Воздушная крепость Часть 3 Глава 12 Таможня

Владимир Шатов
Всё тревожное знойное лето 2014 года Андрей Смирных даже не задумывался о том, чтобы надолго уехать из воюющего Донецка. Просто пытался выжить в непростой боевой обстановке.
- Архитектор прикрывает ошибки плющом, хозяйка майонезом, - подумал он, глядя на пленных, на улице Артёма, - а военные парадом!
Андрей перешёл площадь Ленина, где заметил гуляющих в центре город друзей Савчука, Агееву и Ципкину, но даже не подошёл к ним.
- О чём нам разговаривать во время войны? - он свернул в сторону.
Он шёл по немноголюдной улице Челюскинцев, как вдруг рядом шандарахнуло. У людей началась паника, все метнулись в соседние подвалы.  Над улицей висели густые клубы дыма.
- Что случилось? - спросил Андрей у показавшегося из него военного.
- В этом доме обнаружен наркопритон! - весело ответил тот. - Дверь не открывали, приехал дулостволый аргумент, удостоверился в правильности адреса, наличии наркош в доме и шандарахнул прямо в окно квартиры.
Бабульки выползи из укрытия, и пребывали в восторге:
- Мы на этот наркопритон больше пяти лет жаловались!.. Шприцы валяются в подъезде кучами.
- И что в итоге? - ухмыльнулся военный. - Почему не закрыли?
- Участковый на всех жалобщиков уголовные дела открывал…
- А мы решили проблему за пять минут!
- Правда с трупами и дом нужно будет восстанавливать… - буркнул Смирных, отходя подальше. - В России всегда так решают проблемы!
Он спустился к автостанции «Центр» и ожидал автобус маршрута номер четыре. Подъехала очередная маршрутка «Газель». Неприглядный дедушка лет семидесяти с дипломатом такого же возраста вошёл в переднюю дверь, уселся рядом с водителем и с довольным лицом ждал отъезда.
- Шустрый дед… - усмехнулся Смирных, усевшись рядом.
Транспорт подъехал к первому светофору. Дедушка открыл потёртый дипломатик, достал бутылку водки и стопочку. Дипломат лежал на коленях, он налил стопку, поставил бутылку на импровизированный столик и выпил.
- И уверенный! - одобрил сосед.
Водитель решил отдых ретивому дедушке испортить. Разгонялся, резко тормозил, поворачивал как угодно, но ни в коем случае не плавно.
- Видимо сделать замечание ему неудобно, - решил наблюдательный Андрей. - Завистливому шофёру по возрасту лет на тридцать меньше.
Каскадёрская картина продолжалась весь сложный маршрут, минут двадцать рваной езды. Перед нужной остановкой дедушка собрал остатки в дипломат, ничего не потеряв при экстренном торможении и сказал:
- Сынок, я на флоте сорок лет прослужил!.. Ты меня своими виражами не удивишь, мы в шторм водку на подносах носили.
- Батя, денег не надо за проезд... - восхитился водитель и открыл дверь.
Автобус двинулся дальше, а Смирных подумал:
- Вот такие железные люди ещё встречаются в наше время.
Вскоре новые попутчики отвлекли его внимание. Пожилая женщина в домашнем старом халате, с двумя «амсторовскими» пакетами вещей в руках только, что приехала из города Шахтёрск и с трудом забралась в салон. Она села напротив него и постоянно извинялась, что у неё грязные руки и лицо:
- В подвале жили две недели, а там не было воды.
Вдруг встал буховатый парень и обратился к водителю:
- Открой дверь, я здесь выйду…
Тот переживал историю с дедом, поэтому небрежно ответил:
- На остановке и открою.
Одетого в камуфляж пассажира вариант не устроил, и он начал пинать входную дверь. Офигевший водитель остановил автобус, схватил монтировку, открыл свою дверь и подбежал к пассажирскому выходу.
- Чёрт, забыл! - он увидел, что не открыл его и метнулся назад.
Парень, когда водитель бегал вокруг автобуса, перелез через короб прикрывающий двигатель и весело закрыл водительскую дверь.
- Шофёр-неудачник на дороге у автобуса, - опешил от рокировки Андрей, - а герой-алкоголик на его месте.
Пассажиры опешили от рискованной рокировки. Ополченец проехал метров триста и вышел. Дальше они ехали с прибежавшим водителем.
- Далеко мы уедем с таким народом! - расстроился Смирных. 
После обеда он спустился поговорить со знакомыми во дворе. 
- Вон идёт Лёха Смулевич, - сосед кивнул в сторону улицы. - Когда его призывали в армию, нужно было пройти медкомиссию в военкомате. Эскулапы находились в подвале, куда вела старая, разбитая, плохо освещаемая бетонная лестница. Он споткнулся, упал, потерял сознание, очнулся, перелом ноги. Отсрочка. Так от армии и откосил…
- Зато теперь герой республики!
К ним подошёл Алексей с георгиевским крестом на груди.
- Вы вечером никуда не выходите из дому, будет идти российская техника! Там кадыровцы, осетины, могут шмальнуть. Поэтому не лазьте тут.
- А эти кавказцы здесь зачем? - спросил Андрей.
Ополченец на полном серьёзе ответил:
- Там правосеки идут на Донецк. Порошенко приказал взять город до дня независимости Украины… Вот они и помогают нам отстоять город.
- О чём он вещает?.. Это какой-то сплошной сюрреализм… Будто сумасшедший режиссёр кино какое-то снимает! - подумал Смирных.
Он попрощался и пошёл домой. Вдруг услышал взрыв.
- Неужели обстрел? - встрепенулся Андрей.
Взрыв был оглушительной силы, что решил:
- Где-то неподалёку упал «Град» или произведён выстрел из крупнокалиберного орудия.
Он решил вернуться посмотреть, что произошло. Когда пришёл на место взрыва, увидел около сорока человек, выбежавших из соседних квартир. Имелась моментально подъехавшая полиция ДНР и маленький ребёнок, у которого из ушей текла пугающая кровь.
- Больно мама! - мальчик стоял возле кустов и ужасно громко ревел.
Подъехала «скорая», которая забрала ребёнка в больницу, а ополченцев погрузили в машину полиции и увезли в неизвестном направлении.
- Что случилось? - спросил он зевак.
- Один из ополченцев достал светошумовую гранату и по неосторожности выдернул из неё чеку, - откликнулась бабушка.
- За время войны даже пожилые женщины научились разбираться в оружие… - иронично подумал Смирных.
Его внимание привлёк не столько сам взрыв, который действительно был оглушительным, сколько люди, которые стояли вокруг.
- У зевак абсолютно безразличные лица, - отметил он.
Кто-то стоял рядом и щёлкал семечки, кто-то улыбался от рассказанной смешной истории. Кто-то говорил, что без кровавой руки «дяди Сэма» не обошлось, и продолжал во всём винить злосчастного Порошенко:
- Не было бы его, не было бы и этой войны!
- И ребёнок бы сейчас не валялся в крови у подъезда... - закивали головами обыватели. - Всё из-за кровавого Петьки!
Среди столпившихся людей он заметил знакомого, и, подойдя к нему, то ли от какой-то злости, то ли от растерянности, просто спросил его в лоб:
- Слушай, чего они улыбаются?.. Что тут случилось такого смешного?
- Просто граната нас уже не берёт.
Андрей согласился с ним:
- Порог чувствительности к людскому горю из-за войны свёлся практически к нулю, заставляя людей, почти что, зевая, смотреть на разрывающиеся рядом гранаты и окровавленных детей.
- Завтра так же могу лежать я… - закончил мысль знакомый.
- Если на начальном этапе войны любой, даже случайный автоматный выстрел вызывал панику среди местных, а малейшее ранение приводило к обморокам и крикам, то теперь сердца людей мог сдвинуть с места лишь действительно упавший на них «Град», заставив нехотя спуститься в подвал.
- От судьбы всё равно не уйдёшь! 
Кровь и страдания стали обыденностью на донбасских улицах, заставляя местное население без доли эмоций покупать автоматы и осколочные гранаты на «чёрном» рынке, словно обычный хлеб.
- Пострадавшему ребёнку грозит полная потеря слуха, - потерянно размышлял Смирных, - тогда как его нерадивый отец уже наверняка отпущен на свободу и продолжит доблестно нести службу, защищая ДНР.
Это происшествие оказалось последней каплей, и в конце жаркого августа Андрей запоздало решил выехать в Россию.
- Пережду пару месяцев, - размышлял он, - авось здесь всё успокоится.
Смирных узнал, что бывшую украинскую границу пересечь проще пешком, чем на частном авто. Колонна легковых автомобилей растянулась до пункта пропуска почти в километр. На нейтральной полосе своей очереди терпеливо ждали автобусы «Горловка-Москва», «Донецк-Москва» и другие.
- Очередь на несколько часов… - прикинул он перспективу.
Таможня «Успенка» производила отталкивающее впечатление. Кругом наблюдались следы недавних яростных боёв. Навесы из металлопрофиля были густо продырявлены многочисленными осколками и пулями.
- Огонька не найдётся? - спросил его боец в камуфляжной форме, стоящий на въездном шлагбауме в зону таможни.
- Есть… - ответил он, доставая из кармана зажигалку.
- В моей зажигалке газ закончился! - как бы извиняясь, сказал боец.
- Пока Россия с нами, - пошутил дончанин, - газ будет!
Они выкурили по сигарете, обсуждая последние новости. Таможенник привычным движением затолкал короткий окурок в одно из множества отверстие от пуль на красном лицевом кирпиче, из которого были сделаны почти все постройки таможенного пункта.
- Горячо здесь было летом? - кивнув на стены, изрытые оспинами пулевых отметин, поинтересовался он.
- Как везде на Донбассе… - пожал худыми плечами ополченец.
Андрей попрощался с ним и двинулся на пограничный контроль. На российской стороне границы скопилась большая очередь из машин.
- Кто только сюда едет? - удивился он количеству путешественников.
На здании КПП висели два флага, дэнээровский и «Новороссии». Служащие были вооружены автоматами Калашникова и одеты в одинаковую форму, светло-коричневого цвета с тёмными квадратами.
- Все, в том числе «таможенники» и «пограничники». - Смирных с интересом смотрел по сторонам. - Словно играют в игру…
Паспорта проверяли два человека. У въезжающих людей загранпаспорта никто не спрашивал, въезд разрешён по внутреннему российскому паспорту.
- Никто не вносит в документы отметки, - подумал он мельком. - Достаточно показать обложку паспорта с российским гербом, 
Андрей протянул свой украинский паспорт, который ополченец брезгливо взял двумя пальцами, словно гадливого гигантского таракана. Первым делом проверил донецкую прописку, вернул документ и разрешил:
- Проходи!
Российские таможенники работали в обычном режиме: паспортный контроль и миграционные карты. Все транспортные средства и ручная кладь проходили рентген. Автобусы досматривались тщательно. Для поиска контрабанды использовали служебных собак. Там он услышал про новое правило:
- Украинцы, которые въехали в Россию, и не будут выезжать за пределы Ростовской области, могут не оформлять миграционные карты, если не намерены получить денежный перевод в банке.
- Всем так можно? - спросила таможенника тучная женщина.
- Послабление в правилах касается жителей Донецкой области.
Смирных на всякий случай заполнил карту и уже минут через десять ступил на российскую землю.
- Ну, здравствуй родина моих предков! - сказал он и поспешил к стоящим на обочине маршруткам до Ростова.
 
продолжение http://proza.ru/2016/05/22/13