Странное возрождение прогулочного флота...

Сергей Лелеко
И не только, и не сколько потому, что сейчас такой флот именуют круизным, а потому, что упорно не замечаются до сих пор имеющиеся суда, не распроданные и не пущенные «на иголки» в украинские времена. Вполне пригодные для использования по прямому предназначению; но обо всём по порядку.

       Итак, сообщается, что Минпромторг предполагает заложить в 2016 году – впервые за последние 60 лет, (что сразу отметим – очень спорное утверждение! Будем считать, что по не знанию предмета) – круизные суда проекта PV300VD. Об этом 25 января 2016 года сообщила газета "Ведомости" со ссылкой на пресс-службу министерства. Что ж, «пускать стрелы» в прошлое не станем: немало хороших и надёжных, именно круизных теплоходов, просто испарилось с Черноморского ( о других промолчим) бассейна после развала Советского Союза. Построенных не только за границей. Поэтому утверждение о том, что в «Советском Союзе было построено всего два лайнера в 1957 году»  не серьёзно, поскольку страна приобретала и много хороших судов за границей    ( для интересующихся тут исчерпывающая информация: http://sea.infoflot.ru/ru/fleet/?class=1#seriesа)

  Дальше эту мою мысль авторы и подтверждают,  сообщая о судах каких размерений идёт речь: лайнеры этого проекта, разумеется импортного, (уже всё запланировано и известно!) будут длиной 141 м, шириной 16,82 м и вместимостью 306 пассажиров,  планируется эксплуатировать на линиях Санкт-Петербург – Москва, Ростов-на-Дону – Москва с выходом до портов Крыма. Источники газеты сообщили, что речь идет об 1-3 таких судах.

     Подумалось сразу: неужели три таких судна решат все проблемы круизного характера? Правда, о водоизмещении, почему-то, ни слова. Можно догадаться самим, что суда эти типа река – море. Ладно, пусть так. Тогда отметим, что суда подобного класса выпускались в СССР, причём и давно, и сравнительно не давно – уж во всяком случае, не 60 лет назад. Примеры выше, на упомянутом сайте.

      По данным издания, суда проекта PV300VD могут быть заказаны судостроительным заводам "Лотос", "Красное Сормово" (входят в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) и керченскому "Заливу".
  Хорошо, но сразу вопрос: а почему же в стороне Феодосийский завод «Море»?  Может, в Феодосии предполагается выпускать суда других классов и размерений? Например, уникальный морской пассажирский теплоход на подводных крыльях, успешно ходивший по Чёрному морю в советские времена и до сих пор не превзойдённый никакими иностранными судостроителями? Или, может быть, хотя бы проводить модернизацию и ремонт имеющихся, более мелких и очень нужных для местного судоходства судов? ( Вот тут на сайте о таких судах очень подробно).
 
                Но ни слова об этом в статье, к сожалению, нет.
Предполагаемые заказчики новых судов – компании "Мостурфлот" (входит в ГК "Морское речное пароходство", МРП), "Водоходъ" и "Ортодокс". – Строительство одного судна займет до трех лет и обойдется в 2,4-2,5 миллиардов рублей. Срок окупаемости лайнера – свыше 20 лет.

    «Ни одна частная компания самостоятельно за такой проект взяться не может. Мы обсуждаем условия финансирования проекта, ждем конкретных предложений» – отметил заместитель гендиректора "Водохода" Андрей Смолин. По его утверждению, сейчас в России осталось около сотни пассажирских теплоходов, но половина – на грани износа, из-за этого флот ежегодно сокращается примерно на 10%.

   Интересное утверждение: и где же эти 100 теплоходов? Какие именно он имеет в виду? Где, как и сколько из них эксплуатируются, а сколько находятся в ремонте? Какие именно – очень бы хотелось узнать по именам – корабли попали в указанные Смолиным 10% в 2015, к примеру, году? А в 2014-м? Вопросы не праздные потому, что на самом деле все эти цифры, подозреваю – фикция, взятая с потолка: пример тому вот это фото вверху судов Феодосийского портофлота, которыми никто не занимается уже лет 5 или 6.

 Это как раз те суда, которые остро необходимы любому курортному городу на Чёрном море! Сколько таких в других портах Крыма? А на Кавказе? Может быть, господин Смолин их и имел в виду, называя цифру 100? Тогда он должен знать, что этими, вполне ещё пригодными для прибрежного судоходства судами - повторю ещё раз, НИКТО НЕ ЗАНИМАЕТСЯ ВСЕ ЭТИ ГОДЫ!

    Далее Смолин пишет, что … «суда в Европе строились специально для СССР. Наша речная система глубже, волны выше, нужна большая осадка. Поэтому мы не можем покупать подержанные теплоходы в Европе  – надо или строить новые, или модернизировать построенные для СССР»  © ncrim.ru

     Так никто и не спорит: нам строили много, но не всё. Не надо покупать речное старьё за границей. Я о другом: СССР самостоятельно производил немало прекрасных прогулочных судов малого – водоизмещением в десятки и сотни тонн, и среднего класса, от сотни до 1 – 2 тысяч тонн, о которых я и говорю сейчас, и на которые упорно не обращают внимания ни вышеупомянутые заказчики типа МРП, ни ведомства, организующие отдых людей в Крыму, ни Министерство транспорта Крыма, занимающееся по этому вопросу глупыми отписками.

А уж корабли на подводных крыльях – это вообще наше ноухау. Даже  пока ещё сохранился один экземпляр в Феодосии – бери и делай, причём по отечественному проекту!

    Что и кто мешает, господа из Минторга, Минтуризма и Минтранса, вам заняться этим? А уж потом, пожалуйста – стройте по импортным проектам то, что считаете нужным...