А сосны шумят

Валерий Леонов 2
    Весна нестерпимо медленно сушила лесные дороги.  С апреля, как все больше и больше  начало пригревать весеннее солнце, я с надеждой поглядывал  на подсыхающие лужи. Нет, не проехать на Красную Горку! Знал, что добраться  до старого кладбища можно только после  длительного периода  теплых дней. 
 
    Вспоминаться стало мне старое, полузаброшенное кладбище , с непроезжей к ней дорогой  почти  каждый день.  И, ворочаясь в постели, давал  себе  зарок – завтра, ну, в крайнем случае, в ближайшие выходные, если не будет дождя, - поеду.  После майских  праздников  наконец решился – пора.

       Поехал…  На душе было тревожно. Доеду ли,  вспомню  ли  дорогу ? Пятнадцать, нет - двадцать лет! не был у деда с бабулей на  кладбище.  Дорога до Поддубья  знакома с детства, не раз и не два с братишкой на рейсовом автобусе ездили  сюда,  а затем  7 километров пешком к бабушке в деревню. Автобусом тогда, 60 лет назад,  назывался грузовик с фанерной будкой и деревянными лавками в кузове.

    Проехав Поддубье, по лесной,  не наезженной дороге углубился в лес. Странные, противоречивые чувства охватывали меня. Трудно было осознавать, что дорога эта ведет в никуда.  Деревни исчезли.  Некому ездить в деревню  моего детства. Ушли люди с земли, где  от века жили мои предки, растили детей, пахали землю, ходили в гости по престольным праздникам и, отмерив свой век,  ложились в Красную  Горку под вековые сосны.

      С детства  помнился их сдержанный, ровный шум, не прекращавшийся и в  безветренную погоду.  Казалось мне,  охраняли они  своим тихим шептаньем вечный  покой  усопших .  В Троицын день, здесь же, по косогорам,  в высокой траве спали,  изрядно помянувшие родных,  мужчины со всех окрестных деревень.  Все как один - в белых рубахах и черных костюмах, забывшиеся в тяжком,  хмельном сне.

      К вечеру их -  протрезвевших,  выпивших, как водится на посошок,  собирал   в кузов  грузовой автомашины  мой отец.    По тряской грунтовой дороге, не снижая скорости на неровностях,  вез людей в Город.   Я сидел в кузове на полу, держась рукой за борт. Мне было страшно – боялся, что выпаду из кузова. Мой бесшабашный отец  гнал напропалую, наверное  хмель не полностью выветрился у него из головы.

       Было это  полвека назад,  удивительно плавно и кажется незаметно течет время,  не находим  мы  и  минуты  оглянуться и вспомнить  былое.  Но пришло мое время – пробираюсь по лесной дороге в прошлое.   Доехал до развилки.  Поколебавшись, покопавшись в воспоминаниях детства , взял левее.  Метров через пятьсот уткнулся в непроезжую грязь, форсировать которую можно лишь на тракторе. Собственно, трактора и разбили в этом месте дорогу, следы тяжелых  колес четко отпечатывались на мокрой глине.

      С трудом развернувшись на узкой дороге, поехал назад.  Ошибся  – надо брать правее.

     Медленно, осторожно объезжая выбитые тяжелой техникой глубокие колеи,  приближался  я к местам своего детства.  Вот и деревянный  мосточек через маленькую лесную речушку, название которой позабыто. Еще чуть – чуть по едва угадывающейся, зарастающей дороге, ветки деревьев противно скребут по автомашине, и справа,  неожиданно, до боли знакомая, сохранившаяся до мельчайших подробностей в памяти,  – Красная Горка.

     Ничто не изменилось за  прошедшие годы. Все та же пологая крутизна склона, камни  фундамента бывшей здесь когда - то часовни, вековые сосны, их неповторимый, ровный, шум. Сердце учащенно бьется.  Подхожу к кладбищу.  Продираюсь сквозь разросшиеся  кусты сирени.  Помню в какой части кладбища надо искать родные могилы, но, конечно, сразу не нахожу.

          Наконец открываю калитку железной оградки, давным-давно сделанной еще моим отцом. 
    -Ну, здравствуй, бабуля! 
   Бабушка  укоризненно смотрит с потемневшей от времени фотографии:
 - Припозднился ты что-то, внучек.
 - Прости, бабуль, обещаю - буду навещать почаще. Времени у меня теперь достаточно, -  распрощался я со своими морскими странствиями.

     А  сосны тихо шумят, навевая  грусть  и напоминая о том, что ничто не вечно.  Лишь сама природа, голубое  небо, солнце и луна,  высокие облака  и эти  могучие сосны будут все так же охранять вековой сон живших когда – то здесь людей.