Пианистка Евгения Пупкова

Нина Тур
                напечатано в ж   Рампа  5, 2016               

   Честное слово, если б предложили вспомнить самых выдающихся людей, с кем
посчастливилось встретиться в жизни, на первое место я бы, не задумываясь,  поставила счастье быть знакомой  с Евгенией Григорьевной Пупковой,  и даже недолгое время учиться у нее в концертмейстерском классе.
   Она уникальна. Причем уникальность ее  - совершенно особенная, она во всем. Второго такого человека не только я  - вряд ли кто во всей Уфе смог бы найти и назвать.
Дело даже не в особом, невероятном таланте – она сама говорит, что абсолютного слуха у нее нет ( впрочем, для фортепиано он вовсе не обязателен:   и у Скрябина его не было) , что рука сравнительно маленькая : нона. Но какая растяжка, добытая годами работы над собой!
   Но блестящая музыкальная память  - это все же дар Бога!  .
 И второе, без чего не существует музыкант – потрясающее чувство ритма.
Столько программ и такой фантастической сложности играет вот всем мире несколько пианистов. Одна из них  - Евгения Пупкова, со скромным званием «Заслуженная артистка Башкирии», которое она получила в 54 года.
А ведь  она -  пианистка мирового уровня.
Но это наша особенность: ни одному из всемирно известных уфимцев -  а их всего-то трое: Сергей Аксаков, Михаил Нестеров, Рудольф Нуреев -  не поставлен  в Уфе памятник. Возле Оперного театра напротив массивной металлической фигуры сидящего Загира Исмагилова, только недавно ушедшего из жизни – крохотная   гипсовая куколка: это Шаляпин, проживший в Уфе год и здесь  еще в 1891 году начавший оперную карьеру в «Гальке» Станислава Монюшко.
 Повезло Пупковой только в детстве в Москве, куда ее, как одаренную, приняли  в 11-летнем возрасте (переростка – до того в доме не на что было купить пианино) в ЦМШ при Московской консерватории и где она училась у выдающихся педагогов: сначала у Аврелиана Григорьевича Руббаха ( 1895-1975), а затем была последней из учениц Александра Борисовича  Гольденвейзера:  с отличием окончила консерваторию в июне 1961, а  умер он в ноябре.
Аспирантуру при Московской консерватории  - в классе Виктора Карповича Мержанова.
Помню сумасшедшие аншлаги на ее филармонических концертах .70-х гг. Слушать ее приезжали из других городов.
Сейчас начальство ставит ей самое неудобное для концертов время, мотивируя тем, что мало слушателей.
Да, слушатели были другие: тогда в Уфе только открылся институт искусств, педагоги  - сплошь приглашенные из лучщих выпукников Гнесинского института  и МГК, а студентами хотели быть даже  москвичи, киевляне,  одесситы - таков был авторитет музыкального образования и, в частности,  Уфимского института искусств!
Теперь, и уже давно,  она преподает общее фортепиано в Уфимском училище искусств. Где еще так разбрасываются кадрами?
  Однажды  французы посетовали, что у них никто не может сыграть всего О.Мессиана , настолько сложен музыкальный текст. А им:
 -  В Уфе есть   пианистка, которая играет все «Двадцать взглядов на младенца Иисуса».
  Представляете, ГДЕ бы Пупкова была в Париже? Не меньше, чем в зале Плейель.
Но – нет пророка в своем отечестве ( хотя в других отечествах они есть, уж будем честны!).
   Она единственная, кто   играет всего Баха, в том числе его почти неисполняемое ввиду невероятной сложности «Искусство фуги». До нее во всем СССР было еще двое бахистов: Самуил Фейнберг и Татьяна Николаева. А в мире – еще Гленн Гульд.
  24 прелюдии и фуги из I тома она выучила еще в музыкальной школе, ребенком.
Ей доверяют современные композиторы исполнять свои сложнейщие произведения: Софья Губайдуллина, Альфред Шнитке ( была лично с ним знакома), Галина Уствольская,
Алемдар Караманов, Яан Ряэтс, играет и наших башкирских -  Наримана Сабитова, Халика Заимова, Светлану Шагиахметову, Игоря Бурдукова, Роберта Газизова.
   Она исполняет всех современных западных: Хиндемита, Шёнберга, Хенце, Булеза, Кшенека,   Пуленка, Бартока
  Она не их тех  - часто успешных и умеющих  собрать залы - кто выучит  несколько популярных программ и обкатывает их чуть не всю жизнь. Но  ее ценили  -  музыковед и пианистка Ляля Кудоярова, ( Ляля Кудоярова за 40 лет не пропустила ни одного ее концерта, понимая, что больше нигде такие программы не услышит ), и московский композитор и выдающийся пианист Александр Игоревич Сац, который  отдавал ей должное, ибо сам был большим музыкантом и не страдал пороком зависти.
Евгения Григорьевна говорит:
- Я особенно ценю великих пианистов, например, Баха  умели играть только Гульд. Слушала его в Москве в 1957 в его единственный приезд в СССР.  ( к сожалению, он очень рано умер, в 50 лет), а из советских -  Татьяна Николаева.  У него, Гульда, я взяла все что можно. Главное, его невероятное staccato,  и  уж, конечно, нельзя портить Баха педалью и неоправданным legato, которое все сливает.
Другой величайший для меня  пример исполнительства - Артуро Бенедетти Микеланджело.  Только внимательнейшим образом слушая пианистов такого уровня, можно чему-то и самой научиться.
  На недавнем концерте в зале УУИ прозвучали 13 сонат Доменико Скарлатти  ( сына Алессандро Скарлатти) .Она их исполнила в таком порядке: 5+4+4.
Самое не то что сложное – для нее уже давно нет сложностей, сыграть хоть с листа она может всё!  - а передать то, 200-летней давности, клавесинное тончайшее звукоизвлечение, ей, безусловно, удалось.
Во  2 отделении – Бела Барток. Соната. I часть – без ритма и тональности.  Здесь нужно
было передать состояние крайней напряженности
II часть – тема, построенная на 2х нотах. Это –трагизм такой силы, что страшно, выраженный в музыке.
А вот III  часть -  народно- танцевальное  начало. Я бы ее назвала: Жизнь продолжается!
    Мало, до обидного мало понимающих!
Да,  - говорят ей – зачем не взять чего попроще.
Но  Евгения Пупкова   во всем такая:   много ли понимающих Платона, Бердяева? А когда мы разговорилась  - это ее любимые ( хотя не любит, простите на тавтологию) это слово. А писатели -  Умберто Эко, Дмитрий Быков ( "Вот талантище!" - восхищается она) .
В живописи скромно назвала себя дилетантом, хотя при ее широте эрудиции поверить в это сложно и почти   невозможно.
Меня потрясла ее фраза:
- Если придет хоть один ценитель – буду играть для него.
И это не слова!  Играла, целыми годами играла  на концертах по часу на бис! По часу! То  есть более одного отделения по длительности.
Единственное, о чем жалеет ( разговору не было о непременных нынче успехе, популярности, тем паче популярности любой ценой)  - что пропали  многие записи, что нет пластинок.
Понимающим слушателям – об этом плакать надо!
А лучше -   успеть записать  ее уникальное искусство, пока еще есть время!