Про легенды и основы сопромата

Сергей Марковский
     Калевипоег шёл по лесу. Для тех, кто не знает, Калевипоег – это такой эстонский богатырь-великан. В описываемые времена людей в Эстонии было ещё меньше, чем теперь, и там вполне мог поместиться великан, по крайней мере, средних размеров. А Калевипоег был именно такой. Богатырь шёл из Пскова. По случаю распродажи ко Дню Бухгалтера он прикупил на строительном рынке шесть кубов дубовых досок и теперь тащил их на своих богатырских плечах, рассчитывая, наконец, сделать дома ремонт.
     От мыслей о планировке нового флигеля великана отвлекли бесы. Хотя это вполне могли бы быть и черти. Эстонское слово pagan допускает разночтения. Последние исследования говорят о том, что, скорее всего, это были эстонские таможенники, недовольные перемещением через таможенную границу Евросоюза древесины без соответствующего декларирования.
     - Что везёте? – спросил главный паганец (будем называть их так).
     - Личные вещи – не растерялся хитроумный Калевипоег.
     - Шесть кубов? – бес с сомнением посмотрел на груз – Похоже на контрабанду! Декларацию будем составлять или штраф платить?
     Богатырь был шит явно не лыком, и пошлину платить не собирался. Не для того он тащился в далёкий Псков, чтобы теперь отдать всё сэкономленное в бесовский бюджет. С таким же успехом он мог купить тёс и у себя в Тарту. Не раздумывая, великан размахнулся и ударил доской по голове главного паганца. На сегодняшний день такая манера общения с чиновниками кажется странной, но в те времена в Эстонии иначе не поступали. Тяжелая дубовая доска не выдержала столкновения с еще более тяжёлым бесовским черепом и переломилась пополам. Иной богатырь, возможно, пал бы духом, но только не эстонский! Калевипоег взял другую доску и повторил упражнение. Увы, вторую доску последовала та же участь. На помощь главному паганцу уже спешили коллеги, завязалась битва, достойная картины Василия Верещагина. Отважный эстонец не сдавался! В конце концов, досок у него было шесть кубов, а до времени полдника еще оставалось два часа.
     Через полчаса герою стало скучно. Перелома в битве не намечалось, а досок становилось всё меньше. Великан уже с сожалением расстался с мечтой о комнате для лыж и библиотеке. В самый разгар боя из близлежащих кустов раздался вежливый голос.
     - Я дико извиняюсь, - сказало Голос, - Но ты что-нибудь знаешь о физике?
     - О какой физике – удивленно спросил Калевипоег, ломая очередную доску о голову неприятеля. В общем-то, не знал ни о какой физике, но на вежливые вопросы привык отвечать вежливо.
     - Только вот не надо делать удивлённое лицо, – быстро заговорил Голос, – В данном случае я имею в виду основы сопромата.
     - Про основы мата я знаю много – герой гордо выпрямился, – Эстонский мат знаю в совершенстве. Русский – со словарём. Хотя…  – Калевипоег вспомнил общение на псковском строительном рынке, – Пожалуй, и без словаря могу!
     - За этот мат ты будешь рассказывать у себя в Тарту! – с вызовом ответил Голос – Я имею в виду раздел физики о сопротивлении материалов.
     - Материалы сопротивляются? – спросил богатырь, не переставая махать досками. Их становилось всё меньше, и уже определённо не хватало на чуланчик для раздумий.
     - И этот человек называется героем эстонского эпоса! – Голос возмущенно присвистнул – Это же элементарные вещи! Часть механики деформируемого твёрдого тела, которая рассматривает методы инженерных расчётов конструкций на прочность, жесткость и устойчивость при одновременном удовлетворении требований надежности, экономичности и долговечности.
     - Чего? – великан удивлённо посмотрел в сторону кустов, из-за которых доносился голос. Из всего сказанного он понял только слово "лодка", которого в речи не было.
     - Ладно, - сказал Голос примирительно – Попробуем попроще. Я извиняюсь за природное любопытство, вот сейчас ты чем занят?
     - Как чем? С врагами сражаюсь!
     - А конкретнее?
     - Чертей бью!
     - Чем, позволь поинтересоваться?
     - Тем, что под рукой. Досками своими – великан с сожалением посмотрел на уменьшающийся запас стройматериалов.
     - И как ты это делаешь?
     - Да вот так! – богатырь размахнулся и плашмя саданул по голове очередного поганца длинной дубовой доской. Сказав печальное "хрясть", доска превратилась в две,– А какие ещё варианты?
     - Ну, если бы я беседовал с Ильей Муромцем, я бы, конечно, сказал, что сопротивление балок ударным нагрузкам зависит и от момента сопротивления и от жесткости балки.
     - Чего? – эстонский великан озадаченно почесал голову свободной рукой. Ему опять померещилось слово "лодка".
     - Ребром ударь, болван! Что ж ты плашмя всё время лупишь!
     -А-а-а! – богатырь развернул доску и принялся с удвоенной силой применять новую технологию направо и налево. За каких-то пару минут поле было свободно от всяческой нечисти. Бой закончился.
     - А ты где? – спросил Калевипоег в кусты.
     - Здесь я – отозвался Голос.
     - А кто ты?
     - Млекопитающее я. Типа Ёжик.
     - Так выходи, "спасибо" тебе хоть скажу.
     - Не могу – голос ёжика звучал смущенно.
     - Ног нету?
     - Тьфу, чёрт болтливый! Что несёшь! Есть у меня ноги. Только, видишь какая штука. Кода Бог ваш эстонский зверей создавал, он шерсти нам ежам не дал.
     - А что так?
     - Да мой предок надумал его теоретической механике учить, Бог и обиделся.
     - Ладно, вылезай! – Калевипоег снисходительно улыбнулся.
     Из кустов выползло существо, похожее на крысу, но начисто лишённое волосяного покрова. Калевипоег непроизвольно усмехнулся, но тут же подавил в себе этот признак малодушия.
     - Вот что, дружище, выручил ты меня. И вот тебе шубка с барского бедра – с этими словами великан оторвал от подола своей куртки клок жесткой колючей материи и великодушно передал его ежу.
     - Благодарю, сказал ёжик и скрылся за кустами. Ещё через секунду оттуда раздался его голос:
     - А ты учись давай! В Тарту университет нормальный. Не знать сопромат – это позор для героя эпоса!

     P.S. Так или примерно так, согласно эстонской легенде, ежи получили свою колючую шкурку. А что говорит эстонский эпос о том, откуда у слона длинный нос и почему у макаки красная задница я вам рассказывать не буду.