Птахи небесные

Юрий Анников 2
                (Вторая часть размышления в Светлую седмицу)

О чём думает пенсионер, бездельничая, разоряя государственные закрома? Это – постоянная головная боль правительства и депутатов Госдумы.

А нам – хорошо! У нас голова осталась единственной любопытной частью тела. Мало того! Теперь  и жизнь позволяет, и время есть вновь становиться любопытными! А пословицу: «Что малый, то и старый» - мы воспринимаем не как снисходительное прощение, а как возобновление почти детской непосредственности восприятия окружающего мира. Но! С учётом жизненного опыта!

И почему-то обостряются воспоминания? В народе это объясняется необходимостью замаливать грехи молодости! (Исповедь перед самим собой!)
Ну а, заодно, СРАВНИВАТЬ прошлое с современностью, предлагая тем, кто «умеет слышать», разобраться, что они «потеряли», отрекаясь от былого!

Бывают и сладкие вспоминания. Например, какой чудный сон был в те времена?!  Отец, посмеиваясь, иногда говорил:  вымотался  парнишка, и «спит без задних ног». В недоумении я на минутку задумывался: а как это «задние ноги»? Наверно, появляются у взрослых, когда они спят? Да ну их! Сам я никогда не замечал.
Сейчас недоумение улетучилось… Осталась лишь мечта о таком сне!

А пока росли, нас заставляли учиться и думать. Госдумы-то тогда не было. Вот и приходилось обо всём самим соображать.
И за границей мы часто бывали, когда … читали книжки. Это думцам нашим можно туда только на новогоднюю десятидневку, да на летних каникулах. А остальное время насчёт наших пенсий приходится думать, бедным.

Так вот. Поплутав на дорогах СВОЕЙ жизни, человек освобождается, наконец, от забот добывания пищи, забот повторения себя в своих детях… И – становится «пенсионером». Лафа-а-а!
Правда, только тем, кто работал с полной отдачей: в шахтах, на стройках, на заводах, на полях, честно служил в армии. А кто «перекладывал бумажки», просят продлить срок работы. Может, и размер пенсии надо сделать разным? В зависимости от того, как вымотала человека его трудовая жизнь. (Правда, это Дума решает, сидя в таких креслах, где и поспать можно во время дебатов!)

Но вернёмся к созерцателю-пенсионеру.
В первой части «Птахи земные?» я рассказал о самом нижнем ярусе этих птах – о крылатых бабочках, удивляясь, зачем они порхают? Заметил ещё, что и душа наша, глядя на это волшебство, оторвавшееся от земли, подражая, что ли, склоняется на такое же «мечтательное порхание», когда мы гуляем по лугам и полянкам?! Наверно, душе присуще постоянное желание очиститься от прозы реальности?

Но бабочки порхают лишь над самой землёй! А, скажем, пташки лесные? Зачем они нужны? И вот, бездельничая на утренней прогулке по весеннему лесу, и слегка обалдевший от красоты Божьей, пенсионер-созерцатель рассказывает в своем размышлении «Знаменитая черемша»: 

       «Как хорош лес в весеннюю пору!
В отличие от необозримого простора полей и лугов с их круговой протяжённостью, лес окружает вас ОБЪЁМНО! И вы уже не крутите шеей, а постоянно запрокидываете голову «по оси игрек».
Рассказывают, что в тропиках лес многоэтажный! А здесь разве нет?! Здесь на последнем этаже верхушки «белостволки» (серебристого тополя). Но объём леса определяется не только высоченными кронами. Он и в заполняющем всё вокруг пении птиц! И главным здесь оказывается невзрачный по внешнему виду соловушка. Самого - в густой зелени веток – не разглядеть. А трель его заполняет весь этот многоэтажный зелёный объём!
Когда, заигрывая, пытаешься подражать пению какой-нибудь птички, она вначале смолкает: что? кто это такой появился в нашем хоре? Иностранец, видно! Эх ты, неумелый подражатель, вот как надо петь: «фью-ирь»!
И свет в лесу другой! В поле, на лугах он падает сплошной лавиной! И «выдавливает» из почвы травушку-пищу.
В лесу свет состоит из пятен, из порций! И, отдавая себя листве, свет обретает зелёный оттенок!»


Пообщавшись с птицами лесными, вспомним самый высокий уровень птах небесных – ласточек.

Видел ли кто птиц, по своему желанию влетающих в жилище человека? Тем более, в Храм Божий во время молитвенной службы? Тех же синичек или воробышков? Тем более, сорок или ворон? Я – не видел! А вот ласточки и в жилище к людям, и в Храм залетают! Это я сам видел. Поэтому и называю ласточек «земными ангелами»!
Вот выдержка из «Праздники лета и жизни».

         … «В 2010 году на праздник Святой Троицы я стою в церкви. Идёт служба. Священник быстро произносит малопонятные для меня старинные слова. Но для других, возможно, эти слова – просты, как дыхание?! И я стараюсь проникнуться общей атмосферой Праздника начала лета. Церковь украшена травой, ветками кустарников… Невольно понимаешь, что праздник этот с очень высоким смыслом для православного миропонимания. Созвучен он и с отголосками первобытного поклонения природе, лету.

Вдруг в открытую дверь храма влетела ласточка! Покружилась над куполом, присела на люстру в центре Храма, огляделась. Люди, зелень, песнопения… «А почему без меня?» И ласточка защебетала, внося свою лепту в общую молитву лету и жизни! Для меня щебет птицы не был «своим», но был так понятен!! Понятнее быстрых слов священника.
Закончив своё воспевание, Ангел лета улетел.В душе надолго осталась живая радость.»


В размышлении «Лето в зените» я опять вспоминаю ласточек.

          Пенсионеру-созерцателю «очень приятно и радостно ходить-бродить по исхоженным тропам, переводя взгляд от зелёной земли к голубому небу. Оно летом тоже оживает благодаря полёту ласточек, лёгкому, свободному. Они летают игриво, радостно, как плавают дельфины в море! Щебет ласточек - будто музыка живого неба!
                В небе ласточки летают.
                Как легко им, как свободно!
                Будто ангелы земные
                Что-то нам напоминают…

… И что интересно: попробуйте летом в июльский солнечный день всё время провести под солнцем в чёрном одеянии? Невозможно! А как же ласточки с чёрным оперением своих спинок, обращённых всегда к солнцу?! Они ведь не отдыхают под кронами деревьев. Весь день в небе!
И тут невольно вспоминаешь о людях-солнцеедах, умеющих питаться… энергией солнца. Его лучами! Для людей это – исключение из правил. Но почему для какой-то живности эта способность не может быть нормой? Тем более, для птицы, живущей в небе?! Поистине, ласточки – это щебечущая радость лета, изливающаяся с неба на всех живущих!! Требуется лишь принять эту радость в свою душу!

Дополнение, сделанное утром 22 июня 2016 года. Замечу: это дни летнего солнцестояния.
Так вот. В этом году весна была ранняя. И ласточки прилетели очень рано. Ну, соответственно, и птенцы их уже вылетели из гнёзд.
Выглянув в это солнечное раннее утро в своё окно на пятом этаже, я обнаружил, что небушко просто бурлило, заполненное росчерками полёта ласточек. Их было многие десятки, сотни. Явно, что-то происходило в семейной жизни этих небесных ангелов? Но что?!
И, наконец, я догадался! Родители УЧИЛИ своих уже летающих птенцов РАДОСТИ! Летайте, дети! Прославляйте на нашем щебечущем языке Солнце, Лето, Жизнь! И пусть все, смотрящие на нас, тоже заполняются этой летней Радостью!


Заключение назовём «Созерцательная гипотеза, подсказанная ласточками»!

В недавнем размышление: «РА! О, сколько в этом слоге…» я задумался о сути тех частиц, которые, «несёт» солнечный Свет? И рождается гипотеза, что они – элементарные «частицы Жизни»?! Которые в процессе фотосинтеза в океане усваиваются фитопланктоном, а на поверхности земли травой и листвой леса, питая все остальные звенья земной «живности».
А высоко в небе в нашем «воздушном океане», возможно, есть какой-то "атмосферный планктон", иначе объясните, чем питаются ласточки, весь летний день без устали и питья порхая в знойном летнем небе? Мошками? А мошки зачем туда забрались? Другое дело, если мошки "вкушают" атмосферный планктон, а небесные птахи - ласточки - уже мошек гоняют, чтобы они не объелись! (Шучу, конечно, но чувствую: догадка обоснованная!)

Значит, Свет – это ещё и непостижимо божественное, ДУХОВНОЕ Начало Жизни нашего Мира?!

Христос Воскресие!