Праздничный взлом

Григорий Спичак
Первый межрегиональный фестиваль «Серебряные кружева», три дня проходил в городе Ухте, создал атмосферу соревновательности и праздника, а 30 апреля завершился гала-концертом и награждениями участников.

В течение трёх дней более 430 детей и взрослых из регионов производственной деятельности ООО «Газпром трансгаз Ухта» боролись за звание лучших среди равных. Коллективы и исполнители из Республики Коми, Архангельской, Вологодской и Ярославской областей представили 80 творческих номеров в номинациях вокал, инструментальное соло, вокально и вокально-инструментальные ансамбли, народная, эстрадная, современная хореография, фольклор, оригинальный жанр.

Председатель жюри фестиваля, народный артист России Дмитрий Маликов высоко оценил уровень выступающих коллективов. Певец и композитор отметил, что приятно удивлен отношением участников и гостей к фестивалю, кропотливой работой организаторов по его подготовке. Многие выступления настолько профессиональны, что это не назовешь самодеятельным творчеством. К сожалению, коми национальную культуру представлял только один хор из Корткероского района.
Последний конкурсный день отмечен  несколькими значимыми мероприятиями: круглым столом с членами жюри и руководителями коллективов, творческой встречей участников и гостей с Дмитрием Маликовым и пресс-конференцией с представителями СМИ из Ухты и Сыктывкара.

На пресс-конференции, в которой приняли участие кроме упомянутого Д. Ю. Маликова генеральный директор «Газпромтрансгаз Ухта» А.В.Гайворонский, заместитель министра культуры Республики Коми М.Н. Метелева и руководитель отдела по связям с общественностью О.А. Филиппова, были заданы вопросы об оценке уровня участников, о самой идее фестиваля и может ли он стать такой же вокальной культурной школой, как , например, в народных ремеслах школа Палеха или Финифти. Прозвучали пожелания вплести фестиваль в туристический маршрут «Серебряное Ожерелье России».
И если в оценках участников конкурса  была однозначность (например, Дмитрий Маликов заявил, что провальных номеров и плохих не было вообще «были хорошие, очень хорошие и просто потрясающие...»), то в оценках критериев единства не было — скорее речь шла о том «цепляет выступление» или «не цепляет» — как воспринимается. В этом смысле абсолютно логичным был вопрос редактора газеты «Колокол Севера» Николая Лудникова певцу и председателю жюри Дмитрию Маликову: «Как вы относитесь к тому, что на Евровидении русский исполнитель поет не по-русски...» На что Маликов ответил в следующем духе: я и согласен и не согласен, просто русский язык музыкально-фонетически иногда для части публики сложен, своеобразен, как для нас, например, немецкое пение... На что уже вашему корреспонденту журнала «Регион» пришлось задать уточняющий вопрос: «Правильно ли я понимаю — если коми язык ещё жестче и своеобразнее, чем русский, то на больших фестивалях у него шансов вообще нет?».  Зал рассмеялся, а Дмитрий Маликов постарался дезавуировать такое понимание «конкурсности».... «Нет, конечно, нет — все равно главным критерием является мастерство, форма самовыражения. А эстрадное искусство — это ещё и искусство совокупностей — света, сценографии, музыки, танца, сопровождения...Всё в месте в конечном счете и дает эффект».
Наверное, именно поэтому в рамках фестиваля так много уделялось внимания мастер-классам. Не только чтобы научить, но и чтобы росло понимание взаимосвязанности разных видов мастерства. Проводили эти мастер-классы Владислав Кузьмин (по современной хореографии), Ольга Калугина (по народной хореографии), Семен Мильштейн (инструментальный мастер-класс), Елена Шульц (по спортивным бальным танцам), Наталья Баннова (по вокалу).

В красочных буклетах с программой фестиваля и в газетных листовках оперативно выпущенных к третьему дню и розданных всем желающим тщательно расписывался график не только конкурса, но и досуговой части — экскурсий по музеям и тех же мастер-классов. Заложены в программу были даже предварительный прогон гала-концерта и подготовка сцены. Что касается оформления сцены и использования новых технических возможностей гигантских экранов, танцующего света — это было безупречно. Чуть-чуть по мелочам подводил иногда звук.

И вот — вечер. Ожидание и ажиотаж достигали кульминации. Зал культурно-спортивного центра «Буревестник» был полон, стояли даже в дверях. Двое симпатичных ведущих — взрослая дама и мальчик — начали объявлять победителей. Зал взрывался аплодисментами и особенно, конечно, когда объявили гран-при...

Обладателями гран-при в номинации «Эстрадная хореография» стал танцевальный коллектив «United BIT», город Ухта. В номинации «Народная хореография» в возрастной категории дети 11–16 лет выбран коллектив индийского танца «Лакшми», поселок Приводино. Победа в номинации «Фольклор» в возрастной категории 11–16 лет досталась ансамблю «Боркунцы», село Нюксеница.

Александр Гайворонский, генеральный директор Общества «Газпром трансгаз Ухта», поблагодарил участников и их руководителей за тот труд и силы, которые они вложили в создание общего праздника. Невероятная энергетика, которая наполняла все дни фестиваля, стала лучшим подтверждением того, что идея и формат конкурса были очень востребованы в регионе.


Новый творческий проект Общества «Газпром трансгаз Ухта» оценила заместитель министра культуры, туризма и архивного дела Республики Коми Марина Метелёва. Она отметила, что этот творческий конкурс должен иметь продолжение и дальнейшее развитие. Из ближайших перспектив — вплетение фестиваля «Серебряные кружева» в туристический проект «Серебряное ожерелье России».

Фестиваль вновь соберет участников через два года. Новая встреча самодеятельных и творческих коллективов и исполнителей ООО «Газпром трансгаз Ухта» «Серебряные кружева» состоится в 2018 году.

На этом можно было бы ставить точку, если бы не оставались висеть в воздухе некоторые недоумения. Первое из которых — это время фестиваля. Проведенный в Страстную неделю Великого поста да ещё и с финалом фактически в Пасхальную ночь — это, как, простите, кино на кладбище. Нельзя же новую красивую картину рисовать на Великом шедевре другой картины - Православии, которая вообще — мировая духовная  культура. Пожимание плечами досадного (если не сказать — страшного) недоумения — это приходилось видеть и среди гостей фестиваля и среди участников. Но выбор, конечно, почти всегда в данном случае человек делает сам. Только вот делали ли выбор дети? Или те, кто был привязан обязательствами перед своими коллективами или грантами перед грантодателями?

Недоумение второе — это отношение к нам, к прессе. Автобус из Сыктывкара в Страстную субботу выехал в 6 утра. Ранний выезд нам объяснили (во всяком случае - в редакции) тем, что тем раньше вернемся и успеваем на Пасхальные службы. Во всяком случае, для меня это был последний и единственный оправдывающий момент. С трудом себе представлял, в каком же я состоянии вернусь к ночной службе, но отнес это к искушению и испытанию. Иногда Господь дает такое — я его принял.
И тут, уже в Ухте, выясняется, что обратно мы выедем фактически в ночь — в 21 час вечера. То есть на службу попасть шансов Ноль, хотя пресс-конференция, на которую нас , собственно, и пригласили, закончилась в начале пятого часа. Далее наша задержка объяснялась необходимостью посмотреть гала-концерт и увидеть вручение призов победителям.

Я честно просидел в коридоре, лишь дважды заглянув в зал, чтобы понять — есть ли там те, которые понимают «смутительность» момента... Отмечу — не все хлопали. Отмечу — не мало выходили из зала. Не знаю уж — в туалет или навсегда...
В 21.10 минут мы выехали. Через полтора часа в храме Новомученников и исповедников российских города Ухты (построенном, кстати, в том числе и с очень существенной финансовой поддержкой «Газпром трансгаз Ухта») началось последование полунощницы. Ещё через час началась первая пасхальная служба в этом великом и символическом для города храме... Наш состав журналистов, корреспондентов и операторов в маленьком автобусе воскликнул «Христос воскрес! - Воистину воскрес!»  аккурат на выезде с бензозаправки у объездной дороги города Емвы на полпути до Сыктывкара... Христос воскресает всегда на перекрестках выбора.  И никогда «на объездной»... Ведь мог же я остаться на службе в Ухте. Мог выйти в Емве и успеть добраться к Литургии до храма. Но скомканный уже другой картиной, будто заложенный в переделанную программу, поехал по объездной в полусонном автобусе. Между городами, между культурами, между Воскресением и яркими огнями праздника «Газпрома». В итоге — мимо всего...

                Григорий Спичак