Правила

Ирина Шлионская
Не наступать на черточки во время игры в классики, перешагивать через трещины в полу или асфальте, случайно споткнувшись, обязательно сплевывать три раза через левое плечо… В нашем детстве эти правила знал каждый. О последствиях их нарушения говорили разное. Например, что тогда умрет мама. Или за тобой придет Пиковая Дама… Или ты сам умрешь.
Не помню, соблюдали ли Правила мальчишки, но мы, девчонки, старались их соблюдать. Когда тебе лет десять-одиннадцать, веришь во многие вещи, которые уже в двенадцать кажутся бредом. Рассказывали про девочку, которой кто-то обещал, что если она спустится в какую-то яму и что-то там прокричит, какое-то заклинание, то ее мама станет очень доброй. Мама девочки и так была доброй, но девочка захотела, чтобы та стала еще добрее… И что вы думаете? Все произошло с точностью до наоборот! Мама стала злой… Потому что, по Правилам, ни в какую яму девочке вообще нельзя было спускаться. Ее просто обманули!
У меня были свои Правила. Я старалась никогда не вставать с утра с левой ноги – только с правой, и НИКОГДА не наступать на тринадцатую ступеньку. Сделать это было нелегко, ведь деревянная лестница нашего дома была довольно крутой, но я приноровилась. Потому что верила – наступи я на эту скрипучую «чертоводюжинную» ступеньку, непременно случится что-то плохое. Может, я получу двойку в школе, а может, умрет бабушка…
Никто не говорил мне про ступеньку. Просто я сама пришла к выводу, что наступать на нее нельзя. И верила в это целый год. Потом как-то так получилось, что я стала забывать про опасность. И забыла совсем… И когда получала двойки, уже не вспоминала. А бабушка умерла, когда я была уже студенткой. За это время я тысячи раз успела подняться и спуститься по нашей лестнице.
А вот с трещинами… С трещинами все было иначе. Они подстерегали на каждом шагу – между досками пола в нашем старом доме, и на дороге, по которой я ходила в школу… Зимой трещин было обычно не видно, была другая опасность – гололед, нужно было следить, чтобы ненароком не поскользнуться и не упасть… В другое время года трещины обнажались и зияли. Иногда это были целые провалы. Но как раз провал был хорошо виден и его было легко обойти, а вот щербины в асфальте не всегда были заметны с первого взгляда. И если не смотреть под ноги, то можно было туда запросто угодить…
Началось с маленьких неприятностей. Однажды, не заметив небольшой трещинки возле магазина, мимо которого я всегда проходила по пути в школу, я потеряла свой любимый шарфик, подаренный на день рождения –синий с блестками. Когда я пришла в школу, то обнаружила, что его нигде нет. Наверное, он каким-то образом размотался еще по дороге и я его уронила… Идя обратно, я внимательно присматривалась к дороге, но, конечно, ничего не нашла. И объявление о находке шарфа никто не написал. Он был очень красивый, а в эпоху тотального дефицита купить такую вещь было не так-то просто. Поэтому логично было предположить, что нашедший оставил ее себе.
В другой раз я повторяла про себя стихотворение, которое нам задали выучить наизусть по литературе, и моя нога провалилась в дорожную яму… Яма была не очень глубокая – нога в ней не застряла. Но поправить уже ничего было нельзя. Я бы сплюнула через левое плечо, но на меня смотрели прохожие, и это показалось неудобным.
В тот день в школе мы поссорились с лучшей подружкой Маринкой. И больше не общались. То есть, общались, конечно, но дружба так и не восстановилась. Маринка вскоре нашла себе новых подруг, и я стала ей неинтересна. У меня тоже были подруги, но так хорошо и интересно, как с Маринкой, пожалуй, больше не было ни с кем.
После этого я поняла, что трещины меняют мир. Это было советское время, и ни о каких порталах в другие измерения тогда еще никто и слыхом не слыхивал. Советская пресса такого не печатала. Вернее, печатала истории про полтергейст, НЛО, экстрасенсов, но писала, что все это неправда и всему есть вполне материалистическое объяснение. Это уже потом, в самом конце 80-х, стали появляться публикации о том, что всякие чудеса действительно существуют.
А тогда у меня возникла своя собственная теория. О том, что наши действия приводят к изменениям в окружающей реальности. Иногда к малюсеньким, таким, что мы их просто не замечаем. А иногда к очень даже заметным. Вот мой шарф взял и исчез из этой реальности после того как я наступила на трещину… А когда провалилась в яму, приключилось кое-что похуже – ссора с Маринкой. И я, как показало будущее, навсегда потеряла лучшую школьную подругу…
И еще я поняла, что как ни старайся соблюдать Правила, все равно, рано или поздно, вольно или невольно, их нарушишь. Я знала, что со взрослыми происходят вещи куда пострашнее тех, что приключаются с детьми – например, тяжелые болезни или смерть. И это может быть потому, что они не обращают внимания на Правила…

Малыш стоял посреди двора, нагнувшись над чем-то. В руках он держал детскую лопатку. Я подошла и увидела, что это яма. В нашем дворе проводились какие-то работы, и рабочие что-то копали. Потом они все закопали, сняли ограждение, но оставили небольшое углубление в земле. И вот сейчас полуторагодовалый Рома зачерпывал лопатой песок и землю из ямы. Я сделала ему замечание – не надо снова копать яму… И прошла мимо в подъезд. Мне было уже пятнадцать, я училась в девятом классе и торопилась делать уроки – программа в старших классах была довольно сложной…
Уже сидя дома, я услышала, как Ромина мама Наталья громко кричит сыну, чтобы срочно вылез из ямы. А еще через несколько недель одна из соседок вдруг сказала, что у Ромы нашли проблемы со слухом. До этого за ним ничего такого никто не замечал – мальчик как мальчик… А тут оказалось, что он практически ничего не слышит. Позже его отдали в специальный садик и школу для слабослышащих, и теперь он ходит постоянно со слуховым аппаратом, да и то вроде бы слышит неважно…
И только много лет спустя, уже став совсем взрослой, я сопоставила факты – эту яму во дворе и Ромину глухоту… А что если? Нет, не хочется думать…
А вот еще история, которую поведала моя подруга, живущая в Москве. У них за домом на пустыре шел ремонт теплотрассы. Бульдозер раскопал целый котлован. Конечно, детям не велели подходить близко и тем более играть возле котлована – они могли провалиться. Но разве кто послушает? Вот и стали детские компании ходить на пустырь к котловану, когда поблизости не было никого из взрослых…
Как-то на глазах у друзей и собственного старшего брата в яму упал самый младший в компании, шестилетний Костик. Ребята подумали, что он ушибся, стали кричать, но мальчик не отзывался. Тогда они подошли к краю котлована, посмотрели вниз. Никого… Побежали за взрослыми. Вызвали спасателей, искали несколько часов с фонарями и разным оборудованием, но так ничего и никого и не обнаружили…
Прошло дней десять – и еще один пацан не вернулся домой. Этот был постарше, уже учился в школе, классе так в третьем… Кто-то сказал, что видел его у котлована. Снова отправились искать, и снова безуспешно…
А потом пропала девочка, дочка какого-то партийного чиновника. Уже подросток, лет тринадцати. Всю милицию на уши поставили… И пошли слухи, что в котловане обитает маньяк, который убивает детей и тела, видимо, где-то прячет… Даже составили описание этого маньяка, будто кто-то видел в районе подозрительного мужчину… Но ни следов преступника, ни пропавших детей так и не нашли. Котлован со временем закопали, работы там закончились. А история о пропавших детях превратилась в местную легенду. Так и говорили – пойти туда, где Котлован… Пустырь тот даже взрослые старались обходить стороной.
Или вот, пострашнее, пожалуй… У моей мамы была коллега по работе, а у той в Москве жила родная сестра с мужем и дочкой. И дали им новую квартиру. Только переехали, радовались новоселью, дочка пошла во второй класс. Первого сентября мать послала девочку за хлебом. Тогда время было другое, детей не водили за ручку, как сейчас, не боялись отпускать одних. Девочке восемь лет, вполне уже себе большая…
Мать из окна видела, как дочка пересекает двор. Прошло двадцать минут, тридцать, сорок, а ее все не было. До магазина идти пять минут. Родители забеспокоились. Стали искать – никто девочку не видел. Вызвали милицию. И вот милиционеры обнаружили на чердаке одного из соседних домов труп ребенка. Девочку задушили. При ней была найдена пустая хозяйственная сумка… А перед тем подъездом, на заасфальтированной дорожке, что к нему вела, была заметная такая трещина, похожая по очертаниям на человеческий силуэт. Причем маленький – будто ребенка в асфальт впечатали… Даже все соседи обратили внимание, охали и ахали… Кстати, преступника так и не нашли – вероятно, он был пришлый, не местный…

Интересно, а какие правила у современных детей? Сейчас, в XXI веке, ведь дети вообще редко гуляют, а если и гуляют, то под присмотром взрослых. Большую часть свободного времени они проводят за компьютером. Может, так безопаснее?
Я думала так до того момента, пока не прочла про черный баннер. Якобы он время от времени появляется то на одной, то на другой сетевой странице. «Клик» по нему никуда не ведет, а спустя некоторое время он сам исчезает.
Сначала программисты опасались, что под черный баннер маскируется новый вирус. Но затем на тех серверах, где был замечен «глюк», начали происходить совершенно необъяснимые вещи. Так, физик Майкл Додженсон из НАСА сообщает: «При анализе DNS-серверов обнаружены 102 ссылки на несуществующие ресурсы, проще говоря, “в никуда”. Причем все эти ссылки имеют дату создания 2030-2070 годы».
Говорят, впрочем, что «кликать» по черному баннеру ни в коем случае нельзя. Накликаете на себя несчастье.
А то еще бывает, зайдешь в Сеть – и видишь баннер, который предлагает вам узнать дату собственной смерти. Кто откажется?
Иногда это просто тесты для развлечения. Но иногда такие баннеры появляются «из ниоткуда», и не представляется возможным узнать, кто их сюда поместил. Более того – видят их только те, кому они предназначены. Может, такая компьютерная галлюцинация… И стоит по ним «кликнуть», как они вместо вопросов теста выдают информацию о том, что вам осталось жить несколько дней, часов или даже минут… И, что бы вы ни делали, вы обязательно умрете в тот день, час и минуту, когда вам предсказано!
Или взять ловушку для геймеров. Вы выходите в Интернет – и видите там новую интересную игру, в которую вам очень хочется сыграть. Только вот, если вы проиграете, с вами начинают происходить всякие неприятные вещи. Например, если вас убьют в процессе игры, то вы и в реале умрете… А некоторые, включившись в игру, просто бесследно исчезают, как бы провалившись в виртуальный мир… В лучшем случае человек превращается в зомби – его невозможно оторвать от компьютера, он становится безучастным ко всему, перестает даже пить-есть и ходить в туалет, и ему требуется помощь врачей… Да и медикам не всегда удается вывести его из такого состояния. Чаще всего такое происходит с подростками и молодыми людьми.
Поэтому пренебрегать Правилами ни в коем случае нельзя. Не щелкайте по подозрительным баннерам, не позволяйте втягивать себя в новые игры, о которых ничего не знаете… Даже если вы уже давно не ребенок, нет никаких гарантий, что все обойдется.

Май 2016 года