нет? - неуверенно откликнулся я, разглядывая незнакомца с ног до головы.
- О, прекрасно-превосходно! - неизвестно чему обрадовался худощавый альбинос.
Кажется, мне стоило бы пояснить, чего конкретно касалось моё «нет».
- Госпожа,подайте-ка мне ванильного! И побольше джема! О, у них просто восхитительный джем!
На всякий случай я ещё разок окинул кондитерскую взглядом. Может, он меня с кем-то перепутал? Бледный, как сама смерть, с узкими смеющимися глазами, которые тот старательно прячет под узкими полями шляпы, обладающий мягкими ровными чертами лица и выделяющимся острым носом, этот парень не был похож ни на одного из моих знакомых. Уж такого я бы точно запомнил!
Так что же ему могло от меня понадобиться?
- О, не надо на меня так смотреть. Не волнуйся - ты точно меня не знаешь.
Ну спасибо, успокоил!
- Слушай...те. Я не знаю, что вам нужно, но сейчас не совсем то время, чтобы...
- Не утруждай себя. Я уже знаю про тебя всё, что нужно, - поспешил в очередной раз "развеять мои страхи" всё более пугающий незнакомец.
- Ага... - осторожно кивнул я. –Я, пожалуй, пойду.
Мне рассказывали, что с маньяками нужно разговаривать осторожно, не делая резких движений. Решит сейчас это остроносое чудо на меня наброситься, и пиши-пропало. Даже если у него нет с собой ножа – заклюёт до смерти!
- О, дела - это важно. Дела - это очень хорошо, - закивал странный тип. - В первую очередь советую позвонить родителям. Уверен, они сейчас места себе не находят. Поступил ли их сынишка? Хотя нет, этот вопрос их определённо не волнует. Он же у них самый умный. Вопрос скорее в том, на платную ли он попал основу или же им придётся опять вбухать в него кучу денег, чтобы обеспечить ему более достойную жизнь, чем себе в своё время... О, мороженка!
Я остановился как вкопанный.
- Вы сюда посмеяться надо мной пришли?!
Маньяк или нет, а он определённо пытается задеть меня за живое.
- Я? Посмеяться? Разве я похож на человека, который станет смеяться над чужими бедами? - обиженно, но всё с тем же смехом в глазах, произнёс незнакомец.
- Да, похож.
- И вправду... - как-то уж слишком бодро сдался парень, приступая трапезе. – Объедение! Знают же у вас толк во вкусняшках! Там, откуда я приехал, такого днём с огнём не отыщешь.
- Короче, – не выдержал я.
За кого он меня принимает?! Ощущение опасности мгновенно улетучилось, оставив только чувство глубокой обиды.
-Если тебе… вам… не важно. Если сказать больше нечего, то я сам уйду.
- Сядь.
Я сел. Сам не пойму, как это получилось. Я ведь даже толком сообразить не успел, что именно он мне сейчас сказал. Голос незнакомца вдруг стал холодным, требовательным, даже жутким. Этот переход произошёл настолько стремительно, что я и удивиться толком не успел, как на меня вновь смотрели улыбчивые глаза переменчивого парня.
- Разве я говорил, что пришёл сюда просто так? Ей богу, тебе нужно поучиться терпимее относиться к тем, кто так давно не пробовал сладости! Вдруг ты тоже когда-нибудь окажешься в точно таком же положении? Уверен, тебе будет очень неприятно, когда какой-то невежа начнёт тебя этим упрекать, - укоризненно покачав головой, произнёс он.
Теперь он меня отчитывает…
- Ну-с, - дочиста вылизав ложку, паренёк хрустнул пальцами и всем телом подался ко мне. - Пожалуй, теперь можно и к делу. Меня зовут Арчи. Тебя – Сергей, можешь не уточнять. К слову, очень приятно познакомиться лично. У меня для тебя есть предложение, от которого ты уж точно не сможешь отказаться.
Его улыбка сталашире.
- Ты... Вы ведь понимаете, что именно с такой фразы и начинаются предложения, на которые нормальные люди отвечают "нет"? - на всякий случай уточнил я.
- Нормальные люди, да, – рьяно закивал Арчи. – Но скажи мне: нормальные люди станут с ходу отсеивать возможность поступления на вакантное место в одну очень престижную академию?
- Именно это они и сделают, – неуверенно ответил я. Затем, подумав, уверенно дополнил:
- Денег у меня нет.
- Нет, я определённо обратился не по адресу. В каком из сказанных мною предложений промелькнуло хотя бы малейшее упоминание о деньгах?! Я серьёзно. Вот здесь у меня подробно записано всё то, что я сказал. «Предложение», «вакантное место», «престижная академия»… Вот ради таких, как ты, мне и приходится заставлять свою секретаршу записывать всё, что я когда-либо говорил! - обиделся худощавый тип, поигрывая в руках чуть мятым листом бумаги. И вправду, всё записано… Я тряхнул головой. Что за чертовщина?!
- Не забивай себе голову. Я пришёл сюда не удивлять или препираться. Я занимаюсь отбором кандидатов для экспериментального курса Академии. Прекрасное местечко. Очень... просторное. Живописное, я бы даже сказал... С определённых ракурсов, так и вовсе загляденье!
С этими словами он пододвинул ко мне небольшую, на удивление не помятую брошюрку. На первый взгляд - ничего особо примечательного. Прямоугольный лист бумаги, на котором горделивым резким шрифтом красовалась угловатая надпись. Богом клянусь, что всего секунду назад я не мог прочесть ни слова, но стоило мне моргнуть, как буквы внезапно обрели ясные очертания: "Академия Небесного древа объявляет набор абитуриентов для экспериментального курса совместного обучения".
Под изучающим взглядом Арчи я открыл брошюру.
- "Проводник", "Наблюдатель", "Перфекто-прости боже-образующий"... А это точно специальности? - с сомнением поинтересовался я. –Звучит как название классов в плохенькой ролёвке.
- Я не совру, если скажу, что очень скоро эти специализации могут стать настолько востребованы в этом мире, что тебя с руками оторвут, заяви ты, что обучен хотя бы одной из них, - усмехнулся он. - Я бы не стал предлагать это тебе, если бы это была худшая альтернативу тому... чем бы ты там не собирался сейчас заниматься. Вот только ответ мне нужен именно сегодня. А если быть ещё конкретнее - то сейчас. Сам понимаешь: туда-сюда, бумажки, договорённости... вот и вышло, что на подбор кандидата остался всего один день.
- И в чём подвох? - после небольшой паузы спросил я.
Арчи призадумался, определённо прикидывая в уме какие-то факты.
- Много ли ты слышал о богах? О настоящих, я имею в виду? Согласишься, и узнаешь о них много нового. В особенности то, чего знать не хочешь, я тебя уверяю.
- Какие ещё боги?
- Я тебя заинтересовал? – хитро прищурился Арчи.
Удивительно, но я не мог разглядеть в его лице ни капли фальши. Все его эмоции были искренними, а движения – плавными и естественными. Чего бы он от меня не хотел, незнакомец определённо не врал. Недоговаривал, но не врал.
- Почему именно меня? Вокруг столько народу...
- О, не подумай ничего дурного, - Арчи улыбнулся так широко, что я на секунду испугался за его щёки. - Просто ты единственный кандидат из тех, кому реально больше некуда идти.
Уел...
Я бросил ещё один взгляд на брошюру. Парк, общежитие, да ещё и на «живописной окраине столицы»... Звучит уж слишком хорошо для того, чтобы вот так запросто упасть в руки. Ни за что не поверю, что такое престижное заведение может принимать неудачников безо всяких вступительных экзаменов. Да ещё и этот Арчи... Определения "подозрительный" для него явно недостаточно.
С другой стороны, может быть, Маша права, и мне действительно нужно поменьше думать и прекратить плыть по течению, надеясь на авось? Другого такого шанса может и не предвидеться.
Длинную молчаливую паузу неожиданно прервала до боли знакомая мелодия телефона. Моего телефона! Я же точно помню, что с позавчерашнего дня так и не включал его!
- Алло... - потерянным голосом ответил я.
Губы пересохли. На входящем табло значилось короткое и такое близкое слово "мама".
- Ну наконец-то! Серёж, как ты там? Зарядку нашёл?.. Подожди, я сейчас громкую связь включу… Ты чего молчишь? Рассказывай давай! Поступил?
Пауза. Мучительно долгая, почти бесконечная. В растерянности я перехватил на себе взгляд Арчи. На его лице застыла приятная понимающая улыбка.
Я сглотнул, чтобы хоть как-то смочить пересохшее горло. И тихим, почти беззвучным голосом произнёс:
- Да... поступил.