Засада

Владимир Федорович Быков
На скамейке около домашнего палисадника сидит дед Еремей. Подпёр подбородок посохом, думу думает. Мимо него тащится такой же «божий одуванчик» Лука. Постукивает посохом по дощаной дорожке, не замечая давнего приятеля. Заслышав прохожего, Еремей открывает глаза, некоторое время недоумённо смотрит на Луку.
– Ты что такой деловой, проходишь, не поворачивая гордой головы? Небось с утра халвы объелся? Останавливает он Луку.
– О! Мил друг Еремей! Тебя мне и надобно. Чуть мимо не проскочил, задумался.
Лука присаживается рядом с Еремеем, тяжело опираясь на посох.
– Я ведь, посоветоваться с тобой хотел, – говорит Лука. – Несколько ночей уже не смыкаю глаз и есть на то сурьёзные причины. Не знаю, поймёшь ли ты меня, друг сердешный?
– Нешто я да не пойму тебя. Выкладывай, с чем пожаловал, не томи душу.
– Дельце у меня есть, уж больно щекотливое. Не знаю, с чего и начать.
– Неужто согрешил с молодухой? – поддел Еремей Луку.
– Не изгаляйся, знаешь ведь, что я для женщин непреступен, словно крепость, мораль блюду. А дельце, вот какое. Директор, что прислали нам в совхоз, поселился в доме напротив моих окон. И что я вижу? Кажен день на работу и с работы он шастает с огромным заплечным рюкзаком. Как ты думаешь, к чему бы это? Утром идёт налегке, грудь колесом, пританцовывает, а вечером ступает, сгорбившись, еле волочит рюкзак. Никак ворует на совхозном складе чего-то. Неужто опять нам жулика прислали? Уже который раз, приезжают из города директора голышом, с одним рюкзачком в кармане, а через несколько лет уезжают с возом разного добра. Ещё и с орденом.  А в совхозе всё остаётся по-прежнему. Тоска.
– Да, задал ты задачку. Говоришь, что-то со склада тащит? А что на нашем складе можно украсть? Бывал я там, и акрамя бочек с прокисшей прошлогодней капустой ничего больше не видал. Что-то тут не так. Не совхозный склад он чистит.
– А что может быть другое? – задумался Лука. – Я уже и так, и эдак соображал. Не знаю, на чём и остановиться.
– Может большие ценности держит при себе? Не оставляет дома, боится, украдут?
– Да, нет, я же говорю: утром рюкзак с виду пустой, лёгкий, только вечером тянет хозяина к земле. У меня глаз намётан.
– О! Я догадался! – восклицает Еремей. – Подись, яйца да курей с птичника ворует. Говорят, раньше он на птицефабрике работал. Вон, какую ряху отъел. На кобыле за день не обскачешь. Вот и у нас не может остановиться. Кажен день яйца таскает.
– Зачем ему столько яиц? Самогонку из них гнать не будешь. Да и не пьющий он, вроде.
– Тогда в ентом деле без засады не обойтись. Догадки тут ни к чему. Надо брать его с поличным, тёпленького, – заключает Еремей. – Ты ведь, Лука, по молодости в органах служил. Вон сколько шпиёнов за хвост изловил.
– Да не шпиёнов я ловил, а несунов, расхитителей народного добра, – поправил Лука.
– Тем более, тебе и ноне флаг в руки, перо в зад. Ты ещё хоть куда, так что, действуй.
– Ну, спасибо, дружище, надоумил, ценный совет дал, – поблагодарил Лука приятеля. Помчусь к Калистрату, который много лет заседал в народном контроле. У него зять, Митрофан, участковым служит. Попробую уговорить на вечернюю засаду.
– Премию дадут за поимку опасного преступника, не забудь поделиться, – пошутил Еремей.
Вечером Лука занял у домашнего окна свою излюбленную наблюдательную позицию. Приближалось время возвращения директора с работы. В кустах, около тропинки к калитке его дома, замаскировались в засаде участковый и двое понятых – Калистрат с шурином.
Показался директор. Согнувшись, натружено шагая, он волочил на спине тяжеленный рюкзак.
– Гражданин, Федот Дорофеевич, – окликнул директора смело и решительно шагнувший из кустов участковый, – одну минуточку, остановитесь!
– Что хотел, служивый? Заблудился?
– Никак нет. Не заблудился! Вас караулю. У меня есть сведения, что по вечерам Вы тырите совхозное добро. Откройте рюкзак. Что в нём?
Не ожидая подобной встречи, директор даже побагровел.
– А ордер на обыск у тебя есть? – сдерживая эмоции, спросил он участкового.
– Пока нет, но будет.
– Ах, нет! Тогда возьми вот это, – директор поднёс к носу участкового смачный кукиш.
Наблюдавший сцену досмотра директора Лука увлёкся и настолько высунулся из окна, что чуть не вывалился вниз головой на улицу, в заросли шиповника. Ладно, старуха успела схватить за штаны.
Понятые глубже вжались в кусты и на глаза директору не показывались.
– Федот Дорофеевич, не будите лихо. Я при исполнении, и при табельном. Или показывайте, что у Вас спрятано в рюкзаке, или я Вас задерживаю, – уже не так решительно молвил участковый.
– Ладно, коль ты при исполнении, всё должно быть по закону. Я только что был у главы района. Он на месте, пишет доклад. Тащи, раз охота, рюкзак к нему, там и разберёмся, кто вор, а кто - дурак.
Участковый с трудом взвалил на спину директорский рюкзак и всю дорогу до администрации гадал, что такое неподъёмное в нём лежит? Неужто действительно, золото? Вот удача! Можно и орден заработать! Только так просто директор его не отдаст. Каждую секунду нужно быть настороже. Участковый раз за разом ощупывал кобуру, но она оставалась пустой.  Пистолет он забыл в отделе.
Глава района выслушал участкового и ничего не сказав, вызвал прокурора и начальника милиции. Те оказались не в курсе событий. По их мнению, участковый проявил недопустимую, порочащую милицию инициативу.
– И всё же, Фёдот Дорофеевич, может быть, Вы покажите нам, что у Вас в рюкзаке,  отчего разыгрались страсти районного масштаба? - попросил глава.   
– Если прокурор не возражает, я тоже не буду возражать. Пусть участковый извлечёт из рюкзака вещественные доказательства моего преступления.
Прокурор не возражал. Его, как и всех присутствовавших, распирало любопытство, что за тайну прячет директор от людских глаз?
Участковый расстегнул на рюкзаке пряжки, развязал шнур и с кислой физиономией извлёк на обозрение две большие ручные гантели, килограммов по пятнадцать каждая, и несколько красных кирпичей, завёрнутых в газеты. Больше внутри ничего не было. В кабинете случилась немая сцена.
– Видите, ли, – нарушил тишину директор, – много лет я занимался спортом, боксировал, потерял осанку. Для исправления фигуры, врачи порекомендовали ежедневно ходить с грузом на спине, оттягивать корпус назад. Вот я и хожу на работу и с работы с рюкзаком. Утром пятьдесят килограммов несу играючи, а к вечеру устаю и, то я волоку груз, то он меня волочит… 
Районное начальство искренне извинилось перед директором за участкового, и от души похохотало над собой за чаем, приготовленным секретарём главы района. Инцидент был исчерпан. Роль мудрых местных старцев, Луки и Еремея, в истории разоблачения директора, осталась не раскрытой.
На следующее утро дед Еремей как обычно сидел на скамейке около своего палисадника, привычно подперев подбородок посохом. Думал думу.  Неожиданно появился Лука.
– Кого на сей раз ловить будешь? – поинтересовался Еремей.
– Да не до ловли блох мне. Начальник милиции позвонил, просит выступить перед молодыми участковыми. Говорит: « Больно своевольничают, выслужиться хотят,  подучи, поделись богатым опытом». -  Так, что, бегу, спешу…
– Ну, ну! Про вчерашнюю засаду не забудь им рассказать.
«Божий одуванчик» Лука улетел, польщённый тем, что кому-то понадобился.  Еремей прикрыл глаза и надолго погрузился в  не известную никому думу…