Страстная седмица, или Допросвещался

Владимир Гречанинов
Фильм «Три жизни А.Гречанинова» (другое название "Страстная Седмица") я снял больше 10-и лет назад и совсем в другие времена, когда церковь вела себя куда скромнее и не лезла управлять государством и нашими мыслями. Говорю это исключительно к тому, что сейчас я бы поотчетливей прописал в фильме ту мысль, что хоть Александр Тихонович и писал духовную музыку (не только православную, но также католическую, мусульманскую и другую, а также комические оперы и много всего еще), он неизменно исходил из мысли, что духовная музыка должна пробуждать в человеке высокие чувства, как это, скажем, делала звучащая в соборе органная музыка Баха. Должна просвещать, а не только рассказывать, какой хороший царь-батюшка и другие начальники. Что особенно актуально для России, где большинство трудящихся в ту пору предпочитало ходить не в консерваторию, а в церковь.

Так вот раньше некоторые телеканалы с удовольствием показывали этот фильм перед пасхой, а потом вдруг перестали. Видимо, вышеупомянутую мысль я все-таки выразил достаточно отчетливо. Настолько отчетливо, что ни одно наше лакейское СМИ даже не упомянуло о 150-летии композитора с мировым именем, которое случилось в 2014 году. Ни одно, включая всякие там бездарные культуры и т.п. Вот такая любовь к отеческим гробам, в «Фитиле» мы обязательно назвали бы такой сюжет «Допросвещался».

Впрочем, я понимаю. Эмигрантов наша власть еще может терпеть, если они подыхают с голода и слезно просятся назад, а он не просился, не бедствовал, был признан и до конца своей долгой жизни писал музыку. Да еще жил в роскошной квартире - на углу 75-ой и Коламбус-авеню, в двух шагах от Центрального парка. Недавно я нашел этот дом в Нью-Йорке и замечу, что там и сегодня живут очень небедные люди – двухэтажный холл с камином, швейцар и все такое, а раньше в доме помещался ресторан La Rochelle и он был еще шикарней. Разве могут такое пережить наши бывшие членики КПСС?! И еще у меня такое ощущение, что кое-кто из тех, кто у меня снимался, сегодня не очень-то этому рады. Но, может, я и ошибаюсь.

Вот такое вступление перед фильмом, который раньше любили показывать перед пасхой, а теперь больше не любят. Приятного просмотра!

https://www.youtube.com/watch?v=1VEnGAVJeU4