Здравствуй, дорогой ветеран

Дина Иванова 2
Справка:
По оперативным данным на 1 апреля 2016 года в Беларуси проживает около 16,8 тысяч ветеранов.
В столице – 3906 человек. Из них принимали непосредственное участие в боевых действиях 2455 ветеранов Великой отечественной войны.
В городе реализуется проект – разместить у домов и квартир, где проживают ветераны,  памятные таблички с изображением  Ордена Отечественной войны  1 степени.
Школы готовят учащихся лично поздравить каждого ветерана.


Рассказ классного руководителя 7 класса.

           В апреле нам в школу принесли адреса ветеранов, участников Великой Отечественной войны.
Мой класс получил один адрес с возможным посещением героя на дому и списки тех ветеранов, которые проживают в нашем районе.

   - С родителями и ребятами посоветуйтесь, как будете поздравлять. Можно послать письма, можно сходить домой, - сказала завуч по воспитательной работе, - но помните это очень пожилые люди.

Предложили и образец письма.
…. «.Віншуем Вас са святам, паважаны (ая) тав…….
Дзякуй за Перамогу!»
По форме он напоминал те треугольники, которые приходили с фронта.
Это трогательно. Но текст показался формально-холодным.
Моя душа эту шпаргалку не приняла.
Родители детей  поддержали: - «Будем искать свои варианты».

Ирина бабушка, моя правая рука (она из тех, кого зовут «дети войны») проявила инициативу и  нашла телефон адресата.
Через пару дней  коротко сообщила. - «Нас ждут. С  сыном нашего ветерана переговорила. Просили предварительно позвонить».

Оживился класс.
Как из рога изобилия посыпались предложения. 
Варианты поздравлений заиграли радугой.
Ребята понимали, что от класса смогут в гости к ветерану пойти 3-4 человека. Решили - остальные напишут всем свои письма.
Счастливчиков, тех, кто пойдёт вживую поздравлять выбрали привычным путём -  имена в шапку и честный жребий

Девочки предлагали: - «Устроим конкурс на свою выпечку. Лучшие пироги отнесём нашему герою».
Мальчики: - «Лучше найти хорошую книгу стихов  и всем классом расписаться на ней».

Мальчиков поддержал папа Жени. Он  предложил всем сфотографироваться и вложить фото с подписями всех ребят в книгу.

Время позволяло подумать и подготовиться.

Наш «связной» уточнила: – «Сын подсказал, что нам лучше прийти дня за два-три до праздника. Они  ждут на 9–е гостей».

Мы с ребятами выбрали 2 мая. Тоже важная дата в завершении войны.

Ну, а теперь о главном.
Встреча с Ниной Николаевной.

Дверь нам открыла маленькая сухонькая женщина удивительной красоты: с копной седых волос, приветливой улыбкой и весёлыми серо-синими глазами. Ей так к лицу подходила нарядная  светлая блузка.

    - Заходите, дорогие гости. Сын предупредил, я вас уже давно жду.

Зашли в уютную, опрятную комнату.
Дверь в соседнюю комнату была открыта и там, на вешалках мы заметили
мужской китель с тремя рядами колодок; и маленькую гимнастёрку с орденами и медалями.
В зале на газетном столике фрукты, конфеты, сладости.

   - Сейчас будем пить чай, - хозяйка медленно, чувствовалась, что каждый шаг ей даётся с трудом, пошла на кухню.

Я отправила девочек ей помочь.
Нашли вазу, поставили цветы. На стол водрузили пирог собственного приготовления с инициалами – Н.Н.
Женя прижимал подарочную книгу с вложенной фотографией и подписями ребят всего класса -  «Янка Купала. Стихи. 1956 год».

Тесновато, но уютно разместились.

   - Дорогая Нина Николаевна!- торжественно произнёс Женя, - мы поздравляем вас с днём Победы и очень гордимся, что можем сказать лично вам  спасибо за ваш подвиг, - он кивнул в сторону гимнастёрки с орденами, - за ваше мужество, - вздохнул, с трудом сдерживая волнения, - это наш подарок вам от всего класса. А пирог девочки сами испекли, - громко выдохнул и плюхнулся на стул.

Хозяйка приняла подарок и расплакалась.

   - Дорогие мои, я не герой и особым мужеством не была наделена, - немного успокоилась, - просто мы все очень любили свою Родину и ненавидели врага. Весь наш курс университета добровольцами пошли на фронт. А вернулось только одиннадцать человек. Вот сейчас мы живем за себя и за них. Мне 96 лет и я дорожу каждым днём. Стараюсь быть самостоятельной, - Нина Николаевна улыбнулась, - не перекладывая свою немощь на родных. Среди нас есть и те, кто перешагнули столетний юбилей. Нас закалила война. Но пусть вы о ней знаете только из книг. А вот сейчас живём, когда и ходить–то не просто, с верой, что вы вырастите сильными и смелыми, добрыми и счастливыми. Всё что могли мы для вас сделали. А за стихи и фотографию большое спасибо. А кто-нибудь из вас может прочитать любое стихотворение Янки Купалы?

Дети растерялись, а Женя, вновь поднялся и, как из пулемёта…

Мой милый товарищ, мой летчик,
Возьми ты с собой меня!
Я - знай - большой уже мальчик
И умею уже летать во сне…

Все рассмеялись, а Нина Николаевна пересказала эти строчки из стихотворения «Мальчик и самолёт» на белорусском языке.

Мой мілы таварыш, мой лётчык,
Вазьмі ты з сабою мяне!
Я — ведай — вялікі ўжо хлопчык
І ўмею ўжо лётаць у сьне…

Ребята зааплодировали.
Нина Николаевна продолжила.

   - А мои любимые стихи Янки Купалы: - «Ни за какую плату, меру… Не дам сломать себя в борьбе… В народ и край свой только верю…И верю собственной судьбе…» - Знаете, ребята, хочется ещё пожить. Мой муж, это его китель, ушёл год тому назад. Хочется посмотреть, как вы будете взрослеть. Может даже помочь вам стать  непременно полезными своей стране. Гёте в свои 82 года писал, что образованные, творческие люди живут дольше, потому что они знают, как важно быть нужным обществу, своей семье. Очень люблю поэзию. Глаза подводят, в основном слушаю аудиокниги, а читаю с лупой. А стих про мальчика мне очень дорог. Я служила в части, следившей за безопасностью воздушного пространства. Наша работа требовала исключительного внимания и оперативности. Заметить противника и предупредить наземные службы означало спасти людей, важные военные и гражданские объекты. Фашисты нас выслеживали и стремились уничтожить.

Ребята слушали, затаив дыхание.. Они впервые узнавали о том, что наша хозяйка называла… «внимательно следить за небом».
Нина Николаевна сделала пару глотков уже давно остывшего чая и с хитрой улыбкой продолжила.

   - Были у нас и не раскрытые тайны. Однажды мы зафиксировали в небе  самолёт «Юнкерс», но без опознавательных знаков. Наши лётчики, получив приказ, посадили его. И что же оказалось? Там не было пилота. Самолёт тот и прозвали – «самолёт-подарок». Кто нам его подарил, так и не узнали. - Нина Николаевна устала и мы встали, чтобы разойтись по домам.

Зашел её сын, явно чей-то дедушка. Такой же улыбчивый. Он протянул ребятам большой кулёк с конфетами.

   - Спасибо, ребятки, спасибо, дорогие. Я вижу, какие у мамы счастливые глаза. Вас, ваших родителей поздравляю с этим большим, святым  праздником. Угостите своих ребят в классе.

Я обняла нашу дорогую хозяюшку, пожелав её сил и здоровья.
В школу шли молча, понимая, каждый по-своему, что соприкоснулись с чем-то очень светлым.
Женя, он у нас такой, как бы подвёл итог.

   - Повезло нам на ветерана. Такая добрая и интересная бабушка. Так хочется, чтобы она жила долго-долго.

Мы дружно решили, что в своих письмах так и пожелаем всем ветеранам:
СИЛ ВАМ, ДОРОГИЕ ПОБЕДИТЕЛИ,
ЖИВИТЕ ДОЛГО-ДОЛГО.
ВЫ НАМ ОЧЕНЬ ДОРОГИ И НУЖНЫ…
------