Дед

Юрий Курский
        В четырнадцать лет я поехал с родителями на родину отца в Горьковскую область, где жила его мать. Летним вечером, приехав в село, мы подошли к бревенчатому дому с резными ставнями на окнах, около которого росли две развесистые берёзы. У плетня, обросшего крапивой, на лавочке сидела старушка в белом платке. Она встала, пошла нам навстречу, обняла и расцеловала нас. У отца, я заметил,от слёз заблестели глаза. Бабушка жила одна, её дети разъехались по разным городам. Мой отец проходил военную службу в Курске, после неё остался в этом городе, женился, и там появился на свет я.
        Изба состояла из нескольких комнат, в самой большой из них главное место занимала печка . Около окна в комнате (бабушка называла её горница) стоял накрытый клеёнкой стол и на нём большой медный самовар. В верхнем углу комнаты, покрытые расшитой накидкой, висели иконы. Бабушка «окала», в наших краях так не говорили и это поначалу было непривычно. Но вскоре мне понравилось «оканье», я полюбил бревенчатый дом, построенный дедом на берегу небольшой речушки Соболихи, протекающей в глубоком овраге, заросшем кустарником и большими деревьями. За домом был сад, где я вволю наедался вишнями и яблоками, а на огороде заходил в густой малинник и лакомился сладкими ягодами.
       В первые дни после приезда отец занимался ремонтом сарая, чинил покосившиеся заборчики, а также мы заготавливали бабушке дрова на зиму. Распиливали сухие деревья в овраге и затаскивали чурки во двор. Отец рубил их топором, а я относил поленья в сарай и складывал там. Было жарко, с нас капал пот. Устав, мы отдыхали в тенёчке у плетня, под вязом, посаженным, как говорила бабушка, моим дедом. Отец был похож на него, это я понял, увидев фотографии на стене в избе. У отца, как и у деда, такое же открытое, добродушное лицо, бодрый взгляд, вьющиеся русые волосы, нос «картошкой», как говорила мама. По словам бабушки, мой дед не любил сидеть без дела и всегда что-то мастерил. Таким же был и отец. Он рассказывал мне:
- Деда твоего звали Александр. Он участвовал в Гражданской войне, воевал в Красной армии. Ему ещё не исполнилось двадцати лет, а он принимал участие во взятии Перекопа в Крыму. Выбили барона Врангеля с полуострова и красноармеец вернулся в село. Женился, и вместе со своим отцом они построили эту избу у речки Соболихи. Стали рождаться дети, нас у матери пятеро. В Великую Отечественную отца мобилизовали. Сначала воевал на Калининском фронте, потом на Сталинградском, где получил ранение в ногу разорвавшимся снарядом. Сделали ему операцию, отняли ногу и он  несколько месяцев лежал в госпитале. Мы тем временем получили на него похоронку и, конечно, горевали. А он возьми и явись в сорок третьем  - на костылях, сильно поседевшим, с медалями на гимнастёрке. Он не любил говорить о войне, сказал только, что был пулемётчиком и немцев пострелял немало. В сорок пятом родилась моя младшая сестра Вера, а на следующий год он умер от открывшейся раны. Жаль нам было отца. Он был неунывающим, работящим и безотказным человеком. Остался без ноги, но столярничал - изготавливал детские кроватки, коляски, игрушки, и делал их не только для своих, но  и для других детей.
       Отдохнув, мы продолжали заготовку дров, а вечером мылись в баньке, построенной дедом ещё до войны.