Галопом по Европам автостопом..

Ирина Каламбет
Молодость дана для того, чтобы воспользоваться ее уникальными шансами. Мне лично трудно понять людей, которые рожают детей в двадцатилетнем возрасте или посвящают всю молодость тому, чтобы заработать на квартиру, машину, домашнюю технику. Ведь многие ее возможности действительно неповторимы. Дискотеки, гулянья до зари, автостоп  –  позже это все будет либо не восприниматься обществом,  либо банально не позволят здоровье или работа.

Мое собственное отрочество проходило в тяжелейшей обстановке нашей претенциозной, хотя и провинциальной, школы. Эта школа была известна всему городу завышенными  требованиями, особенно по  математике. Никогда потом мне не приходилось так тяжело, как в школьные годы. При свете оранжевой настольной лампы, под аккомпанемент  тихо журчащей воды в аквариуме я часами делала бесконечные задания по геометрии, в каждом из которых нужно было  описать не только решение, но и долгий путь из аксиом и теорем, только после чего разрешалось переходить непосредственно к решению; и по алгебре, которая была несколько приятнее. Тяжелы были также сочинения по русской литературе. Их  приходилось  мучительно рожать путем  многократно зачеркнутых строчек, нагромождения смыслов, в которых никто, кроме меня, ничего не понимал. 

Когда закончилась школа и я вырвалась из провинциального города и чрезмерной родительской опеки, мне очень хотелось попробовать жизнь во всей ее интенсивности.. Лучшими страницами молодости стали поездки автостопом с 1996 по 1999 годы. Часто, показывая свои альбомы с фотографиями, я ловлю восхищенные и немного завистливые взгляды  – как тебе  удалось столько всего увидеть. На самом деле больше фотографировалось, чем было увидено. Наши поездки полностью соответствовали крылатому выражению "галопом по Европам". В каждом городе мы оставались  день, от силы два, и мчались  дальше... При этом  усиленно запечатлевали  на пленку  основные достопримечательности и себя на их фоне.

Финансовых средств требовалось  немного – автостоп, как известно, бесплатен. Основные затраты  шли на преодоление территории Восточной Европы, где такой способ путешествия  небезопасен.  Во времена наших поездок   1996-1999 годов еще не существовало виз в Чехию и Словакию, и потому эти страны, а в особенности  Словакия, были любимейшим плацдармом для автостопных турне.  Например, чтобы попасть в Италию, мы не летели самолетом, а выбирали долгий, но  очень дешевый путь. Вначале  дорога  в грязном и кишащем тараканами поезде Киев-Ужгород, потом автобус от Ужгорода до Кошице. Кошице представляет очаровательный  городок  недалеко от украинско-словацкой границы, кстати,   второй   по величине в небольшой Словакии. В Кошице надо было  гулять  полдня, а потом на ночной прямой электричке за весьма  доступную цену мы добирались до Братиславы. В Братиславе, чтобы попасть на автобанн в направлении Австрии,  нужно было  добраться на троллейбусе, с угрозой быть оштрафованными, либо, сгибаясь под тяжестью рюкзаков, идти пешком. Впоследствии подобная дорога была сопряжена с большими трудностями хотя бы потому, что в Словакию требовалась отдельная виза в дополнение к Шенгенской.

Автостоп мне очень нравился. Он давал возможность поболтать  с мужчинами из разных стран, которой я  долгое время была лишена. В школе в гуманитарном классе с углубленным изучением английского языка десяток парней представлял собой жалкое зрелище, в университете на гуманитарном факультете была та же  картина. Парень-культуролог -  это диагноз. При всем  уважении к этой специальности, лица мужского пола попадают туда в крайне скудном количестве и отличаются странностями. Хотя именно они становятся знаменитыми учеными, а не старательные девушки, пополняющие ряды библиотекарей, секретарей-переводчиков и домохозяек.

Вначале я помнила  имена почти всех своих водителей, но потом в долгих и продолжительных разъездах (например, от Венеции до немецкого города Карлсруэ и назад)  стала их забывать. Хотя  жаль. Среди них   попадались  по-настоящему добрые и сердечные  люди.  Некоторые доставали  из своих бардачков еду и  напитки  и угощали нас, другие устраивали себе перекус на стоянке и одновременно подкармливали согбенных под огромными рюкзаками студентов-попутчиков. Как-то раз нас накормили дорогим сыром с густой зеленой плесенью. На немецких стоянках обычно угощали сосисками с горчицей, а на  итальянских   - кофе или капуччино. 
Я была  незаменимым спутником для своих попутчиков в силу того, что говорила не только на английском, но также на немецком и итальянском. От них на европейских автобаннах гораздо больше проку, чем от  "эсперанто наших дней" английского.  Однако в пылу разговора  переводить я не всегда могла и успевала, отчего на меня обрушивалось недовольство своих друзей.  Потому пришла к выводу, что лучше всего совершать  автостопные круизы в одиночестве. К тому же, больше шансов на  знаки внимания со стороны водителя, начиная от прочтения стихов и заканчивая мелкими  приятными подарками.

С одной поездки я привезла огромный, хотя уже потрепанный атлас европейских автомобильных дорог, черную кофточку и даже комнатный цветок. Как Плюшкин, я собирала эти дары в свой безразмерный рюкзак,  ценя не столько подарок, сколько внимание.  Маленький обаятельный знакомый Витек, тоже автостопщик, когда-то пожаловался, что потерял зонтик, и ему  водитель подарил свой новенький и красивый. От некоторых особо жалостливых перепадали даже деньги.  Среди  них – добродушный пожилой австриец, который  вез нас с Леной от Вены по Австрии. Он слушал, слушал  наши проникновенные рассказы о бедной Украине и вдруг  достал купюру в 300 шиллингов (примерно 30 долларов): "Вот  вам на еду". Мы рассыпались в  благодарностях.. 

Вначале  мы рисковали  останавливать  машины прямо на автобанне, но неоднократные напоминания полиции, что неизменно появлялась откуда ни возьмись быстрее любой машины, быстро отучили от этой вредной привычки. Тем более машинам  действительно очень тяжело  тормозить в тот момент, когда они несутся на скорости около 200 км в час.  Большие грузовики (LKW) хоть и ездят  со скоростью, не превышающей 130 км в час, но при такой резкой остановке могут и перевернуться.

Когда я в первый раз решилась ехать автостопом по Италии, меня все пугали тем, что в  этой стране такой вид передвижения запрещен, и могут взять огромный штраф. "Multa", "multa" («штраф», «штраф»), покачивали головами сердобольные итальянцы. Но что оставалось делать, если передвижение железной дорогой, как и в других западных странах, баснословно дорого –  отрезок между  Флоренцией и Римом  только в одну сторону стоит 30000 лир, то есть около 30 марок.  Как-то в Италии я сидела на стоянке за городской чертой Римини, привезенная далеким знакомым, белобрысым парнем по прозвищу Duracell (из-за того, что он без остановки танцевал на дискотеках), и размышляла, что же делать, сжимаясь от страха. Весьма скоро подъехала полицейская машина.  Очень симпатичные итальянские полицейские ("poliziotti") проверили мои документы и прищурившись, поинтересовались:
- И чем же вы тут занимаетесь?
- Сижу, - я показала на свой огромный оранжевый рюкзак.
- А может,  все-таки автостопом едете?
Я замялась.
- Ну, едьте на здоровье, - они  засверкали белозубыми зубами и скрылись в окошке.

Удобней всего было ловить машины на небольших извилистых улочках - въездах на автобанн, где они  традиционно замедляют скорость. Там я нередко встречала и своих коллег по  путешествиям. В летний сезон их присутствие на европейских дорогах воспринимается абсолютно нормально. Зимой же мерзнуть под ледяным ветром мало кто решается. Однако самым надежным способом было обращаться к водителям на стоянках, потому что неопытный водитель может  высадить вас на совсем неудобном месте, где машина проезжает раз в полчаса или есть только автобанн, без всяких боковых улочек.  Кроме того, на стоянках всегда есть туалет, небольшой магазинчик с закусками, где на крайний случай можно выпить кофе.

Но и в обращении на стоянках есть две стороны медали. Нередко можно было нарваться на вежливый, не совсем вежливый (что случалось гораздо реже),  или совсем невежливый  (крайне редко) отказ. Большинство отказов мотивировалось тем, что машина служебная. И в случае аварии или какой-либо неприятности человека будут ждать большие проблемы на работе, а работой своей иностранцы очень дорожат. Так что понять их было тоже можно.

Самый тяжелый и вымученный автостоп был с двумя студентами моего же ВУЗа, Ромой и Лешей, потому что, во-первых, нас было трое,  во-вторых внешность у Леши была довольно неприятная и даже угрожающая. И еще у них были клетчатые сумки! Вот уж точно no comments! Другое дело  - Витек с его щупленькой фигуркой и детским личиком. У нас с ним и с Олей никогда не было проблем.

Нам втроем было очень весело, причем подбирали нас как мужчины, так и женщины. Однажды мы ехали  в машине одной симпатичной француженки и беззаботно болтали. Вдруг она стала бросать обеспокоенные взгляды на панель управления. Через пару минут машина остановилась. Оказалось, закончился бензин, а до стоянки оставалось больше километра. Кроме того, шел дождь. Бедной женщине пришлось выйти из машины и идти с  баком под дождем до стоянки - другого выхода просто не было.

В той же поездке  мы втроем как-то безуспешно голосовали  до самого вечера –  машины, словно заколдованные, не хотели останавливаться. Над придорожными кустами стали сгущаться сумерки, и наши фигуры превратились в невыразительные серые силуэты, пугающе выступающие на фоне зарослей.  У большинства водителей такие фигуры не без основания вызывали настороженность.
- Ну все, обосновываемся на ночлег, -  обреченно заявил Витек и стал подыскивать удобное место среди кустов,  куда бы не так  доставал  моросящий дождик. Мы грустно вздохнули, но что оставалось делать.  Постепенно  становилось так темно, что мы едва различали друг друга.
- Давайте выйдем на дорогу, возьмемся за руки, тогда они вынуждены будут остановиться.
- А еще лучше ляжем как пикетчики.. .

Я  вышла  на дорогу и стала в последней попытке усиленно махать руками, когда Оля и Витек уже разматывали спальники. И тут.. о чудо.. неожиданно  затормозил шикарный джип.  Водителем оказался  наш соотечественник  бандитского вида.  Ворча, он все-таки довез нас до ближайшей стоянки и даже препроводил в огромный грузовик с русским водителем, где мы в тепле и безопасности заночевали.  Водитель принял нас на редкость радушно. Я даже не заметила, как  с рассветом грузовик  бесшумно отправился в дорогу - только пейзажи медленно проплывали за окном.

Как-то мы втроем ехали по Германии - я на переднем сидении, Витя с Олей - на задних. Дата-  8 мая. Я поворачиваюсь к Витьку и спрашиваю:
- Витек, как ты думаешь,  не спросить  ли мне, как они отмечают день Победы?
- Ты что, хочешь чтобы нас выкинули с машины?
В то время как 8-9 мая во всей Европе шумно отмечается Day of Europe (День Европы), с салютами, концертами, вечеринками, в Германии он замалчивается, что и неудивительно. Отношение к нему двойственное: с одной стороны, это победа над коричневой чумой, фашизмом, а  с другой -  это все-таки удар по национальной гордости Германии.

Все автостопные путешествия совершались в основном на огромном запале молодости, бесшабашности, задора, когда желание посмотреть Европу превышало все побочные страхи и опасения.  Однако иногда нужно было пересиливать себя, чтобы подойти к тому или иному водителю, потом нужно было часами  их развлекать и отвечать на многочисленные вопросы о далекой Украине, а у итальянских водителей - о своих мужчинах и бойфрендах. Но кайф от путешествий все равно был сильнее..

Многие  обеспокоенно расспрашивали: "А ты не боишься?" Как и странно, я  не испытывала ни грамма страха в отношении водителей. Большинство иностранцев представлялось  такими добрыми большими мишками, и если ты идешь к ним с открытой душой, то как они могут тебя обидеть.   И не только я, но и старейшины нашей молодежной организации Саша и Аня предпочитали автостоп в одиночестве.  Кстати у Ани судьба сложилась феноменально успешно: буквально в первую свою поездку она познакомилась с Алексом,  папа которого - лидер Христианско-Социалистического Союза Германии.  И через пару лет вышла за него замуж.

Конечно, в любой бочке меда есть ложка дегтя. Немцы известны в Европе своей склочностью и  склонностью обращаться в полицию с жалобами и доносами  по любому поводу. Как-то мы с Ромой и Лешей явно не понравились одному немцу, с которым пытались завести разговор. Так он не только нам нахамил, но и в полном великолепии подлости проследил,  какая машина нас подобрала (там за рулем был молодой  длинноволосый, очень симпатичный парень) и позвонил в полицию. Где-то через полчаса мы заметили, что наперерез едет и сигналит немецкая полицейская машина.  Пришлось остановиться.  Тщательному досмотру подверглись не только наши рюкзаки, но багажник и машина. Понятно, что ничего крамольного не нашли.  Наш водитель только покачал головой. Так как он не был этническим немцем, а эмигрантом из Югославии, то к подобным издержкам немецкого характера привык на своем опыте..