Что нынче с маем?

Карлыгаш Мукашева
Оксане Малюге - с бесконечной любовью.

В который раз за эти дни я мысленно цитировала любимую поэтессу. Необычайно холодный май.  Даже для наших широт. Размышляя так, я машинально наклонилась к пышному кусту всех оттенков сиреневого и лилового. Как сирень невиданно разрослась!  И как быстро! А почему, собственно, быстро?  Сколько лет прошло с тех пор, как я, в ту пору студентка ППИ,  долго-долго ехала на маршрутном автобусе номер один через весь город и выходила на остановке "Рембыттехника" посреди "чиста поля"?  Это сейчас здесь всё застроено и обжито, а тогда было пусто, ветрено, пыльно. Торчала в степи новая детская больница - несколько кирпичных корпусов за мощным бетонным забором.  Солнце, ветер, песок - ни травинки ещё не росло во  дворе больницы. А сейчас сирень какая вымахала роскошная. И берёзки тоже прижились, окрепли.  А были прутики, когда мы их сажали на субботнике.

Вот из этого одноэтажного здания много  лет назад  выходила ко мне тоненькая голенастая девочка с огромными раскосыми глазами и бинтиком, вплетённым в маленькую косичку. Самая любимая девочка в мире. Моя Куралайка. Юпитер и Сатурн в точном соединении. В Весах. Мне тогда казалось, что никогда и никого в жизни я уже не смогу любить так сильно. Даже если случится запредельное чудо, и  у меня будут свои дети. Почему-то этот бинт в тощей косичке всегда меня выводил из равновесия. Сколько я ей заколок, ленточек и бантов перетаскала сюда! Волосы у неё были красивые, вьющиеся, с благородным отливом.  И заплетать их нет необходимости, вон какие локоны! Но лет в пять почти всем девочкам косички кажутся верхом красоты и женственности.   А бинт в этих блестящих вьющихся волосах  держится лучше, чем капроновые бантики... 

Это сейчас раздолье, каких только резиночек и заколочек, ободочков и невидимок ни придумывали для наших дочек изобретательные китайцы!  Уж я потешила себя, когда Динка чуть подросла. Скупала всю эту мелочёвку килограммами. Спрашивается - зачем? Динка и сейчас терпеть не может волосы собирать. А в три года она просто сдирала эти заколки и резинки со своей головёнки, выдирала вместе с прядками волос. Очень и очень своеобразная девочка у меня родилась...

Так сколько лет прошло? И я остановилась, поражённая. Тридцать. Не десять, не пятнадцать, даже не двадцать! А мне тогда сколько? Сто? Двести? Двести восемьдесят исполнилось... Я такая старая, что самой себе кажусь каким-то реликтовым ископаемым. Меня принимают за бабушку моей младшей дочери, а старшая с  тонкой усмешкой  на красивых губах говорит мне:

- Это было  ещё в двадцатом веке!

Права моя дочь. Это было в прошлом веке. Незачем держаться за прошлое,  нужно идти вперёд. Она, Арыстан, Аянка - дети нового века, дети Независимости. Дети Эры Водолея.  И я любуюсь ими и их сверстниками - сколько в них этой самой независимости, свободы, непохожести на нас и друг на друга!  И в свои неполные четырнадцать моя Динка уже совсем взрослая, совсем девушка. Провожая её недавно на международную олимпиаду, я привычно ужаснулась мысли, что когда-нибудь она уедет от меня очень далеко.  И я не смогу, да и не захочу её останавливать. Потому что проверить силу своих крыльев можно только в настоящем серьёзном полёте.

Всего каких-то пять лет назад я говорила Мурату:
- Если Арыстан захочет уехать далеко, я не буду возражать, он мальчик, будущий мужчина. А Динку не пущу!

Прошло всего-то пять лет, совершенная мелочь, а как мы все изменились. Особенно, нынешний  год, Год Обезьяны, многое сразу взялся менять.  Оксанка моя родилась в Год Обезьяны. И тоже такая - как возьмётся всё менять - только держись!  Хотя сначала долго терпит и пятится.  Рак всё-таки. Дина в этом году  как-то очень быстро выросла. Стала делать что-то своё, проявляя твёрдость характера и доказывая свою принадлежность к стихии  Земли. Неожиданный выбор, смелое решение, очень серьёзный экзамен и жёсткий конкурсный отбор.
Я отправляла фотографии Оксанке и хвасталась:

- Моя дочь учится в Лицее для одарённых девочек, видишь? Моя Динка - одарённая девочка! 
 
В самом начале сентября выяснилось, что для лабораторных работ  ей нужен белый халат. Я вспомнила, что в родительском доме в сундуке лежит штук пять папиных белых халатов разных лет. Есть даже один хирургический, с завязками на спине. Я привезла их все и отдала дочери:

- Может, кому-то из девочек пригодится. Чего они будут просто лежать, правда? Папа был бы рад узнать, что они кому-то пригодились.

Через недели две мы всем семейством приехали забрать нашу одарённую девочку на воскресенье.  Весь год мы живём от субботы до субботы, считая дни. Младшие мои, укладываясь спать, утешают друг друга и меня: "Послезавтра уже Дина придёт!" Динка выбежала нам навстречу из кабинета биологии. У неё дополнительные занятия по этому предмету в субботу.

- Какая взрослая! - поразился Мурат. - Это наша дочка уже такая большая? - удивлённо повернулся он ко мне.

- Дина! Ты как врач! - засмеялась Аянка.

- А что у тебя за рисунок на кармане? - заинтересовался Арыстан.

На нагрудном кармашке халата была вышита монограмма. Три буквы. МРК. Это я их вышила когда-то в прошлом веке. Папе очень понравилась эта вышивка, и я вышила эти буквы на всех его рубашках.

В носу защипало, память опять настигла меня в самый неподходящий для этого момент.

- А что это за буквы? -  не унимался Арыстан, - Что это означает? Это же как-то расшифровать можно, да?

- Мукашев Разак Кенжебекович, - серьёзно и немного торжественно ответил сыну Мурат. - Это твой дедушка. Он был замечательный врач. И может, Дина когда-нибудь тоже станет врачом.

- Мама, а Дина же у нас Дева по гороскопу! - моментально переключился Арыстан, единственный представитель стихии Огня в моей семье, -  Девы могут быть врачами?

- Любой знак Зодиака может, - строго ответила брату Дина. - Это от личной космограммы зависит, да же, мам?

-  Солнечные Девы - самые лучшие врачи, - сдавленно ответила я, стараясь проглотить комок, засевший  в горле.

- Ну... рано ещё  об этом говорить, - рассеянно сказала Дина, как всегда думая о чём-то очень своём. -  А  помнишь, мам, я во втором классе принесла грамоту? И ты решила, что я буду художником?

- Я помню, дочь.  Я это очень хорошо помню...

Подумать только, это было не в прошлом веке, а только пять лет назад!   Моя старшая дочь заканчивала второй класс. Двадцать пятое мая. Последний звонок! С самого утра я с наслаждением нарядила дочку по всем правилам - бантики, гольфики, белая блузка. Какое счастье, что сейчас всё это можно просто пойти и купить! Придирчиво переплела косички - отличница же, грамоту вручать будут! Я уже и всем подругам сообщила про свою отличницу. Сама  была отличницей. Правда давненько, в прошлом веке, но никогда  так не гордилась, честное слово! В нашей гимназии странные порядки. Вот почему я не могу присутствовать на этой торжественной линейке? В моём детстве грамоты вручали возле памятника Ленину, и любой житель нашего посёлка мог присутствовать, а не то что родители. Но тут город, свои законы, да и зал этот актовый тесный. На улице холодно, классный руководитель предупредила заранее, что торжественная линейка будет в помещении, а вторых классов много. Поэтому от каждого класса всего несколько человек родителей могут присутствовать.

- Дина у вас такая умница, такая самостоятельная, пусть лучше мама Ярика придёт, хорошо? - уговаривала меня классный руководитель Дины по телефону.
Ну ясно, с Яриком справиться куда легче, если мама рядом.

Полтора часа прошло, вот-вот должна вернуться моя красавица. Жду-волнуюсь, а тут звонит мне классный руководитель и сообщает, что дочь моя не только отличница учебы, а ещё и лучший чтец среди 2-х классов и победитель   интеллектуального марафона. И вдобавок к этим трём серьёзным грамотам получила она ещё небольшую кипу несерьёзных. Типа «Лучший художник класса», «Друг животных» и тому подобное.
- И весь этот ворох грамот дочка ваша почему-то оставила в классе,  -  закончила свою поздравительную речь учительница.
Вот тебе и на!
Тут как раз заходит наша интеллектуальная художница. Я с порога её и спрашиваю:

- Эй, друг животных! Где твои награды? Ты почему их в школе оставила?

-  Забыла, - невозмутимо так отвечает моя отличница.

Вот как она умудряется учиться на одни пятёрки, если такая рассеянная?  Дина будет не Дина, если что-нибудь не забудет и не напутает! Как будто каждый день ей грамоты вручают пачками!

- Ты сама говорила утром, сегодня  Луна в Рыбах, - пытается оправдаться астрологией Лучший Чтец среди всех второклассников нашей  гимназии.

- Когда я получала в школе грамоту, я всю дорогу её несла перед собой! - обличающе заявляю я.

- Чтобы все знали, что вот идёт  отличница? – невинно осведомляется   Друг животных.

- Вот именно!  - я привычно заглатываю наживку и начинаю заводиться на ровном месте, -  Я гордилась! А тебе, похоже, наплевать! Неужели тебе не хотелось  этими грамотами похвастаться?

- Но ты  уже и так знаешь про всё! Тебе учительница сказала, – искренне удивляется дочь.

- А я хотела своими глазами увидеть! В руки взять эти грамоты, прочесть,  убедиться, что это правда!  Иди немедленно назад в школу и принеси их!

Динка молчит и  смотрит на меня снисходительно. А потом выдаёт:

- Что ли обязательно тебе надо потрогать руками, да? А, ну да, я забыла, что  там у тебя в Тельце? И Марс вроде земной, правильно я помню?

- Поразительные познания в астрологии! - возмущённо кричу я. - А голова всё равно дырявая - памяти никакой! Быстро иди за грамотами, пока все не разошлись и класс не закрыли!   

- У меня Меркурий ретроградный, - доносится уже из-за двери.

Я не выдерживаю и смеюсь. Интересная у нас получилась семейка! Огонь, Вода и Земля. И два ретро-Меркурия на четверых  -  многовато! Воздуху нам не хватает явно. Но тут уж ничего не поделаешь, - заключаю я про себя и иду накрывать праздничный стол. Не каждый день твоя дочка приносит десяток грамот!

... Сейчас вспоминая это, я тоже не выдерживаю и смеюсь. Не далее как сегодня утром моя четырёхлетняя Аянат, Солнечный Водолей по гороскопу - вот он, Воздух!!!  -  заявила:

- А когда я приду из садика, постарайся, чтобы Дина уже была дома! И Арыстан! И папа!

- "Мама, зажги Солнце!" - цитирую я в ответ замечательного даргинского писателя, народного писателя Дагестана. - Обязательно, Аянка, я тебе обещаю,  они все скоро будут дома. Может, ещё не сегодня, но уже скоро!

- Я тебя люблю, - шепчет мне на ухо моя Маленькая Разбойница и убегает в группу.
- А кто это пришёл? - раздаётся голос нашей бесподобной воспитательницы Гульмиры Кырыкбесовны, - Айка моя! Зайка моя! Айечка наша пришла, иди сюда, Зайчонок, поздороваемся!

Я выхожу на улицу, поднимаю лицо к небу и улыбаюсь. Холодно сегодня. Непривычно холодный май в этом году. Даже для наших северных краёв.

"Но всё, что должно расцветать,  расцветает"!

И слава Богу. Надо связаться с Ксюхой, кстати. Сообщить ей, что Арыстану уже значительно лучше. А то мается небось сверх меры.  Май же на дворе - как ей не маяться?

- Слышишь меня, подруга? - привычно бурчу я под нос. - Спи,  нечего маяться, у вас ещё рань ранняя...

Представляю себе сонную Оксанку. Как я люблю это мягкое выражение её зелёных глазищ,  когда она только-только проснулась. Днём в них появится лёгкая вежливая настороженность, она же Рак, как без этого?

- Хоть и пятятся назад, но усами шевелят! - вслух цитирую я классику и смеюсь уже открыто.

Как на качелях, вверх-вниз улетаю.
Радость бужу. Усыпляю тревогу.
Нет, не жалею... Конечно, мечтаю...
Всё хорошо... хорошо... слава Богу...

11.05.2016.
г.Павлодар