49. Воспитанник интерната

Саша Пчелка
 Заглянув к Юрке Козловскому в конце лета,я обнаружил,что дверь его квартиры в бараке была наглухо заперта. Я стал стучаться,дергать за ручку. Тогда ко мне вышел его сосед и сказал,что Юрка давно здесь не живет: его забрала к себе домой жена.

 -Помирились,что ли?-спросил я.

 -Куда там-помирились. Кондрашка Юрку хватил.

 -Какой кондрашка?

 -Врачи сказали,что это инсульт. Кровоизлияние в мозг.

 -И что теперь с ним?

 -Говорят,лежит пластом. Я слышал,что у него отнялась правая сторона. Или-левая. Точно не знаю.

 Так я узнал о Юрке Козловском,-что с ним и где он. Узнал,что Козловский попал в больницу. Что из больницы жена забрала его домой-не отказалась от него,хотя,наверное,могла бы от него отказаться,помня какие безобразия он чинил дома в последнее время.

 Так Юрка Козловский оказался прикованным к постели. Жена и его дочь вынуждены были за ним ухаживать.

 Я почувствовал себя перед Козловским немного виноватым в том,что я частенько навещал его,когда он был еще здоров, когда же он оказался прикованным к постели перестал к нему приходить, точно забыл его. Мне показалось,что это с моей стороны не совсем порядочно,и я решил навестить его -больного. Я как-то один раз уже побывал в его квартире,когда еще я с ним выпивал и даже видел его жену,и поэтому знал где он с семьей живет. Я купил мандаринов,яблок,яблочного сока,и пошел к нему. Я подумал тогда: впустит меня к нему его жена-хорошо,а не впустит-ну и ладно,не велика беда для меня.

 Я нашел его дом. Припомнил на каком этаже была его квартира. В подъезде на входной двери стоял кодовый замок. Я дождался,когда кто-нибудь дверь откроет. Дождался. И вошел в подъезд его дома. Поднялся по лестнице на третий этаж. Позвонил в дверь квартиры слева от лестницы. Открыли не сразу,но открыли. Дверь открыла женщина. Это была супруга Козловского. Я узнал ее,как только увидел. Я ей сказал,что пришел проведать моего товарища- бывшего одноклассника.

 -Может собутыльника?-спросила жена Козловского.-Тут уже приходила одна. Одноклассница. Приходила с бутылкой водки. А у тебя в пакете тоже,наверное, бутылка водки?

 -Нет. Мандарины, яблоки и сок.

 -Покажи?

 Я показал.

 -Хорошо.Войди. Только он совсем не разговаривает.

 Я вошел.

 Козловский лежал в чистой,свежей постели,на кровати у окна. На подоконнике стояли цветы. Единственный глаз его глядел в потолок. Глаз его был живой. Но взгляд его был отрешенным от всего. "Зря я к нему пришел. О чем мне с ним разговаривать.Да он,наверное,и разговаривать-то не может"-подумалось мне тогда. Подошла к кровати жена Козловского; ее дочь в это время разговаривала с кем-то в соседней комнате.

 -Вот он-ваш одноклассник. Допился. Догулялся. И я теперь должна за ним ухаживать,как сиделка. Кормить с ложечки. Подставлять ему судно. Король. И когда он встанет на ноги,да и встанет ли когда-нибудь,никому не известно. Морока мне теперь с ним.

 ...Я вышел от Козловского с мыслью,что дела у него очень не важные. "И надо было человеку пить,дебоширить,выставляться,чтобы потом оказаться лежащим вот так,как колода?" Я спустился по лестнице,вышел из подъезда на улицу,во двор. Двор заливало еще летнее солнце. Во дворе было тихо и пусто. Но за гаражами звучала молодежная музыка. Там,наверное,проходило какое-то торжество,какое-то семейное празднование,может даже отмечали чью-нибудь свадьбу.

 Из-за гаражей вышла Надя Семенова,и пошла по двору в мою сторону. Она меня увидела и подошла. Она была выпившая.

 -Угостили,-сказала Семенова довольно ухмыляясь,когда я упрекнул ее в том,что она все еще пьет,не может остановиться.

 -Вон Козловский уже лежит,и ты сляжешь,-напомнил я ей о Юрке Козловском.

 Надя Семенова от моих слов только отмахнулась. Как от назойливой мухи.

 В эту минуту во двор въехала машина "скорой помощи" Она остановилась рядом с нами,напротив подъезда,возле которого мы с Надей Семеновой стояли,разговаривая.

 -Вы в какую квартиру?-спросила Семенова у, вышедшего из машины, врача.

 Врач с чемоданчиком сказал ей,в какую квартиру иму надо подняться. Эта квартира была Юрки Козловского.

 -Он,что-умер?-спросила Семенова у врача.

 Врач на это ничего не ответил.

 -Умер. Точно,-умер,-сказала Семенова.

 Да,Юрка Козловский в тот день умер.

 ...На похоронах его из воспитанников интерната,его одноклассников,были только я и Надя Семенова. Я и Надя Семенова проводили Юрку Козловского на кладбище.

 На кладбище было хорошо-тихо. Погода стояла хорошая. Светило солнце. По небу проплывали облака.

 Козловского похоронили под музыку.

 Когда закапывали,опущенный в яму, гроб,Надя Семенова отошла в сторону и пошла между могилами. И вдруг пропала из виду. Будто растаяла в воздухе. Я пошел в ту сторону,в какую она ушла.

 Я нашел ее. Она сидела в ложбинке-в неглубокой могильной яме, неиспользованной по  назначению, и по-этому с разглаженными краями и заросшей травой,из которой глазели на мир маленькие цветочки,наверное,-"анютины глазки". Надя нахмурилась,увидев меня. Я спросил у нее:

 -Прячешься,что ли?

 -Спряталась. Не мешай. Дай спокойно покурить.

 Я посмотрел на, лежащее вокруг нас, кладбище. Сказал:

 -Хорошо на кладбище. Тихо. Спокойно. ...Вон там,в другом его конце,лежат мои родители и моя тетя. Когда-нибудь и нас с тобой здесь похоронят. И будем мы с тобой здесь лежать и отдыхать от жизни.

 ...Вскоре мы с Надей Семеновой вернулись к людям,участвовавших в похоронах Юрки Козловского. Потом мы с ней сидели в автобусе и ехали в город.

 ...Приехали в город.

 Поминки проводились в квартире Козловский. На поминках о Козловсом никто ничего не говорил. Пока Надя Семенова не напилась и не стала упрекать жену Козловкого в том,что та плохо относилась к покойному Юрке-ее однокласснику и другу. И тогда жена покойного Козловского выпроводила Семенову из дома.

 Я не пил. Выпил только стакан минеральной воды вместо водки. Когда Надю Семенову выпроводили из квартиры,я вышел из-за стола,сказал,что мне надо на улицу,и ушел.

 Во дворе Семеновой уже не было. Я нашел ее за гаражами в соседнем дворе. Она сидела на скамейке,а стоящие напротив нее дети дошкольного возраста,смеялись над ней и дразнили за то,что она была пьяной. Я отогнал их от нее.

 -Пойдем. Я провожу тебя до дома,-сказал я ей,и крикнул,толкавшимся поодаль,детям:-У кого есть телефон! Ну-ка вызовите мне срочно такси! И чтобы немедленно такси было здесь!

 Подъехало такси. Мы с Надей сели в машину и поехали.

 Мы приехали на, названную Надей, улицу. Вышли из машины. Я осмотрелся. Мы находились на какой-то улице,с одной стороны которой стояли пятиэтажные серые дома,а на другой стояли дома деревянные с заборами,дворами и сараями.

 Такси уехало. Надя повела меня к своему дому. Я шел рядом с ней. От моих попыток ее поддерживать,она только отмахивалась.

 Двор,в котором мы наконец оказались,был большим-общим. Со всех сторон его стояли деревянные постройки. Насколько домов в нем своими входными дверями с крылечками перед ними были обращены в этот двор. Возле некоторых домов и сараев стояли легковые машины. Даже стоял один грузовик без заднего моста. Возле одного дома под черемухой люди, одетые по- домашнему, сидели за низеньким столиком и играли в карты. Мы с Надей прошли мимо этих игроков к дальнему во дворе домику. Поднялись на крыльцо. Вошли в дом. В доме двое-мужчина и женщина-сидели в большой комнате за столом-ели и выпивали. Приходу Нади они не придали никакого значения. Только женщина спросила у Нади:

 -Кто это с тобой? Я его раньше с тобой не видела? С похорон,что ли привела?

 Надя зашла в другую комнату.

 -Есть с нами сядете?-спросила меня женщина.

 -Нет.

 -Может выпьете с нами?

 -Нет.

 Тогда мне сказал мужчина:

 -Садись. Будь как дома. Выпей с нами. У нас вино домашнее. Слабое.

 Я сел с ними за стол,и выпил с ними пол стакана их домашнего вина. Из уважения к ним. Чтобы не посчитали меня не воспитанным.

 -Как прошли похороны?-спросила женщина.- Надя сказала утром,что сегодня похороны ее одноклассника.

 -Я тоже ее одноклассник,-сказал я женщине.-Мы с ней учились в одном интернате и даже в одном классе.

 -Ты опять там закурила на кровати?-крикнула вдруг женщина.-Когда-нибудь ты сгоришь сама и дом подожжешь!

 Больше я с ними не пил. Я сказал им: спасибо и до свидания-и пошел из их дома. Вышел на крыльцо. Спустился с крыльца. И пошел через двор к выходу из этого двора.

 Проходя мимо людей, играющих за столиком в карты,я остановился посмотреть на игру. Играли двое против двоих. Третий сидел без пары. Для него я подвернулся как никогда кстати. Он спросил,буду ли я играть. Я сказал,что давно уже не играл в карты. Тогда он сказал мне,что не корову же будем проигрывать,и я согласился сыграть в карты в паре с ним.

 Мы с ним сыграли. Два раза подряд проиграли. Когда мы с ним проиграли и в третий раз,я собрался уходить.

 -Как уходить?-остановил меня мой напарник.-А как же игра? Я,что,опять без пары останусь? Нет-нет,надо продолжать играть. Может еще выиграем.

 Пришлось мне продолжать играть.

 Когда мы с моим напарником сели опять играть,то мы с ним уже не проигрывали до самого вечера. Да,показали мы с ним класс игры в карты! На меня словно вдохновение нашло.

 Когда я уходил,мой напарник в игре в карты,сказал мне:

 -Ты приходи. Здорово у нас с тобой получилось! Сыгрались!

 -Ладно,-сказал я ему.-Приду.