Авангард

Ирина Купцова
    Хотелось бы напомнить опыт продвижения идеи жизни – широко известная картина Петрова-Водкина «Купание красного коня». Это манифестация жизненной энергии - мальчик оседлавший жизненную силу посреди чистой реки окружённый яркой зеленью природы. Более жизнеутверждающей картины никто не создал, так точно выразить идею торжества жизни никому не удавалось. Хотя, к примеру, модное ныне направление Contemporary dance (контемпорари, контемп)— направление современного танца, сочетающее элементы западного танца (классический танец, джаз-модерн) и восточное искусство (цигун, йога, тайцзи цюань) содержит в себе этот импульс. И нужно сказать что на стыке столетий - 19 и 20 - эта тенденция присутствовала в модернизме.


   Идея прогресса общества в двадцатые годы двадцатого столетия стала основой нескольких философских направлений.  Она витала в воздухе, как антитеза всему мёртвому, неподвижному, нежизнеспособному, мешающему развитию, заслоняющему жизнь. Эта идея была связана с техническим прогрессом. Локомотив прогресса - его движущая сила, в ХХ веке обозначен термином «авангард». А Петров-Водкин вложил смысл этого слова в значение искусства – как жизненной силы общества. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин стал манифестатором осуществимых улучшений, к которым постоянно стремится мир.


   
Хвалынск является уникальным местом, где поднялся гений для того, чтобы найти технологию опережающего моделирования общества с целью развития, определив это как главную задачу искусства. В России здесь находится географическая точка, в которой пробудилось и выразило себя сознание, сумевшее пробить стену, прорваться сквозь похоронную процессию имитирующую жизнь. Это отражено в картинах живописующей в духе клеймого письма этапы жизни: похороны - свадьба - начало новой жизни - всё на одной дороге вне времени - единовременно. Петров-Водкин ощутил и зафиксировал этот ритм биенья жизни, и доказал, что ритм этот устойчив и может быть услышан всеми. Он двигался в направлении решения этой задачи – это стало его главной целью, его миссией. Он не был мечтателем, он был реалистом – твёрдым и последовательным, и оказал огромное влияние на многих представителей авангардного искусства не только в России, но и за рубежом.

Петров-Водкин предъявил миру технику моделирования жизни средствами иконописи -  вывел формулу обозначения мысли, формулу выражения образа мысли творца. Он создал, совершенно новую, сферическую перспективу для преодоления пространства - не композиции предметов одушевлённых или не..., а события мышления, как способа освоения пространства (ведь мысль не стояла на месте, пространство уже осваивали не только изобретатели автомобиля, паровоза, парохода, но и авиаторы и Циалковский).


Фамилия Петров-Водкин несёт в себе глубинные корни русского сознания:
твердыню – твёрдый основоположный камень,
и душу, вечно жаждущую волшебного полёта.

Именно здесь, в Хвалынске, в твердыню старообрядчества ударила молния русского космизма и проявился импульс силы меняющей мировоззрение.


• Из автобиографической повести К.С. Петрова-Водкина. «Хлыновск»  «Выйдешь душной июльской ночью на убогую улицу. Расшатанные, как от усталости, домики серебрятся огрызком месяца. Бархатный и необъятный свод неба придавил мой городишко. Мысли юношеские о победах. О том, как развернется полная жизнь, когда вдохновенной игрой станет труд и человек человеку понесет радости... Когда настанет Новый План человеческого существования... И я, конечно, все сделаю, для моих сил возможное, чтоб быть передовым борцом за счастье человека...Небесный свод делается для меня проницаемым, уже ритмуется кровь с полетом земли. Все возможно. Нет границ осуществления моей мечты. Спящий городок делается мне милым с его обиходным трудом и отдыхом и временными невзгодами…»



                РАКУРС ИСТОРИИ
Энергия общества выплеснулась на улицы Парижа в XVIII - это был импульс реализованный в России в ХХ веке. В чём причина крушения СССР? Колоссального прогресса, а потом отказа от этого пути. Это что - великий и ужасный русский дух? Без руля и без ветрил?

Европа в депрессию ныряет. Чтобы взбодрить сознание развлекается, играет, снимает мистические триллеры. Кризисы и войны - такой на Западе изобретён механизм стимулирующий сознание.

В России мыслят озарениями. Прибавить к русской смекалке задачу развиваться постоянно - чтобы жизнь не останавливалась, но и не превращалась в монотонный процесс. Сделать это главной целью. Это не утопия, это психологический феномен, который надо было разгадать. Это понять надо, сделать выводы и научится с пользой применять.


Кузьма Сергеевич Петров-Водкин родился 24 октября (5 ноября) 1878 года в русской вечно полуголодной провинции. Европа в это время находится в статусе La Belle Epoque – и оказывает огромное влияние на русский высший свет. Точный диагноз этому плодовитому развратному периоду в Европе поставил Мопассан – «Милый друг». 18 ноября 1881 года в Париже на Монмартре один из потомков влиятельнейшего дворянского рода чеканившего свою монету Рудольф фон Салис открывает первое публичное кабаре Le Chat Noir («Черный кот») – деятельный человек не ставший хорошим художником, но оказавшийся блестящим конферансье, импровизатором умеющим вовлечь зрителей в соучастие (что станет главным завоеванием кабаре-театр) привлекает целую толпу художников, поэтов, музыкантов, и среди них есть тот, кто станет позже его преемником — Аристид Брюан. В книге «Жизнь Тулуз-Лотрека» Анри Перрюшо довольно едко описывает чрезмерную привязанность Салиса к знати и одновременную неприязнь к «нечистой» публике, а между тем кабаре Салиса становится местом сбора творческой богемы - скандальных отщепенцев. Постоянными посетителями становятся Мопассан, Каран д'Аш, Поль Верлен, Клод Дебюсси, Эрик Сати, Жюль Лафорг, Альфонс Алле, Шарль Кро, Леон Блуа, Жан Мореас, Морис Роллина, Аристид Брюан, Альбер Самен, Жан Лоррен, Поль Синьяк, Жанна Авриль, Иветта Гильбер, Август Стриндберг и другие. Альфонс Алле в этой компании обречён пожизненно носить маску «смехача» развлекающего буржуа, бюргеров и прочих «плоских людей», которых он глубоко презирает. Это несоответствие самому себе делает его меланхоликом и мизантропом. Но он позволяет себе такие высказывания: «Пока мы соображаем, как бы получше убить время, время методично убивает нас» или «Бюрократия — это типичные микробы, о чём с ними разговаривать? Ведь мы не ведём переговоры с микробами. Мы их убиваем». В 1892 году молодой друг Альфонса Алле Эрик Сати уходит из масонского «жреческого театра» Розы и Креста и ссорится с главным «жрецом» и драматургом-демиургом Жозефеном Пеладаном, которого Альфонс Але назовёт в последствии фальшивым магом -  у Анчарова в книге «Как птица Карудо» есть очень интересное высказывание о том, что рабочий это маг, который мог сделать то, что не могли выполнить его хозяева, и что слово "рабочий" произошло от слова "раб" который тоже делал то, с чем не справлялись его хозяева.

Эрик Сати спустя много лет в 1913 году об этом времени напишет: «Я родился слишком молодым в слишком старые времена». 

В 1890-х годах в Париже на Монмартре открывается знаменитое парижское общежитие Бато-Лавуар – «корабль-прачечная», которое в начале XX века становится пристанищем для многих, ставших впоследствии знаменитыми, художников, включая Пикассо и Модильяни. Его владелец Тьонвиль начинает сдавать бедным художникам под мастерские это здание бывшей фабрики пианино на площади Равиньян (ныне площадь Эмиля-Гудо). Ветхий барак представляет собой небольшие комнатушки со скрипящими полами, расположенные вдоль узких коридоров. Электричества и газа нет, на все пять этажей только один водопроводный кран, комнаты отапливаются печками-буржуйками, на тридцать-сорок жильцов всего один туалет двери которого не закрываются из-за отсутствия щеколды и постоянно хлопают от сквозняков. Своё название Бато-Лавуар получило за сходство со старыми баржами, на которых прачки стирали бельё, сыграло свою роль и то, что постиранное бельё приходилось развешивать прямо на окнах –больше было негде.

Первым из художников поселившемся в Бато-Лавуаре становится уроженец Нанта Максим Мофра (в 1892). В 1900 г. он принимает вернувшегося из своего первого путешествия на Таити Поля Гогена.

Примерно в это же время – в 1893 году – в России Кузьма Петров-Водкин в возрасте 15-ти лет оканчивает четырёхклассное приходское училище, уезжает из Хвалынска и поступает в Самаре в классы живописи и рисования Ф.Е.Бурова. Буров в 1885-1890 годах много путешествовал, жил в Париже где встречался с Тургеневым, который был в дружеских отношениях с Флобером. Вернувшийся из поездок Буров открывает свою художественную школу – он убеждён что «художественные школы развивают вкус, то есть понятие о прекрасной форме… порождают новые оригинальные мысли… помогают развитию способностей и часто талантов из полупривилегированного сословия, из простого народа и не дают гибнуть им вдали от столицы».
 В 1895 году кончина Бурова оставляет образование Кузьмы незаконченным. Ученик Котельников вспоминает о Бурове так: «Он выбивался из сил, тратил на учеников последние средства...», а Петров-Водкин вспоминает это немного иначе: «До окончания нашего пребывания у Бурова мы ни разу не попытались подойти к натуре, благодаря чему не получали настоящей ценности знаний...» Но знания о мировой культуре он точно получил.
 Петрову-Водкину очень повезло – ему покровительствует купеческий дом где служит его матушка, он едет в Петербург, где получает хорошее художественное образование в петербургском Центральном училище технического рисования. По окончании он получает первый заказ на созданием образа Богоматери с Младенцем на стене церковной апсиды Ортопедического института в Александровском парке на Петроградской стороне и приступает к работе, и для того чтобы перевести свой эскиз иконы в майолику направляется в Лондон, где картину обрабатывают на керамической фабрике «Дультон». Мастерство англичан его завораживает. Приобретённые навыки ему в дальнейшем очень пригодятся. Вместе с тем он убеждается что в Англии, как и в России, труд нечеловечески тяжёл.

В 1897 году Петров-Водкин перебирается в Москву и поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), учится у Валентина Александровича Серова. А в это время в Париже, после небольшого бунта художников в масонском Le Chat Noir Рудольфа фон Салиса, Брюан круто переформатирует его и переименовывает в «Мирлитон» (тростниковая дудка).
* Тогда же появляется так называемый «Комитет 300» созданный для того, чтобы взять под контроль поднимающийся дух свободы в обществе, который напугал французскую знать ещё во время Великой французской. По информации Коулмана, написавшем в 1992 году книгу о «Комитете 300», в него входят самые влиятельнейшие политические фигуры - Джордж Буш, почти все королевские дома Европы, а также Дэвид Рокфеллер и другие крупные финансисты.

«Мерлитон» притягивает жителей окраин лишенных фанаберии и ханжества, становится популярным и порождает волну, которая в течение двух-трех лет накрывает французскую провинцию, а в последующие несколько лет проявляется в колониальных Тунисе и Алжире, потом в Бельгии и Швейцарии, и ещё позднее в Австрии и Германии.


1900 год – в Париже Всемирная выставка. Приезжает Пабло Пикассо, находящийся ещё в «Голубом периоде» творчества и, как утверждают интернет-источники, он сожалеет о закрытии респектабельного Le Chat Noir – т.е. к числу вольнодумствующих художников себя не относит. Петров-Водкин в это время трудится на керамическом заводе в селе Всехсвятском под Москвой, используя полученный на фабрике «Дультон» опыт.

1901 год — дата рождения первого германского кабаре Buntes Theater («Пестрый театр») в центре Берлина, его тоже основал барон – Эрнст фон Вольцоген – не ставший большим литератором, но страстный поклонник Фридриха Ницше и партнёр Арнольда Шенберга. Молодой поэт и драматург Франк Ведекинд, и тоже поклонник Ницше, организовывает со своими друзьями кабаре в Мюнхене. Немецкое начинание с первых шагов серьезнее и колючее французского, кабаре становятся театром независимой творческой богемы и прогрессивным политическим театром. Кабаре принято немцами как новое искусство современного города — с его индустриальным ритмом, страстями и амбициями, прогрессом, рутиной и комплексами. Политические кабаре, в которых потрудились Ведекинд и Брехт, впоследствии создадут весь современный немецкий театр. В прародителях кабаре числятся средневековые придворные менестрели, и бродячие труппы эпохи Ренессанса, и — что важнее — великие комедиографы Мольер и Гольдони, определившие появление неотлучных спутников благородных героев-рыцарей Санчо Панса, Ламме Гудзак, Сэм Уэллер, Панург.  Достаточно почитать Ганса Сакса, Гофмана и Дёблина, достаточно посмотреть Кранаха и Босха, чтобы уловить европейскую упоенность мирной связью благородного Верха и забавного Низа, чего никогда не встретишь в русской классике.

Весной 1904 года общежитие на Монмартре становится парижским пристанищем Пикассо, который проживёт в нём до 1909 года.  В своей небольшой комнате при свете керосиновой лампы Пикассо пишет картины, в том числе «Авиньонских девиц», с которых начался его кубизм, а вернее масонский геометризм-символизм. Помимо Пикассо в Бато-Лавуар проживают многие художники, поэты и прочие представители парижской богемы: Макс Жакоби, Андре Сальмон, Пьер Реверди, Амедео Модильяни, Пабло Гаргальо и другие. Кроме того, в общежитии постоянно бывают Гийом Апполинер, Жорж Брак, Анри Матисс, Жан Кокто, Гертруда Стайн и многие другие. Молодые художники настолько бедны, что зачастую у них нет денег, чтобы купить угля для отопления комнаты и еды. Поэтому у ворот кабаре «Проворный кролик» для них часто выставляют котёл с супом.

В 1905 году Петров-Водкин оканчивает МУЖВЗ и приезжает в Париж, где с 1905 по 1908 год занимается в частных академиях, а также посещает Италию (1905) и Северную Африку(1907). Он общается с частью парижской богемы, которая позднее образует группы впереди идущих реалистов – авангардистов, экспрессионистов, сюрреалистов.

После 1914 года многие обитатели Бато-Лавуара переезжают с Монмартра в другие районы Парижа, в частности в квартал Монпарнас, который становится богемным кварталом после Первой мировой войны.
Первые три года после окончания войны Франция переживает бум развлечений. После войны в Париж приходит много денег и шума. Театральные и музыкальные постановки, концерты и коллективные акции музыкантов следуют одна за другой. А в Германии после версальского приговора происходит болезненный перелом. Как выразился Алексей Н. Толстой в «Эмигрантах», «миллионы немцев упали на колени». Но немцы не смирились. Немцы не могли принять того, что стойкость, фронтовое братство, тяготы и потери, терпение жен, матерей и сестёр, в одночасье потеряли смысл. И пошёл разговор о предательстве, об «ударе в спину», о виновниках поражения — либералах. Эту тему — нежданности, непонятности, несправедливости поражения — затронул чуть ли не каждый немецкий писатель, переживший войну на фронте: и коммунист Людвиг Ренн, и пацифист Ремарк, и милитарист Юнгер, и патриот Двингер, и десятки других. Большинство бывших фронтовиков — интеллектуалов и обывателей — при всем различии мировоззрений сходились в неприязни к пустозвонной Веймарской "демократии", к преуспевающим торгашам и нуворишам.
Веймарская эпоха полна противоречий – общество разрывается между ультралевыми и ультраправыми, между деятельным авангардом и консервативной элитой, между хаосом и резигнацией, и все жаждут реванша.
Германия стоять на коленях не стала, Германия никогда не была так творчески продуктивна, как в период между 1919 и 1933 годами. Страна радиофицирована как ни одна другая в Европе. Первый реактивный самолет взлетает в Германии – в 1928 году. Развивается литература, изобразительное искусство, архитектура, театр и кинематограф, где тон задают экспрессионизм и конструктивизм. 

Разразившийся в 1929-м мировой кризис заставляет Германию огрызнуться потому что в самые экономически тяжелые годы в Германию на «дешевую жизнь» съезжаются десятки тысяч иностранцев покупать нескромные удовольствия, упиваться безнадзорным прожиганием своей «высокой валюты».

В России этот мировой кризис бед не наделал. Россия очистилась, собралась и образовала Союз.
И этот Союз жил бы вечно, привлекая и вовлекая в свою орбиту многих, если бы не «благожелатели», из числа эмигрировавших в Европу.

СССР стремительно развивается общим усилием. Троцкий призывает к мировой революции - к бардаку и анархии в сердце страны шагнувшей в новый технологический уклад. 25 июля 1938 г. Троцкий публикует манифест написанный совместно с Андре Бретоном (Манифест опубликован за подписями Бретона и Д. Риверы), в котором призывает к анархии и революции для освобождения искусства: «Цель настоящего воззвания — найти почву для объединения революционных работников искусства для борьбы за революцию методами искусства и для защиты самого искусства от узурпаторов революции. Мы глубоко убеждены, что объединение на этой почве возможно для представителей далеко расходящихся эстетических, философских и политических школ. Марксисты могут идти здесь рука об руку с анархистами, при условии, что те и другие непримиримо порывают с реакционной полицейщиной, представлена ли она Иосифом Сталиным или его вассалом Гарсией Оливером… Многие тысячи одиноких мыслителей и артистов, голос которых заглушается отвратительной трескотней милитаризованных фальсификаторов, рассеяны по всему миру…. Всякую прогрессивную тенденцию в искусстве фашизм клеймит как вырождение. Всякое свободное творчество сталинисты объявляют фашизмом…». 

В это время Петров-Водкин преподаёт, пишет теоретические статьи, становится одним из реорганизаторов системы художественного образования, создаёт творческие союзы. В августе 1932 года он избран первым председателем Ленинградского отделения Союза советских художников (ЛОССХ).

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин не дожил до войны и умер в Ленинграде 15 февраля 1939 года. С 1918 по 1933 г. он преподавал последовательно в Петроградских Государственных свободных художественных учебных мастерских (ПГХУМ), ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН, Институте пролетарского изобразительного искусства (ИНПИИ), ИЖСА.


Чехов иронично высказался, что в России на самом деле многим прекраснодушным мечтателям всего желанней севрюжина с хреном. Такая русская приземлённость, конкретность объясняется до очевидного просто: в России климат суровее, конкретней, резче и строже чем в Европе – жизнь на земле в России это беспрерывный тяжкий труд. В России перепады температур немыслимые для Европы. В силу того, что в России из-за климатических условий нет времени для неоправданных поступков, консолидация здесь происходит только по полезности.

 Белоэмигранты, признав достижения Советского Союза, из желания сделать хорошее - только хорошее! – потащили Россию в освоенное ими и понятное им пространство – новое, с мягким климатом, комфортное для них по-новому – в «европейский уровень жизни». Россия без этой заботливости уверенно бы двигалась вперёд, не сворачивая, служа опытом, примером и поддержкой для всего мира, в том числе и для европейцев.

Полезным делом будет на родине Кузьмы Петрова-Водкина устроить кузницу интеллектуальной мысли – на его примере и во-славу его имени, которое могло появится только в России.

Вот как оценивает ситуацию специалист в области культуры на сайте «О театре»:
- «Был уникальный момент, когда у художников появилась реальная политическая власть, в истории человечества такого еще никогда не было. И это произошло в России. Русскому авангарду действительно удалось стереть грань между эстетикой и жизнью благодаря совершенно радикальному обобществлению средств производства – всё вдруг стало общее, массовость стала не потребительской а обобществляющей» - объединяющей.

Западный авангард в 60-х пытался это сделать, но не получилось потому, что был нанесён сокрушительный эстетический удар по его эмоциональной сфере. Это был удар по сознанию молодёжи – молниеносная раскрутка «Битлз». Был организован масштабный пиар-вброс в молодёжную среду и творческая активность заместилась чувственной истерикой с последующим глубоким погружением в угар звёздно-актёрских перипетий. Так с западным авангардом было покончено.

Надо сказать, что «Битлз» себя совершенством не считали. Пол Маккартни был изумлён своим успехом в США, где рок-н-ролл стал мас.культурой за долго до появления «Битлз». Россию это коснулось лишь слегка.

Интересно то что подростки были повержены ещё и антинаркотической компанией Буша, превратившей жизнь в фетиш запретных удовольствий – так Буш фактически ввёл моду на употребление наркотиков.

Инструмент сенсации успешно был испытан и применялся ещё не один раз. И применяется сегодня. Сенсация, шантаж - эксплуатация эмоциональной сферы – это инструменты контркультуры. Назначение молодёжи как авангарда прогресса общества было сметено психологическими трюками и обществ погрузилось в чувственную буржуазность - с потерей всех прочих смыслов. После нереализованных подъёмов, изначальной целью которых была демократизация в истинном значении этого слова, европейским реЭволюциям было присвоено звание "Буржуазные революции" посмертно, и общество нырнуло в омут потребления.  Это связано с кейнсианской экономикой – когда массам людей предоставляется возможность делать покупки в кредит, и эта, как бы, «доступная для всех» возможность воспользоваться, как бы «благополучием для всех» является, как бы, «несомненным благом» - всё это вместе с «как бы» имеет очень странный смысл. Об этом шизофреническом аспекте писал Жиль Делез в книге «Капитализм и шизофрения». Делез считал, что эта игра приведёт к тому, что шизофренические микро-изменения будут вызывать мутации и возникнут такие вещи, как микрополитика, микрореволюция, какие-то молекулярные сдвиги, субверсивность. В итоге стареющее общество сведёт само себя с ума.


В 1992 году издана книга Джона Коулмана (по его собственному утверждению — бывшего сотрудника британских спецслужб). Автор пишет, что с 1897 года действует и выступает как верховный контролирующий орган, который управляет миром, «Комитет 300». По информации Коулмана, в «Комитет 300» входят  влиятельные политические фигуры такие как Джордж Буш. Целью «Комитет 300» является создание единого унифицированного мира с единым правительством. По мнению автора, либерально-демократические реформы 1990-х годов в России являлись этапом вовлечения российского руководства в стратегию «Комитета 300», члены которого отдавали приказы лично Борису Ельцину.
Вся духовная жизнь этой компании сосредотачивается в рамках одной церкви - сатинистской, которая действует с 1920 года - обратите внимание на дату - это время, когда авангард начал набирать силу и оформился в серьёзное политическое движение, приоритетом которого является социальное (основанное на бесспорной полезности каждого члена общества) развитие. 
* Комитет 300, Тайны мирового правительства (англ. The Conspirators' Hierarchy: The Committee of 300) https://youtu.be/xwFVy-lAdVo



Теоретик культуры, докторант Института философии РАН Кети Чухров анализируя ситуацию сегодня, утверждает:
«Все современное западное искусство занимается критикой капиталистического общества — с этого оно и началось».
Термин «современное искусство» - не как modern, а как contemporar - возник в 1960-е как ответ на неравенство в капиталистическом обществе. Послевоенная Европа радикальным образом критиковала идеи общественной сегрегации, невозможность детей рабочих учиться в университете. Это было сильнейшим побуждением к революции 1968 года. Люди требовали права на массовое образование, на доступ к благам культуры, возник сильнейший запрос на проявленность элементов всеобщего блага – это в левой теории называется commonwealth. То есть на те элементы социального государства, которые появились в послевоенное время в контексте существования социалистических и коммунистических теорий.
 - «На Берлинских биеннале ищут пути, как сделать, чтобы у искусства снова появилась политическая власть… У нас есть инструменты, которые придумали Брехт, Маркс или Ги Дебор, но чтобы не стать имитацией, подделкой инструмент должен быть создан заново или приспособлен к той исторической ситуации, которая существует сейчас. То есть сегодня левым искусством будет не бла-бла-бла из 60-х годов, которое уже повторяется везде, даже в рекламе. А должен быть новый метод работы с человеком или с человеческим сообществом, какое-то открытие: гуманитарное, или этическое, или философское, или методологическое. Без этого невозможно. Как в науке. Вы не можете двигать науку, если не совершаете открытие. ... Вначале это структура, а потом некая молекулярная связь общественных движений».

Молодёжь во все времена являлась авангардом общества – его будущим.

Любопытен состоявшийся в 1913 арт-проект Airport Kids, в процессе которого создавался документальный спектакль о будущем. В нём участвовали дети из семей топ-менеджеров международных мегакорпораций. Они привыкли к частой перемене места жительства, легко говорят на нескольких языках, не идентифицируют себя по национальному признаку – по этим перечисленным критериям эти дети могли бы представлять собой некую модель большого общечеловеческого проекта.
Но в спектакле, когда они рассказывали о политике, кем хотят стать и как представляют себе мир через двадцать лет, их единодушие было обусловлено общим для них базовым моментом – воспитанием в благоприятном (во всех отношениях) климате - естественном или искусственном не важно. Этот общий критерий, который просто есть для них везде как почва под ногами, вынесен за скобки.
Театрализованная попытка не дала интересных результатов. Можно было бы попросить участниеов мысленно покинуть границы вселенной без космических атрибутов –кораблей и пр. – и подумать, представляя себе мир в таких мегаграницах, о том, что нужно сделать для того чтобы этот мегамир был освоен – заселён а не разрушен. Но это не пришло в голову кураторам.
Результаты есть у Ларса фон Триера и Михаэля Ханеке в кино, но всё это пока что скромный результат.

Всё ещё нет у человечества надёжной технологии для полноценной жизни без изъянов. Была найдена, испытана в строительстве социалистического государства СССР, недооценена и уничтожена. Почему? Потому что Западным миром всё ещё правит первобытный принцип - дремучий принцип объедения против - против любых гипотетически других – и происходит полная утрата технологий объединения для улучшения качества жизни, для достижения качества жизни без изъянов.
В результате сегодня опять, как в позапрошлом веке, принято рассчитывать только на себя.
 Это бедствие! Идея объединения в единое целое для достижения нового качества жизни, для общего блага - это огромная идея - полезная для всех - для всего мира.

С каким бы любопытством не относился человек к проблеме продолжения жизни, технология бессмертия может появится только в рамках надёжной технологии жизни, и только, как технология жизни.

В России особенности жизни обусловлены геоклиматически. Очень неустойчивые погодные условия в России заставляли людей на территории России выживать крайне напряженно. Кардинальное общее для всех решение создания единого коллективного механизма позволило жить и развиваться. И это было не абстрактное событие именуемое политикой. Модернизация общества в Росси – РеЭволюция - была естественно необходима.

Что можно сделать сегодня? Создать структуру, суть которой ЖИЗНЬ.

Сегодня достижения технического прогресса позволяют жить по принципу - от каждого по способностям, каждому по потребностям - речь идёт о разумном (и значит творческом) индивидуализме.
СССР был союзом людей смелых и хорошо образованных. И мы можем с этой точки стартовать. Не деньгами всё вокруг построено, а человеком – Человек есть ВЫСШАЯ ценность.

 В России мыслят импульсивно, озарениями - климат обязывает. Здесь в зимы холода - не забалуешь,  а мозг энергии требует.
 На Западе иначе – процесс монотонный и неспешный.
И нужно одно с другим сложить.



        Офисный планктон скучает и сходит с ума ничего не создавая - не делая ничего по настоящему важного выплёскивает по этому поводу в сеть и на улицы своё негодование. Не видя причин для своего существования многие задаются вопросом - в чём смысл жизни? Кто же виноват в том что сегодня они сами себе не нужны, что нет у них серьёзных задач и целей, а есть лишь стремление зарабатывать как можно  больше. Им нечем гордиться.
И в самом деле, чем?
Семьёй которая живёт не хуже других, страной которая стремится жить не хуже других или даже лучше других. И всё?

Нет настоящих важных интересных дел, объединяющих задач. Возникает суррогат - люди в естественном стремлении объединяются хватаются за любую ерунду. Разнообразные тусовки - любое массовое мероприятие лишь бы чувствовать свою причастность к общему - так образуется толпа.

Так устроен человек - индивидуальность для него не так важна как социум. В отсутствии объединяющих задач хватаются за любую чужую идею - не свою, любую. Выходят на улицы и на сайты, подогревая и подначивая друг друга - а как ещё можно почувствовать и подтвердить свою общность, свою нужность, значимость. Стараясь вызвать интерес к себе уходят в оппозицию. И только. Всё ложно. Ныне модное словечко креатив не описывает ничего, потому что ничего не создаётся - так, бантики для упаковки продукта поставленного на поток. Конвейер не различает лиц и уж тем более душ, также как не различает пол, национальность, возраст, особенности культуры. То есть культура человека, которая и есть проявление и след жизни, сегодня почему то не нужна. И значит не нужен человек. Это тупик человечества из которого живущие бесцельно люди выход не нашли, но наплодили однообразных, как продукция конвейера, вариантов присутствия в желании потусоваться.

Бессмысленные войны, псевдореволюционные манёвры это всего лишь бестолковые попытки утолить тоску по важным и большим задачам - без них человечеству незачем жить. Человек стал человеком осуществляя великие цивилизационные прорывы создавая культуру жизни. Посмотрите, как важна сегодня корпоративная культура. Мотивация. Чем? На что? На успех? А кто это решил?

Нужно восстановить культуру взаимоотношений - культуру жизни.

 
 Ле Корбюзье нёс европейским столицам потрясающую авангардную идею, в основе которой лежал город солнца. Он придумал жилище поставить вертикально, а освободившееся пространство - под сады. Но эта идея была потеряна и появилась проблема урбанизации - плохая экология. Ле Корбюзье придумал жилую единицу вместо распластавшейся змеи улиц, и это была отличная идея, это был новый принцип, но в результате деловые столицы мира превратились в лес из единиц - из небоскрёбов, а он ведь имел ввиду совсем другое - много леса вокруг одного небоскрёба. Сейчас идею Корбюзье на западе наконец поняли и заговорили об экологии. Как бы в дальнейшем научиться понимать жизненно важные идеи. Ле Корбюзье думал о разумной организации пространства.


 
.