Порушенный памятник Первой Конной...

Николай Сологубовский
Порушенный памятник Первой Конной
 и две вспомнившиеся песни
 
Памятник Первой Конной армии на трассе Киев-Львов (Бусский район Львовской области) местные жители   раздолбанили  на кусочки, чтобы…. «сдать на металлолом».
Это был  Один из Самых Красивых, Впечатляющих и Дерзких памятников Первой конармии. Он  гордо и бесстрашно возвышался над оживленной автострадой. Его торжественно открыли  21 декабря 1975 года, когда многие «пильщики» еще и на свет не родились.  Авторы: скульптор Борисенко, архитектор Консулов, конструктор Шевчук.
 Всем дали Шевченковскую премию…  Украинской ССР. Помните такую мирную, процветающую Советскую Социалистическую Республику?
Это был красивый памятник!  И он заслуживал премии Шевченко!
Был…
Заслуживал…
 Нет, его не приказали демонтировать  все эти  «правители на час»:  цэевропейские, бандугэтьические,  киевоедынские   ИГИЛозавры - нет. ПАМЯТНИК РАСПАТРОНИЛИ САМИ МЕСТНЫЕ. На металл…
Но… не торопитесь обрушивать на них громы и молнии. Лучше посыпьте пеплом свои головы!
Вот что Мыкола, один из местных «металлосоискателей», мне сказал, выпиливая кусок от Памятника:
- А шо? Та ни шо! Моя хата с краю, ничего не знаю, не видел, не слышал. Все пилят, а  я шо? И я пилю! Все равно пропадать добру! Все равно   бандеровская власть снесла бы, как снесла уже почти все, что… коммуняки и москали понастроили!
Последние слова он сказал громко, даже очень громко!
- А Первая конная – продолжил Мыкола, -  Ттак  это ж Ленин и Питерская революция! В Москве  никак не договорятся, что это было! Так что ты, добрый приезжий,  нас не укоряй!  Сами питерцы и москали не чешутся, хотя должны были бы этот Памятник спасти от гибели!
А я хитрый! Будут другие времена, так я своим внукам этот кусок передам, да с гордостью скажу: « Вот что от Первой Конной осталось и от ее  подвигов!  Сколько хороших хлопцев погибло, сражаясь с бандюками за Свободную Украину!»
А нынешним наплевать на могилы героев! Теперь одна вонь по всей Украине от новых «хероев»- бандеровцев!

При этих словах Мыкола оглянулся по сторонам, не слышит ли кто его храбрость, и продолжил:
- А если времена не изменятся, то сохраню! Мой дед сам пошел в  Первую Конную, когда петлюровцы  его невесту… ну, растерзали. И погиб в бою, порубанный золотопогонниками.  Так что  у меня свой счет с ними! И скажу внукам, чтобы с  этим… металлом… меня и похоронили. Я еще на том свете за деда и его любовь расквитаюсь…
- Тут у меня горилка добрая, - сказал он  мне, закончив свой труд. – Давай выпьем! За память! Мне Памятник жалко, ты  меня не ругай.  Когда все пропало на Украине, разве памятники смогут выжить? Так что… 
Мыкола достал складной стаканчик, налил и мне протянул. Я в задумчивости взял и выпил. Мне было нечего ему сказать. Перед моими глазами  падали с пьедесталов и рушились другие памятники Героических времен. Ведь я   виноват, что это произошло!
Мыкола налил себе и тоже молча выпил. Я дотронулся рукой до остова, до скелета, начашего ржаветь.  Вспомнил слова песни, которую любил петь мой отец, тоже герой Первой Конной.
Вот эти слова, совсем позабытые…
Там, вдали за рекой,
Загорались огни,
В небе ясном
Заря догорала,
Сотня юных бойцов
Из будённовских войск
На разведку
В поля поскакала.
Сотня юных бойцов
Из будённовских войск
На разведку
В поля поскакала.
Они ехали долго
В ночной тишине
По широкой
Украинской степи,
Вдруг вдали у реки
Засверкали штыки -
Это белогвардейские
Цепи.
Вдруг вдали у реки
Засверкали штыки -
Это белогвардейские
Цепи.
И бесстрашно отряд
Поскакал на врага,
Завязалась
Кровавая битва,
И боец молодой
Вдруг поник головой -
Комсомольское сердце
Пробито...
И боец молодой
Вдруг поник головой -
Комсомольское сердце
Пробито...
Он упал возле ног
Вороного коня
И закрыл свои
Карие очи:
"Ты, конёк вороной,
Передай, дорогой,
Что я честно
Погиб за рабочих!
Ты, конёк вороной,
Передай, дорогой,
Что я честно
Погиб за рабочих!"
Там, вдали за рекой,
Уж погасли огни,
В небе ясном
Заря разгоралась,
Сотня юных бойцов
Из будённовских войск
Из разведки
Домой возвращалась.
Сотня юных бойцов
Из будённовских войск
Из разведки
Домой возвращалась...

Мыкола услышал знакомый мотив, который я стал шепотом произносить, снова  оглянулся и стал мне подпевать…
Потом мы допили его «Хлибну сльозу», и я взял  ножовку, брошенную  им на украинскую землю.
Так и я унес  с собой от Памятника  Первой Конной кусочек металла. Теперь и мне есть что взять с собой в последнюю разведку, когда мое, вечно комсомольское сердце, пробито болячками  будет…
Ведь кто-то кто, а я хорошо помню еще одну песню, которую мы пели в славные студенческие годы в Киеве. В Советские времена, конечно! Я ее называл «Надеждой», потому что был тайно  и безответно влюблен в Наденьку…
Я все равно паду на той,
На той далекой, на Гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах
склонятся молча надо мной…

Вот ее слова полностью:
Надежда, я вернусь тогда, когда трубач отбой сыграет.
Когда трубу к губам приблизит и острый локоть отведет.
Надежда, я останусь цел, не для меня земля сырая.
А для меня твои тревоги, и добрый мир твоих забот.
Но если целый век пройдет, и ты надеяться устанешь,
Надежда, если надо мною смерть распахнет свои крыла,
Ты прикажи, пускай тогда трубач израненный привстанет,
Чтобы последняя граната меня прикончить не смогла.
Но если вдруг, когда нибудь, мне уберечься не удастся,
Какое б новое сраженье не покачнуло б шар земной,
Я все равно паду на той, на той далекой, на Гражданской,
И комиссары в пыльных шлемах склонятся молча надо мной…
https://www.youtube.com/watch?v=k1D6BTsitSc

Тарас Шевченко. 23 мая 2016. Львов - Киев.
http://www.sologubovskiy.ru/articles/4564/