Как я вступала в КПСС. Рассказ пенсионерки

Анатолий Комаристов
- Давно это было. Точно не помню, но примерно в 1982 или 1983 году. Работала я в закрытом научно-исследовательском институте начальником отдела технического контроля. Экспериментальная лаборатория института выпускала  изделия, предназначенные, как теперь говорят, для «оборонки». После нашей проверки их принимал военный представитель.
 
 В отделе, кроме меня, работали три женщины средних лет. Я была моложе их. Зарплата у нас была не очень большая, но вполне приличная по тем временам. На скромную жизнь хватало. Я никогда не считала деньги в чужих карманах, а тут обратила внимание, что у моих сотрудниц зарплата и премиальные гораздо больше, чем у меня. Уточнять в бухгалтерии и у своего начальника в чем «суть вопроса» - не стала. Могли неправильно понять и обвинить в рвачестве.
 
Стала думать, ибо, как говорит народ - «думать никогда не вредно». Это почему я – начальник отдела, получаю меньше своих подчиненных? Долго размышляла и, в конце концов, догадалась где «собака зарыта». Две моих помощницы были членами КПСС, а одна - кандидатом в члены партии. Претензий у меня к ним, как к исполнителям, не было, но стало обидно. Ага, думаю. Раз я беспартийная, значит, мне можно платить  зарплату поменьше и премиальных «пожиже». Это, скажите мне, пожалуйста, с какой стати!?

 В дни, когда коммунисты собирались на партсобрание, мои помощницы после обеда уже не работали. Прихорашивались перед зеркалами, тщательно причесывались, поправляли завивку электро щипцами, красили брови, губы, румянили щеки и важно уходили в актовый зал. А я вкалывала за себя и моих партийных красавиц.

Короче, решила я, что надо вступать в партию. Чего греха таить, члены партии тогда имели какие-то льготы и поблажки. Но чтобы подать заявление в первичную парторганизацию о желании вступить в партию, надо было представить две рекомендации от членов КПСС, имеющих необходимый партийный стаж. Одна моя сотрудница, как я узнала, вступила в партию еще в институте.
 
Подумала я, подумала и попросила ее дать мне рекомендацию. Она скептически посмотрела на меня, скривила губы и заявила примерно так - «мне кажется, что Вы, Татьяна Александровна, не готовы стать членом партии, так как плохо знаете международную обстановку,  не изучили и не законспектировали работы классиков марксизма-ленинизма».

Как она пришла к такому выводу - я не знаю. Газеты я читала, радио слушала, телевизор смотрела. Знала, чем живет страна, и как живут «за бугром». Не стала я унижаться и накалять обстановку в отделе. Но поняла, что эта «партийная дама» может на  партсобрании сказать что-то нехорошее про меня или о работе нашего отдела. Она сболтнет какую-то «чушь собачью», а я, как начальник отдела, буду долго оправдываться, и доказывать свою правоту.

Одну рекомендацию мне, без всяких нравоучений и вопросов, дал пожилой коммунист, работавший в лаборатории. А за второй я решила пойти прямо к директору института. Думала, что если он напишет рекомендацию, на партсобрании меня примут в кандидаты без вопросов.

Записалась к нему на прием. Он принял меня. Хороший был человек, культурный. Академик. Спросил, по какому вопросу я пришла на прием. А я без вступлений сказала, что прошу его дать мне рекомендацию для вступления в КПСС . Он засмеялся, спрашивает: «А к кому из коммунистов института Вы обращались с этой просьбой?». И я ему рассказала, как просила свою «коммунистку» дать мне рекомендацию. Он с удивлением покачал головой и пообещал мне, что обязательно напишет рекомендацию.

Получила я две рекомендации. В заявлении написала: « Хочу быть в первых рядах строителей коммунистического общества». Дня за два до партсобрания, на котором меня должны были принимать в кандидаты, пошла в библиотеку института, взяла подшивку газеты «Правда» и прочитала от  корки до корки все номера за последнюю неделю.

Приняли меня в кандидаты. Проголосовали единогласно, в том числе и мои «коммунистки». На собрании никто не спрашивал меня о работах Маркса, Ленина и наличии конспектов их трудов. Для порядка попросили рассказать биографию, и спросили когда был съезд КПСС и какие вопросы там обсуждали.

Почти год я ходила на партсобрания, аккуратно платила членские взносы, слушала «пламенные» выступления, критику в адрес нерадивых коммунистов, выполняла какие-то мелкие поручения секретаря парторганизации и пришла к выводу, что в партии мне делать нечего.
 
Передумала я. Решила не вступать в КПСС. Секретарь парторганизации долго уговаривал меня изменить это решение. Тогда парторганизации, вырастившие в своих рядах очередного «борца за светлое будущее», как-то поощрялись райкомом партии. Но из меня коммунист не получился. А зарплату я, как получала меньше, чем мои «коммунистки», так и получала до увольнения из института. Правда, пока я была кандидатом в члены партии, мой начальник премиальные мне стал начислять больше, чем раньше.

 А сейчас, вспоминая события тех далеких лет, я нисколько не жалею о том, что приняла тогда решение не вступать в КПСС.