Воздушная крепость Часть 3 Глава 10 Расстрел

Владимир Шатов
23 августа 2014 года регулярные российские войска перешли степную государственную границу со стороны России вблизи населённых пунктов Новоалександровка, Авило-Успенка и походным маршем прошли через украинские сёла Берестовое и Кузнецово-Михайловка в сторону городов Иловайск и Старобешево. 
- Через брешь в границе, которая образовалась после боёв на Саур-Могиле, вторглись подразделения вооружённых сил Российской Федерации! - объявили командиры украинских войск, штурмующих Иловайск. 
В течение следующих двух дней подразделения российских войск старались избегать прямых столкновений с подразделениями ВСУ. Чаще всего с их стороны активно применялась артиллерия всех видов.
- Чего наши тянут с ударом по ним?! - недоумевали бойцы добровольческого батальона «Донбасс».
Они пока не знали, что украинская артиллерия уничтожила много колонн врага направлявшиеся «на учения» в Ростовскую область через соседнюю Донецкую. Российские десантники, которых задержали, не осознавали, что находятся на территории соседнего государства.
- Десантников захватила 51-я бригада, - сказал «Юрист» Антону Макаренко - Наши бойцы передали информацию в Генштаб, вместе с документальным подтверждением, что задержанные являются военными регулярной армии РФ.
- И что в Киеве? - спросил он, лёжа в окопе на окраине Иловайска.
- Думают… 
Вдруг Антон увидел, что их укрытие в метрах трёхстах по левой стороне обходил незнакомая БМД. Она скрылась за бугром, и было видно по дыму, что остановилась за кустами. Он сказал командиру:
- Ну что хотел пострелять?.. Вон там пожаловали русские вояки.
- Точно они?
- А кто ещё здесь может быть?
- Тогда пошли, жахнем!
С ними пошёл лихой боец с позывным «Усач». Они решили осторожно обойти вражескую машину десанта с тыла и втихую подстрелить. Пока шли, Макаренко размышлял вслух:
- Сто процентов если там бронетехника, то их прикрывает пехота…
- Тогда стрельнём издалека! 
Никакого прикрытия у БМД не было, но они шли брать одну машину, а их оказалось две. Рядом вольготно расположились солдаты.
- Как на курорте… - обозлился Антон.
- Сидят по-походному, - согласился спокойный «Усач», - о чём-то друг с другом лялякают!
Они лежали в высокой траве, и договаривались, кто будет технику поражать, а кто зачистку экипажа.
- Я буду дубасить левую машину с гранатомёта, - подытожил «Усач», - а вы с правыми общаетесь с помощью автоматов.
- Начали!
Одну БМД подожгли точным попаданием, а вторую захватили. Ополченцы разлетелись в разные стороны, как гуси, перепуганные собакой. Реального сопротивления не оказали.
- Я одного убил, одного ранил, - весело похвастался «Юрист», - а третий скрылся.
- Берём машину и уходим! - сказал азартный Макаренко.
Однако БМД не смогли завести, поэтому плюнули на неё и ушли налегке. Раненого прихватили в плен. Он оказался двадцатилетним россиянином, контрактником из Калининградской области. Когда Антон к нему подошёл и увидел, что тот живой, то навёл на него автомат, а он жалобно попросил:
- Не стреляй, мы же братья!
- Какой ты брат? - сплюнул Макаренко. - Ты пришёл в меня стрелять!
24 августа 5-й БТрО «Прикарпатье» который выполнял задачи по прикрытию государственной границы на рубеже Кутейниково - Мокроеланчик, самовольно оставил позиции и спешно отступил к месту постоянной дислокации в Ивано-Франковской области, около тысячи километров от района ведения боевых действий.
- Тем самым открыт правый фланг наших войск… - сообщило командование добровольцев.
Милицейские батальоны и добровольцы, зашедшие в Иловайск, были неуправляемы. У них приказы обычно отдавались по телефону. Это были военные, перемешанные с милицейскими подразделениями и добровольцами, которые набирались из элиты участников Майдана.
- Получается, что мы в окружении? - переспросил Антон.
- К нам обязательно придут на помощь! - уверенно пообещал «Юрист».
Единой системы связи, даже на уровне взвод-рота-батальон не было. Нарастала неразбериха. Все ходили в одинаковой камуфляжной форме, вокруг ездила техника без опознавательных знаков.
- Кто из них русские, кто сепаратисты - не поймёшь… - гадали они.
25 августа после мощной артиллерийской поддержки с огневых позиций, расположенных на территории РФ, подразделения вооружённых сил России овладели рубежами. На севере: Старобешево-Агрономическое-Кутейниково-Амвросиевка. На юге: Сонцеве-Гранитное-Тельманово-Новоазовск.
- Котёл не так страшен. - Антон обсуждал новость с товарищами. - Круговую оборону мы заняли по секторам и можем держать её в течение того времени, которое нужно чтобы подошло подкрепление.
Тут русский танк Т-90 нагло вышел к их позициям, чуть не до школы доехал. Три выстрела из SPR заклинило его башню, и он вяло отполз к своим.
- Так мы здесь долго продержимся! - подбадривал он товарищей.
На следующий день остатки сводного подразделения 51-й, 28-й ОМБр, десанта 25-й ОПДБр, которые выполняли задачи в районе населённых пунктов Благодатное, Амвросиевка и Кутейниково, самовольно осуществили отход на запад.
- Ещё есть такая вещь, как паника, - расстроился Макаренко. - На волне паники целые подразделения начали сниматься с мест без команды. 
Используя результаты рейдовых действий российских войск и отход украинских подразделений отряды ДНР совершили прорыв на направлении Донецк-Новый Свет и, выйдя к Старобешево, заблокировали подразделения 39-го и 40-го БТрО.
- Идём на прорыв! - приказал командир роты, поднимая людей в атаку.
Солдаты с яростным криком устремились вперёд. Один побежал назад и тоже закричал:
- Ура!
- Стой! - приказал ему командир. - Ты куда, трусливая шкура, бежишь?
- Я не трус, - заверил солдат. - У меня тактический маневр, обегу земной шар и выйду им в тыл!
Вскоре окружённым украинским военным стало не до смеха. 1-я бригада оперативного назначения Национальной гвардии Украины должна была закрепиться на рубеже Комсомольское-Гранитное. Вследствие неготовности подразделений бригады они не вышли на заданный рубеж.
- Макаренко, ты ранен? - спросил «Юрист», прибежавший на позицию.   
- Да, пуля попала мне в грудь… - вяло ответил он.
- Как же она не угодила в сердце?
- Оно у меня в то время ушло в пятки… - пошутил дончанин, который старался не терять оптимизма. - Бронежилет, слава Богу, выдержал!
28 августа с инициативой о «зелёном коридоре» для свободного выхода окружённых частей из Иловайска выступил президент России Путин.
- Ой, не верю я ему! - признался Антон побратимам.
- Лишняя кровь никому не нужна, - заметил «Юрист».
У Макаренко было устойчивое ощущение, что из окружения им не выйти. Всем сообщили, что они находятся в тройном кольце и до позиций украинской армии тридцать километров.
- Никакой боевой план не выдерживает первого боевого столкновения… - пошутил он. - Война подобна математике. Если ты пропустил уроки в первом классе, то дальше уже непонятно всё.
Накануне была достигнута договоренность руководства сектора Б с представителями вооружённых сил РФ о выходе с техникой и оружием. Согласно договоренности, после прибытия двух русских бронетранспортёров в Многополье и в Агрономическое, предполагалось осуществить сопровождение двух колонн украинских подразделений к рубежу Старобешево-Новокатериновка.
- После выхода в Старобешево состоится передача российской стороне двух пленных десантников и одного раненого сержанта из состава 8-й отдельной мотострелковой бригады ВС РФ! - сказал бойцам всезнающий «Юрист». - Это наша страховка!
29 августа начался запланированный выход украинских подразделений на определённый рубеж. Трудности начались сразу. По просёлочной дороге шла колонна военной техники. На окраине хутора в три хаты остановилась головная машина. Вылез из неё офицер, достал карту, смотрел то в неё, то вокруг. Из-за забора раздался детский голосок:
- Мам, смотри, дядя карту достал, сейчас дорогу спрашивать будет.
В шесть часов утра в Многополье прибыл российский бронетранспортёр, где офицер ВДВ сообщил начальнику разведки оперативного командования «Юг» полковнику Штурко:
- Российская сторона позволит выход украинских подразделений по одному маршруту, без оружия, боеприпасов, боевой техники.
Начались долгие нудные переговоры. Русские офицеры неоднократно оттягивали время выхода. В конце концов, российское командование подтвердило выход сил АТО с зачехлённым вооружением. За это время их подразделения заняли выгодные позиции на маршруте.
- Начинаем движение! - около десяти часов утра раздалась долгожданная команда.
Макаренко выходил в составе второй колонны по маршруту: Многополье-Червоносельское-Новокатериновка. Колонну вёл начальник отдела штаба Оперативного командования «Юг» полковник Грачёв.
- Всего в колонне около семисот бойцов… - прикинул на глаз Антон.
В ней было два танка: трофейный русский Т-72 выводил полковник Сидоренко, и Т-64БВ из состава 93-й отдельной механизированной бригады.
- Сила немалая!.. Кого хочешь, с дороги сковырнём! - надеялись украинские солдаты.
Колонна отправилась после того, как основная группа во главе с генералом Хомчаком успешно прошла Аграномическое. Практически вся бронетехника из «южной» колонны успели проехать Червоносельское.
- Вторая половина колонны растянулась на дороге между Многопольем и Червоносельским, - рассеянно подумал Макаренко.
Внезапно российские войска, стоящие вдоль движения колонны открыли огонь из гранатомётов, миномётов и автоматов. 
- Не останавливаться! - из рации раздалась однозначная команда.
Одним из первых россиянами были подбиты танк Т-64БВ. Танкисты успели выскочить. Антон сидел за рулём верной «ГАЗели» и притормозил, чтобы их забрать.
- Повезло! - чумазый от копоти танкист благодарно перекрестился.
Проехали буквально триста метров и увидели на обочине легковую машину. Ребята заглохли и отчаянно голосовали. Макаренко взял их на буксир, однако, у него было какое-то странное ощущение. Он сказал ребятам:
- Давайте будем отцепляться, потому что, если я вас на буксире буду тянуть, то мы и сами не выедем, и вас не вытянем.
Они пересели в «ГАЗ-66», а по-простому «Шишарик». Там уже было двадцать человек и четыре подсело, а буквально через пять минут снова начался обстрел. Огонь вёлся непонятно откуда, и уничтожалась крупная техника. В «Шишарик» ехавший в пяти метрах позади попали снарядом.
- Думаю, что стрелял танк… - прошептал танкист, сидящий рядом с ним. 
Из всех людей Антон увидел только двоих: один горел, а второй весь в кровище. Остальных бойцов, как корова языком слизала. У него такой мандраж начался, что не мог даже на газ давить.
- Жми! Жми! - настойчиво просил танкист.
Между сёлами Володарским и Осыково снайперы и автоматчики противника начали отсекать отдельные машины. Был подбит грузовик «ЗИЛ-131» с устроенной в его кузове зенитной установкой. 
- Я заберу раненых! - решил Макаренко, но рядом с носом его машины разорвалась мина и посечённый осколками двигатель мгновенно заглох.
На выезде из Осыково они выбрались из мёртвой машины и тут рядом с ними подбили БМП №319. Большая часть экипажа и десанта боевой машины успела выскочить и открыла ответный огонь из автоматов.
- Возьмите нас! - хлопцы начали просить другие машины, мчавшиеся мимо, чтобы их подобрали.
Проехали на большой скорости бронированный микроавтобус батальона «Донбасс» и две БМП из состава 93-й бригады. Затем солдаты увидели «Урал» с сапёрами и снайперами.
- Быстрее! - велел водитель, когда грузовик остановился.
Трое бойцов успели заскочить. В кузове машины скучилось два десятка бойцов. В кабине сидели водитель и майор Погорелый. Остановка оказалась роковой. Как только «Урал» начал двигаться, в него попало несколько снарядов. Машина загорелась, а потом взорвалась. Офицер закричал:
- Быстро из машины!
Остававшиеся в сознании военнослужащие начали спрыгивать на землю и прятаться в окрестных кустах. Но их методично расстреливали прицельным огнём вражеские снайперы.
- Большинство тех, кто ехал в «Урале», погиб! - заторможенным сознанием отметил Антон.
Из экипажа «Урала» и БМП, где громко сдетонировал боекомплект, осталось в живых несколько человек. Майор Дмитрий Денисов получил тяжёлое ранение в шею, и тёмная густая кровь заливала его униформу, когда Макаренко оттаскивал офицера от горящей техники.
- В плен я сдаваться не собираюсь! - сказал майор, 
- Мы выживем! - заверил он.
- Оставь меня здесь! - приказал Денисов, потом достал гранату и подорвал себя. 
Антон предварительно забрался под лежащую на обочине башню БМП, которая слетела с корпуса от внутреннего взрыва снарядов. Враги не заметили притаившегося украинского военнослужащего. Дождавшись ночи, он выбраться из-под неё, и осторожно двинулся на юг.
продолжение http://proza.ru/2016/05/14/16