Рим-Оксфорд. Театр Марцелла. Часть 4

Борис Готман
     Продолжение
    
   Заметка посвящена  ещё одному  "официальному потомку" театра Марцелла – Шелдонскому театру в знаменитом университетском городе Оксфорде.
      
  "Официальному потомку"  – потому что во всех статьях о гениальном британском архитекторе Кристофере Рене упоминается его любовное отношение к римскому зодчеству и подчёркивается, что архитектура одной из его первых работ – Шелдонского театра -  навеяна именно римским театром Марцелла.
      
   Далее хочу, опираясь на известные факты, изложить свой взгляд на то,  какой именно театр хотел увековечить сэр Рен.
      
   Факты публикую проверенные, а мои предположения читатель может и не читать.
       
   Основные сведения  об  истории проектирования  и строительства Шелдонского театра, перепечатываемые из статьи в статью, сводятся к следующему.
         
   Поручив Рену, своему недавнему выпускнику,  проект театра для торжественных церемоний и концертов в Оксфордском университете, отцы университета ожидали увидеть сооружение в стиле готики – как построена значительная часть зданий этого учебного заведения.
         
   Но совершенно неожиданно молодой архитектор представил проект, выполненный в классическом римском стиле, очень напоминавший уменьшенный театр Марцелла.
       
   Тем не менее, проект понравился и его утвердили.
      
   Когда театр был построен, оказалось, что крыши над его центральной частью нет – как не было её и в римском театре Марцелла.
      
   Добавлю ещё один факт: в те времена крыш над театрами вообще не строили, во-первых, исторически, во-вторых, из практических соображений – чтобы в театре было естественное дневное освещение.

   И ещё напомню читателям, что в Лондоне за двадцать лет до строительства Шелдонского театра работали несколько трупп  в специально построенных для них сооружениях, очень похожих на театр Глобус, известный всем поклонникам Шекспира.
   
   Фотографии реконструированного здания Глобуса помещены на коллаже.
   
   Видно, что крыша была только над амфитеатром с сидячими местами для зрителей и над сценой;  "партер" предназначался стоящим и располагался под открытым небом.
   
   Да и как можно  было находиться под крышей, если туалетов не было и в помине!

   Зрители привычно отправляли все свои надобности,  не отвлекаясь от высокой культуры и не сходя с места… 
   
   Так что всё сооружение больше напоминало постоялый двор.
   
   Конечно, это и были  копии постоялых дворов, в которых комнаты постояльцев выходили на балконы по окружности  или по периметру вокруг внутреннего двора.
   
   А в этих самых дворах на протяжении веков давали представления бродячие актёры – хозяева постоялых дворов не возражали, потому что постояльцы во время представлений поглощали огромное количество еды и питья, значительно увеличивая доходы владельцев заведений.
   
   В 1644 году пришедшие к власти пуритане добились запрета на все увеселительные заведения, в первую очередь, театры.
   
   Театр Глобус, только недавно отстроенный после пожара, был не только закрыт, но и в буквальном смысле снесён с лица земли.
   
   Судя по послужным спискам и Кристофера Рена, и Гилберта Шелдона, к пуританам они относились очень негативно.
   
   Так что вполне возможно, что официально прикрываясь ссылкой на театр Марцелла, молодой архитектор хотел увековечить именно уничтоженный театр Глобус!
   
   Как бы там ни было, но "нормальной" крыши в Шелдонском театре поначалу,  извините за тавтологию,  не было.
   
   Мне кажется, что Рен сделал этот "финт" с крышей специально – так поступают до сих пор почти все проектировщики и строители...
      
   Когда ему сказали, что суровый и дождливый Туманный Альбион это не солнечный Рим, и он обязан сделать крышу, будущий сэр Кристофер вероятно ответил примерно так: "Вы мне что заказывали? Театр? А где вы видели театр с крышей?! Хотите крышу? Так это уже совсем другие деньги!"
    
   Опять придётся прерваться, чтобы не утомлять читателей, так как впереди очень интересный политический и инженерный детектив о крыше Шелдонского театра…
    
   Продолжение следует…