Новороссийск. Таможня. 1924 год

Владимир Пузиков
КАШТАНОВ НИКОЛАЙ НИКИФОРОВИЧ –
ДИРЕКТОР ШИШКИНСКОЙ МТС

1. НОВОРОССИЙСК. ТАМОЖНЯ. 1924 г.

Каштанов Николай Никифорович родился в 1896 году в селе Водрушное Пролысовской волости Трубчевского уезда в бедной крестьянской семье. Каштановы до революции имели небольшое хозяйство: лошадь, корову, четыре овцы и сельскохозяйственный инвентарь.

В годы гражданской войны Н. Н. Каштанов воевал на стороне красных. В одном из боев был тяжело ранен, потерял руку, стал инвалидом. После войны женился, в 1923 году родилась дочь – Каштанова Елена Николаевна.

В 1924 году Каштанов с семьей проживал в городе Новороссийске, работал корабельным смотрителем в таможне порта.

В июне на планерке начальник отдела дал Каштанову указание:
- Товарищ Каштанов! Сегодня Вы направляетесь на пароход «Ленинград». Там матросы, прибывшие вчера из-за гранплавания, отправляются в длительные отпуска, досмотрите их личные вещи!
- Все ясно!

- Да построже с ними будьте! – инструктировал начальник. – Я вчера заходил в магазин конфиската – полки пустые! А матросики, народ ушлый, уж они, как всегда, товара везут сверх всяких норм. Подойдите к делу ответственно, с революционной принципиальностью!
- Вас понял! Выезжаю!

Прибыв на катере на пароход «Ленинград», стоявший на рейде, Каштанов представился капитану и приступил к работе. К полудню он изъял у матросов большое количество излишков, в основном импортных вещей, одежды, женского белья. Составил акт, вещи упаковал в два баула. Капитан выделил ему для доставки груза двоих членов команды, механика и матроса. Но тут с моря подул сильный ветер, который гнал черные тучи. Сыпанул град, загрохотал по палубе, полил дождь.

Механик сказал:
- Переждем стихию! Зайдем ко мне в каюту?

Зашли. Время обеденное. Механик предложил перекусить, налил по стопке импортного коньяка. Каштанов не отказался. Выпили, закусили…
Стихия разразилась не на шутку. Так что, плохая погода и хороший стол располагали к задушевной беседе.

- Воевали? – поинтересовался механик.
- Воевал… Руку потерял под Богучарами.
- Мне тоже пришлось повоевать. Со своими же матросами, братишками… Подавляли бунт в Кронштадте.

Помолчали. Затем механик задал вопрос:
- Как тут у Вас обстановка в Новороссийске? Как настроение у народа? Как со снабжением?
- Ширпотреба достаточно! А вот с хлебом беда… Очереди!
- Везде так! Недавно весточку от сестры из Ленинграда получил, пишет, что живут впроголодь. Но снабжение, потихоньку, налаживается! Будете в Ленинграде, заходите. Вот адрес сестры…

Когда количество выпитых рюмок приблизилось к десяти, таможенный контроллер предложил очередной тост, который завершил словами:
- Ну, по десятой!
На что механик возразил:
- У нас, моряков, не принято рюмки считать! Мы говорим: «По единой!»
Гость принял замечание к сведению. Дальше количество выпитого не считали, пили со словами: «По единой!»

Дождь прекратился, выглянуло солнце. Каштанов, приняв в подарок от механика пару носков и янтарный мундштук, с сопровождающими лицами и грузом прибыл в таможню, оставил в кабинете акт, баулы с изъятыми вещами и отправился на квартиру, так как «по состоянию здоровья» исполнять служебные обязанности уже не мог.

Когда он на следующее утро прибыл на службу, то не обнаружил в рабочем кабинете акта и баулов.
Один из сотрудников пояснил:
- Ты ушел домой, а какой-то матрос заходил к начальнику. Сидели они там долго, закрывшись в кабинете. А потом начальник дал команду вещи матросу вернуть, а акт уничтожить. Что мы и сделали.

***

Несколько лет Н. И. Каштанов работал в Новороссийском порту, а в начале 30-х годов прошлого века поступил в сельскохозяйственный университет имени Свердлова, который окончил в 1935 году, прибыл в Благодарненский район Орджоникидзевского края для организации Шишкинской МТС.

Обед с механиком, как мимолетнее явление, из памяти Каштанова быстро улетучился. Но об этой встрече ему напомнят сотрудники Благодарненского районного отдела НКВД в 1937 году…

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ

Владимир Пузиков
2 мая 2016 г.
Г. Благодарный