напечатано в ж Рампа 5, 2016
Честное слово, если б предложили вспомнить самых выдающихся людей, с кем
посчастливилось встретиться в жизни, на первое место я бы, не задумываясь, поставила счастье быть знакомой с Евгенией Григорьевной Пупковой, и даже недолгое время учиться у нее в концертмейстерском классе.
Она уникальна. Причем уникальность ее - совершенно особенная, она во всем. Второго такого человека не только я - вряд ли кто во всей Уфе смог бы найти и назвать.
Дело даже не в особом, невероятном таланте – она сама говорит, что абсолютного слуха у нее нет ( впрочем, для фортепиано он вовсе не обязателен: и у Скрябина его не было) , что рука сравнительно маленькая : нона. Но какая растяжка, добытая годами работы над собой!
Но блестящая музыкальная память - это все же дар Бога! .
И второе, без чего не существует музыкант – потрясающее чувство ритма.
Столько программ и такой фантастической сложности играет вот всем мире несколько пианистов. Одна из них - Евгения Пупкова, со скромным званием «Заслуженная артистка Башкирии», которое она получила в 54 года.
А ведь она - пианистка мирового уровня.
Но это наша особенность: ни одному из всемирно известных уфимцев - а их всего-то трое: Сергей Аксаков, Михаил Нестеров, Рудольф Нуреев - не поставлен в Уфе памятник. Возле Оперного театра напротив массивной металлической фигуры сидящего Загира Исмагилова, только недавно ушедшего из жизни – крохотная гипсовая куколка: это Шаляпин, проживший в Уфе год и здесь еще в 1891 году начавший оперную карьеру в «Гальке» Станислава Монюшко.
Повезло Пупковой только в детстве в Москве, куда ее, как одаренную, приняли в 11-летнем возрасте (переростка – до того в доме не на что было купить пианино) в ЦМШ при Московской консерватории и где она училась у выдающихся педагогов: сначала у Аврелиана Григорьевича Руббаха ( 1895-1975), а затем была последней из учениц Александра Борисовича Гольденвейзера: с отличием окончила консерваторию в июне 1961, а умер он в ноябре.
Аспирантуру при Московской консерватории - в классе Виктора Карповича Мержанова.
Помню сумасшедшие аншлаги на ее филармонических концертах .70-х гг. Слушать ее приезжали из других городов.
Сейчас начальство ставит ей самое неудобное для концертов время, мотивируя тем, что мало слушателей.
Да, слушатели были другие: тогда в Уфе только открылся институт искусств, педагоги - сплошь приглашенные из лучщих выпукников Гнесинского института и МГК, а студентами хотели быть даже москвичи, киевляне, одесситы - таков был авторитет музыкального образования и, в частности, Уфимского института искусств!
Теперь, и уже давно, она преподает общее фортепиано в Уфимском училище искусств. Где еще так разбрасываются кадрами?
Однажды французы посетовали, что у них никто не может сыграть всего О.Мессиана , настолько сложен музыкальный текст. А им:
- В Уфе есть пианистка, которая играет все «Двадцать взглядов на младенца Иисуса».
Представляете, ГДЕ бы Пупкова была в Париже? Не меньше, чем в зале Плейель.
Но – нет пророка в своем отечестве ( хотя в других отечествах они есть, уж будем честны!).
Она единственная, кто играет всего Баха, в том числе его почти неисполняемое ввиду невероятной сложности «Искусство фуги». До нее во всем СССР было еще двое бахистов: Самуил Фейнберг и Татьяна Николаева. А в мире – еще Гленн Гульд.
24 прелюдии и фуги из I тома она выучила еще в музыкальной школе, ребенком.
Ей доверяют современные композиторы исполнять свои сложнейщие произведения: Софья Губайдуллина, Альфред Шнитке ( была лично с ним знакома), Галина Уствольская,
Алемдар Караманов, Яан Ряэтс, играет и наших башкирских - Наримана Сабитова, Халика Заимова, Светлану Шагиахметову, Игоря Бурдукова, Роберта Газизова.
Она исполняет всех современных западных: Хиндемита, Шёнберга, Хенце, Булеза, Кшенека, Пуленка, Бартока
Она не их тех - часто успешных и умеющих собрать залы - кто выучит несколько популярных программ и обкатывает их чуть не всю жизнь. Но ее ценили - музыковед и пианистка Ляля Кудоярова, ( Ляля Кудоярова за 40 лет не пропустила ни одного ее концерта, понимая, что больше нигде такие программы не услышит ), и московский композитор и выдающийся пианист Александр Игоревич Сац, который отдавал ей должное, ибо сам был большим музыкантом и не страдал пороком зависти.
Евгения Григорьевна говорит:
- Я особенно ценю великих пианистов, например, Баха умели играть только Гульд. Слушала его в Москве в 1957 в его единственный приезд в СССР. ( к сожалению, он очень рано умер, в 50 лет), а из советских - Татьяна Николаева. У него, Гульда, я взяла все что можно. Главное, его невероятное staccato, и уж, конечно, нельзя портить Баха педалью и неоправданным legato, которое все сливает.
Другой величайший для меня пример исполнительства - Артуро Бенедетти Микеланджело. Только внимательнейшим образом слушая пианистов такого уровня, можно чему-то и самой научиться.
На недавнем концерте в зале УУИ прозвучали 13 сонат Доменико Скарлатти ( сына Алессандро Скарлатти) .Она их исполнила в таком порядке: 5+4+4.
Самое не то что сложное – для нее уже давно нет сложностей, сыграть хоть с листа она может всё! - а передать то, 200-летней давности, клавесинное тончайшее звукоизвлечение, ей, безусловно, удалось.
Во 2 отделении – Бела Барток. Соната. I часть – без ритма и тональности. Здесь нужно
было передать состояние крайней напряженности
II часть – тема, построенная на 2х нотах. Это –трагизм такой силы, что страшно, выраженный в музыке.
А вот III часть - народно- танцевальное начало. Я бы ее назвала: Жизнь продолжается!
Мало, до обидного мало понимающих!
Да, - говорят ей – зачем не взять чего попроще.
Но Евгения Пупкова во всем такая: много ли понимающих Платона, Бердяева? А когда мы разговорилась - это ее любимые ( хотя не любит, простите на тавтологию) это слово. А писатели - Умберто Эко, Дмитрий Быков ( "Вот талантище!" - восхищается она) .
В живописи скромно назвала себя дилетантом, хотя при ее широте эрудиции поверить в это сложно и почти невозможно.
Меня потрясла ее фраза:
- Если придет хоть один ценитель – буду играть для него.
И это не слова! Играла, целыми годами играла на концертах по часу на бис! По часу! То есть более одного отделения по длительности.
Единственное, о чем жалеет ( разговору не было о непременных нынче успехе, популярности, тем паче популярности любой ценой) - что пропали многие записи, что нет пластинок.
Понимающим слушателям – об этом плакать надо!
А лучше - успеть записать ее уникальное искусство, пока еще есть время!