Дэвид Диксон. Вот Раб Мой

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВОТ, РАБ МОЙ
Дэвид Диксон (1684)
Select Practical Writings of David Dickson. V.1. Edinburgh,1845. P.110-132

Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится. Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих! Так многие народы приведет Он в изумление; цари закроют пред Ним уста свои, ибо они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали.

Ис.52.13-15

Вы слышите, к кому обращены эти слова. Вчера они были названы "сосудами чести", сегодня же они называются "носителями сосудов Господа", которых пророк увещевает быть чистыми. Теми, кто тогда носил  сосуды Господа, были священники и левиты; и в настоящее время мы все сделаны священниками Богу Отцу через Христа, чтобы мы могли ежедневно приносить Ему жертвы, молитвы и хвалу Богу. Поэтому вы названы сосудами в почетном употреблении, и призываетесь быть чистыми, как святые священники, приходящие в храм Господа, где на алтаре возложена Жертва Иисуса Христа; вы призваны поэтому отделить себя от нечистых мыслей, отойти от них и не прикасаться к нечистому. Это позволяет нам увидеть, как одна часть Слов Божия соответствует другой, и из той и другой мы должны учиться святости. Пусть же не будет среди нас насмехающихся над благочестием, или оставляющих алтарь; все насмешники да будут отстранены от стола Господа, если не покаются в своих насмешках! Но если у кого болит сердце о том, что он был столь ослеплен сатаной, что блуждал от Бога и хулил Его даже тогда, когда Он уже искал его - даже такого злодея, если он кается, не следует презирать.
В ст.12 народу Божию повелевается "выйти неторопливо и не бежать", и причина тому такова, что Сам Господь пойдет впереди его и будет его вести, и также будет стражем позади его, так что Его людям будет нечего страшиться и опасаться. Именно таким образом мы можем почтить своего Господа, и смело исповедовать святость, которая обличает многих, кто не свят, а другим не позволяет остроумничать. Ибо если здесь дается повеление выйти смело, то святость - это не то, чего можно стыдиться, и если кто-то из вас стыдится святости, то берегитесь, как бы Христос не постыдился вас!  Поэтому скажите: я не свят, но у меня есть цель стать святым, и мои усилия будут направлены таким образом; ибо какую же честь получит Христос, если мы не явим Его святость? Будем поэтому чтить Его перед грешным миром и исповедовать Его перед людьми, чтобы Он однажды не отрекся от нас.
Вы спросите, как мы победим и как обретем святость, как мы получим и удержим это знамя и как святость будет внедрена в нас? Текст, который я прочел, отвечает: "Вот, раб Мой будет благоуспешен». Как будто Господь сказал: вот, Я дал вам мудрого Главу и Учителя, прежде чем вы вообще появились; Он будет  направлять вас с мудрой предусмотрительностью, и Он будет процветать, как говорит один старый перевод. Как мудрые и осторожные люди обычно имеют успех, так и Христос; поэтому будем следовать за Ним, и Он научит нас отойти от мира и от нечистоты; Он научит нас ценить святость. Он пойдет перед вами, как Пастырь овец, и вы будете подобны ягнятам на Его спине, или же Он будет вашим Полководцем, а вы - Его  победоносными солдатами.
Он "возвысится и вознесется, и возвеличится": то есть, Его Царство и слава будут расти; честь и держава и слава должны принадлежать Ему, и если Он будет высок и прославлен, если мы будем следовать Ему, мы можем быть уверены, что получим нашу долю; все, кто будут чтить Его честь, последуют за Ним, проявят мужество и будут стойко бороться, положат врагов под ноги свои. И если Христос возвышен, и Его солдатам предстоит защитить Его честь, они должны проявить все свое мужество. Хотя бы враги облепили их как пчелы, люди Господа во имя Его сокрушат их всех; они будут победителями над грехом и сатана будет вскоре попран под ногами их.
Вы спросите теперь: как же Христос и Его последователи достигают этого высокого возвышения и славы? Я отвечу, согласно ст.14: страданиями. "Как многие изумлялись, смотря на Тебя, - столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его - паче сынов человеческих!". Сын не обрел победы дешево, она очень дорого обошлась Ему; Его лицо почернело от крови, Его спина, руки и ноги были окровавлены до синевы, прежде чем Он обрел эту победу; Он был так поруган, как никогда ни один человек, и подвергся такому бесчестью, которое изумило бы всякого, и люди должны были бы ужаснуться, видя, как Он был окровавлен и изуродован ударами, так что Его невозможно было узнать в лицо. Никто не подвергался такому позору и мукам, как Он. И все же именно ценой этой крови, ударов, страшных страданий   вы должны получить славу в конце; этой Кровью должны быть окроплены многие народы, и омыто множество греховных душ; целые народы обретут благо ради Его мук, и многие души Он искупил Кровью Своею. "Цари закроют пред Ним уста свои", то есть им не придется рассчитывать на свои короны и славу, но только на веру в Него, и почему? "Они увидят то, о чем не было говорено им, и узнают то, чего не слыхали". Когда они увидят славу Христа, они не просто почтят Его и будут любоваться Им, но они падут пред Ним.
 Вот тогда те, кто будет нести сосуды Господа, и возьмет их в руки свои, узнают: 1) что значит следовать за Христом; 2) что значит верить в Его победу, 3) в Его страдания и 4) в Его славу. Славное возвещается здесь о Христе, и трудно в это поверить. В этих словах на самом деле - целый пир для голодных душ; хлеба здесь достаточно в избытке. Поэтому приобретайте аппетит, чтобы вы могли утешиться и обновиться, могли любить своего Господа и радоваться, воздавая хвалу Его пиру, на который Он привел вас, преступников и бунтовщиков, что были далеки, но стали близки Кровью Его!
1. Вот Христос, в Котором все обетования да и аминь! В этой главе нам обещаны многие славные вещи, и от них мы должны перейти к тому, чтобы созерцать Христа, в Котором все обетования да и аминь. Это учит нас от всех обетований, сделанных Богом, переводить наш взор на Христа, в Котором все они выполняются и Которым они становятся нам во благо, ибо Он как мудрый Наставник держит их в Своих руках для нас. Мы сочтем себя счастливыми, если убедимся, что к нам применяется обетование, что мы будем чисты и что мы придем к Господу как Его священники, неся свои сосуды, и будучи святыми, и исповедуя Его святость перед людьми. Но вот здесь у нас есть способ получить это. Обязательно посмотрите на Христа, в Котором все обетования да и аминь. Возьмитесь за Него, и вы обретете Его, имея в Нем все обещания жизни, освящения и прославления, и если вы не забыли слов этих обетований, что соответствуют вашему состоянию, воззрите на Христа своего, и вы сможете положиться на все эти обетования; даже если вы чего-то не помните, вы не сможете упустить ни одного из них. Приходите к Нему и говорите: Господь Иисус, ты должен выполнить это для меня, потому что Отец повелел Тебе обо мне; Он сказал мне, что Он дал Тебя как Вождя и Свидетеля Своему народу, что Ты Его Слуга избранный, что Ты Поручитель завета,  который включает в себя все обетования; Ты принял от Бога весь завет, как и мою его часть, и потому исполни это обетование очистить меня, введи меня в храм, сделав святым, и дай мне победу над врагами моими. Господь сказал мне: вот, Раб Мой будет благоуспешен; и Ты благоволишь ко мне, во плоти моей. Я прибегаю к Тебе, ибо Ты выплатил мой долг Отцу и исполняешь все, что Ты обещал.
2. Вот Христос, в котором преодолимы все трудности! Мы видим, что Церковь, созерцая Христа, не только стяжала святость, но и преодолевала немыслимые трудности, создаваемые ее противниками, чтобы напугать ее и забрать данное ей обетование; именно вопреки этому ей повелевается созерцать Христа. И это позволяет преодолеть  все трудности и препятствия, которые бы препятствовали нам принять обетования, противопоставив Христа аду, миру и нашему растлению. Взирайте на Христа, и вы будете победителями; дайте Ему свою руку, и Он поможет вам преодолеть все препятствия, более того, Он даст вам крылья, чтобы подняться как орлы!
3. Вот Христос, Который совершает все по правде! Мы видим, что возложено здесь на Христа. Хотя и на нас лежит обязанность отойти и не прикасаться к нечистому, и все же Он должен исполнить всю работу; и это позволяет нам также увидеть, что повелевается делать нам. Христос получил поручение это сделать, и потому Отец отсылает нас к Нему, чтобы мы приняли это. Поэтому Христос должен исполнить то, что касается нас; Он должен исполнить нашу работу; все сообщество избранных дано Ему, чтобы Он устроил его, как глину в руках гончара, чтобы сделать чистыми сосудами нас, восставших бунтовщиков, примирить врагов, собрать потерянных овец. Об этом Он говорит: "Это воля Пославшего Меня, чтобы из тех, кого Он дал Мне, никого не потерять". Тогда скажем Христу: Ты делаешь то, что Отец повелел Тебе делать; работай же с моей душой, ибо она в Твоей власти! Когда Господь призывает вас делать то, что вы делать не можете, прибегайте ко Христу, чтобы Он делал это. И все же Христос не сделает это таким образом, чтобы вы могли быть легкомысленны и ленивы; вы не можете ради любого малого дела тревожить Господа своего. Плачьте же вместе с Петром: спаси, Господи, я погибаю! У вас будут многие вопросы, прежде чем Он ответит и ваш ум явно услышит это; но мы по-прежнему должны уповать на Него и призывать Его, пока Он не придет. Не будем же праздны, но по-прежнему будем призывать Христа, ибо Ему благоугодно использовать наш призыв, чтобы представить нас чистыми и непорочными Отцу, и это Его служение и Он желает сделать это; Он Божий слуга именно с этой миссией, и только Он может справиться с ней; так не давайте же Ему покоя, пока Он не сотворит мир между Отцом и вами, не освятит вас и не исправит! Вот правильный путь, на котором нам следует быть настойчивыми и искренними. Никогда не выпустим Его руки, пока Он не совершит все, что мы должны сделать!
4. Это угодно Богу. Как Отец будет доволен, когда я призываю Христа, чтобы сделать то, что Он велит мне делать? Вы слышите, что говорит Бог: "Вот Раб Мой", и это позволяет нам увидеть, что дело нашего искупления является особым служением Богу, в котором Его благоволение. Бог поручил Сыну это дивное служение - привести домой бунтовщиков, и Христос смирил Себя, приняв образ раба, чтобы Он мог помочь беспомощным и восстановить бунтовщиков; и ничто не могло это исполнить, кроме того, что Он сделал. К этому служению благоволит душа Его, и Бог доволен тем, что Христос исполнил всю работу от нашего имени, чтобы Он мог спасти и освятить нас, и мы приняли жизнь от Него. Не говори же: как я могу получить Христа, если на мне так много грехов - если правда Божия позволяет это! Ты видишь, что Бог повелел тебе; вот Его слуга, и если в Своем служении Он сделал для Бога все, что требовалось от тебя, то не сомневайся в доброй воле Божией к тебе во Христе, ибо Отец благоволит ко всем, кто в Сыне Его. Поэтому Христос говорит: "Если любите Меня, Отец Мой любит вас, и Я и Отец придем и обитель у вас сотворим" (KJV).
Если Бог принимает служение Сына, чтобы помочь Своим людям, то будем же служить и друг другу, как Андрей повелел Филиппу и Нафанаилу заботиться о своих домах; будем укреплять и поддерживать друг друга в той стране, где мы живем. Не будем сваливать эту обязанность на служителя, который отделен для другого дела, ибо его обязанность - показывать Израилю грехи его.
5. Только Христос предназначен и имеет все для этого служения. Если Его дело обрело успех и возвышение, это позволяет на понять, что Он имел все, чтобы совершить его. Если Его дело осуществляется со всем благоразумием, то Он мудр; если Он одержал победу и имеет славу, то Он силен. В Нем, в Его Личности и служении есть все, что требовалось для предназначения Посредника.  Он есть Сын Божий и Сын Человеческий, и поэтому может быть Посредником между Богом и нами. Если мы слепы, Он как Пророк наставляет и учит, и являет нам волю Божию. Если у нас есть враги, Он как Царь обуздывает их и властвует над всеми нашими противниками жезлом железным. Если мы прокляты и грязны, Он как Священник очищает и благословляет нас. Как Сын Он получил дар Духа без меры, и от Его полноты мы можем получить все, и благодать на благодать; Он имеет мудрость, силу и способность исполнить всю нашу работу.
Итак, мы можем полностью доверить наши души Ему, и мы можем быть уверены, что Он ничего не упустит; нет бремени, как бы оно ни было тяжко, которое мы не могли бы возложить на Него, ибо Он ничего не бросит, и ничего не забудет. Хотя бы мы тонули и были готовы погибнуть, Он может помочь всем нам, ибо Его рука не сократилась и Он может сделать то, чего не сделает никто другой; и Он всегда поддержит нашу голову над водой. Сядем же под тенью Его, и если мы хотим света и утешения, мы получим от Него все, ибо в Нем вся полнота.
6. Только Христос достаточно мудр для всего этого. Он может быть достаточно силен, чтобы в состоянии сделать все, что нужно; но откуда я знаю, что Он будет готов использовать Свою мудрость и силу для меня? Ответим: у Него есть не только мудрость и сила, но и благоразумие и ведение, и потому Его дело будет процветать и иметь успех. Он ни в чем не проявит недостатка предусмотрительности и мудрости, которые нужны для осуществления дела Посредника. Итак, мы видим, что Его мудросит доведет начатое Им до конца. Он предвидит все препятствия на Его пути, и все неудобства, которые могли бы повредить делу спасения человека. Ни одна рана, которую могут получить Его солдаты, не останется без лечения; нет противника, с которым Он не знал бы, как встретиться; нет ничего, что Он не предвидел бы для нас от вечности.
Давайте покажем еще некоторые моменты этого замысла.
(1). Он столкнулся со справедливостью Божией, и ничего иного не следовало ожидать. Ибо прежде чем мы будем примирены и обретем небеса, справедливый Бог должен быть удовлетворен, и потому наш мудрый и благоразумный Господь говорит: "жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Вот, Я иду, ибо в книге Твоей написано обо Мне: исполню волю Твою, Господи".  Если люди не могут обрести небо до того, как Твоя справедливость будет удовлетворена - Я пришел удовлетворить ее.  И все же милость Господня здесь главное, ибо таково Его благоволение, что Он предусмотрел план, как милосердие и справедливость могут облобызать друг друга. Его милость течет как река, и Его справедливость удовлетворена - что это, как не мудрость и ведение?
(2). Закон говорит: я принимаю удовлетворение Христово, но требуется также послушание Его людей. Разве те, кого Христос искупил, не нарушают заповеди, и не время от времени, а постоянно? Христос в Своей предусмотрительности отвечает через Своего слугу: "Если закон не мог исполниться, будучи было ослаблен плотью, Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас". Вот мудрость Его замысла: если закон прежде не мог требовать ничего, кроме наказания за его нарушение, ныне он принимает полное послушание Христа. Христос пришел не нарушить закон, но исполнить его; Он пришел уничтожить его проклятие, но исполнить все, что он требует.
(3). Сатана приходит и несет смерть, и набрасывается на Христа, желая погубить Его; но мудрый и предусмотрительный Христос сокрушает того, кто имел власть над смертью; Своей смертью Он одолевает того, кто имел силу смерти, и говорит: смерть, Я буду твоей смертью! Так смерть ложится в могилу и умирает в Нем. Таким образом, сатана думает удержать Его, но ему не удержать Того, Кто разрушил смерть. Поэтому Он воскресает и разбивает оковы смерти, разрушает, как Самсон идолов, врата и запоры ее, удерживавшие нас. Вот Его мудрость!
(4). Посмотрите на мудрость, отличавшую Его пришествие в мир. Он приходит не с пышной показухой, но в смиренной мудрости. "Вот, Царь твой грядет, кроток и смирен, верхом на молодом осле». Хотя Он есть Великий Царь, Он часто ходил пешком, а если ехал, то на низеньком ослике, так что с Ним можно было на ходу разговаривать на ухо.
(5). Его мудрость явлена и в посылании Евангелия, чтобы приобрести души Своих людей. Он приходит без огня и грома, но в устах слабых, немощных людей Его слова становятся жезлом Сиона, сокрушая гордые сердца и призывая другие. Свое  небесное сокровище Он носит в глиняных сосудах, и позволяет им нести его, и принимает славу только Себе, отдавая слабым людям этот скипетр Царства.
(6). Он не дает царям никакого повода завидовать Его Царству. Он не дает Своим слугам ни корон, ни земель, ибо Он сам жил на заработок плотника, Его же слуг кормит лишь их стадо, которое они питают. Разве это не мудро, что Он не состязался с царями и вельможами земли за земное царство, и сделал Своих слуг слугами каждому? Но потому Павел говорит:  "мы рабы ваши, Павел ли, или Кифа, Аполлос, все ваши, и вы Христовы". Его Царство не от мира сего, но это духовное Царство.
(7). Он совершает Свое дело столь предусмотрительно, что уста отверженных заграждены, и им не приходится жаловаться на свое осуждение, ибо Он или посылает свое Евангелие для них, и так приглашает их к покаянию, или дает им знать о Своей доброте через доброту Своего творения и всех плодов его. Если они не прислушаются к этому, это будет только их вина; они найдут в себе причину своего проклятия, и что бы ни говорили некоторые из них, им не в чем будет обвинить Христа.
(8). С великим благоразумием Он возвещает Свое учение. Он говорит, что некоторые, то есть избранные, есть сосуды чести, некоторые же будут отвергнуты как сосуды бесчестия; но, утверждая это, Он заставляет избранных оставить грехи их, чтобы они действительно могли быть сосудами в чести, и Он излагает Свое учение так, что никто, если люди действительно желают оставит свои грехи, не найдут в себе признаков осуждения, и какими бы грязными они ни пришли к Нему, если они придут, то Он очистит их. Его научение настолько мудро, что оно не причиняет боли никому из тех, кто приходит к Нему, но оно поражает лишь тех, кто не оставляет своих грехов.
(9). Его мудрость и в том, что избранным нечем гордиться, своими они могут считать только грехи и ошибки, ибо они приведены к тому, чтобы видеть свою греховность и недостоинство, и понимают их как причины своих страданий, и это убежище для них.
(10). Мудрость Христа такова, что Он дает нам поверить, что Он держит наше утешение в Своих руках. Он заповедует верить, но удерживает утешение веры, пока мы не оставляем свои грехи.
(11). Его мудрость такова, что она призывает Своих детей к миру, радости и утешению, и в то же время налагает на их плоть бремя и заставляет их нести свой крест, чтобы они не заносились,  в результате чего Он утешает их души, будучи также уверен, что плоть будет подавлена. Если Он поднимает нас к себе, то при этом дает понять, какой ад таится в нас самих; но также Он не дает нам потонуть в скорби, будучи совсем лишенными утешения, или связать несение креста со своей виной и наказанием; через слезы скорби Он не лишает нас утешений.
(12). Никакое благоразумие не сделает человека праведным, и все же оно нужно, чтобы понять, что праведность не в нас самих, и не полагаться на себя. Предусмотрительность Христа в том, что Он посылает служителей возвещать небесные тайны, и все же Сам Своей рукой снимает с них печати. Павел может посадить, Аполлос может поливать, но Бог взращивает, так что никто не может относить к служителям свои благословения.
(13). Великая мудрость Его в том, чтобы простить наш грех, и все же дать нам плакать: Господи, прости наши грехи!
(14). Также Он кормит нас пищей, ведущей в жизнь вечную, и все еще держит нас голодными по ней; Он открывает нашим устам колодец, и все же дает нам жаждать.
(15). Он возвышает Свое Царство много выше наших сил и несения креста, и все же предоставляет нас себе самим, чтобы мы видели и чувствовали свои грехи; Он сердечно утешает и освежает святых на одре болезни, и все же делает их простыми и скромными; Он тихо изливает утешения в их сердца, когда никто не знает об этом, потому что Его голос не слышим на улицах, но внутри их душ Он накрывает стол с несказанными богатствами, так, чтобы никто чужой не знал об этом и не злорадствовал.
Я объяснил здесь некую  часть разумного и мудрого ведения Христа, но его глубины неизмеримы даже для ангелов, давно знающих Его мудрость и благоразумие. Вне Церкви многие спрашивают, каким образом, согласно мудрости Христа, через Его смерть многие должны быть привлечены к жизни; как через Его позор может быть достигнута такая слава, как через Его унижение и смерть многие должны быть доведены до небес, как через Его проклятие многие будут благословлены. Эти мудрость и предусмотрительность нельзя объяснить до конца, и не стоит доискиваться непостижимого. Но и из сказанного мы должны извлечь некое применение, ибо это значит, что дело Христа не таково, как вы могли представлять; оно содержит более глубокую мудрость, чем вы можете видеть, ибо в этом и состоит Его мудрость и ведение, чтобы каждый воспринимал Его дело, как его духовное состояние того требует. Ибо чтобы удалить запутанные корни, Он использует клинья; если нужно разрыхлить землю, Он берется за борону; если корень лежит на поверхности, то Ему нужен острый нож. Отягощенное сердце Он утешает, но в ту меру, которой требует его бремя, не больше и не меньше. Так Он все делает мудро, своевременно, в меру и в то же время в силе. Поэтому тот, кто скажет:  увы, я не получил никакой пользы от общения в этот день, мне нужно большее утешение - будет глупцом. Говорю тебе: если бы ты не получил в Церкви чего-то, ты бы умер здесь на глазах у всех; и твой мудрый и предусмотрительный Господь приберегает для тебя большее, чтобы дать это в некоем тайном месте, где никто не увидит и не услышит, и не будет завидовать тебе.
7. Дело Христа будет процветать во всем. Что значит это слово - процветать? Мы видим, что благоразумие Христа настолько совершенно, что ничто из того, что Он берет в руки, не должно внушать опасения и не будет омрачено; воля Господня - успех в руке Его. Он не будет делать ничего без нужды и излишне, и не оставит ничего недоделанным. Он придет забрать Свои трофеи; души, которые Он намерен возродить, Он несомненно приведет в свое время, Он будет призывать их, исправлять, наставлять, утешать, и делать все, чтобы однажды они услышали: "Вот путь, идите по нему". Если душа, которую Он обратил, не исправится от слов, Он будет использовать розгу и жезл; если и это ничего не даст, Он предаст ее бесам, которые будут как псы лаять и гнаться за ней, хотя и не смогут укусить. Он одолеет самое черствое сердце; Он может просто стоять у двери сердца и стучать, но может применить силу, и тогда Он будет бить в эту дверь с таким грохотом, что услышит весь дом. Он связал и изгнал сильного, разорил сатану; неужели же Он не справится с упорством людей? 
Если же так, то Его дело будет процветать, как и все, что Он берет в Свои руки; ничто не устоит против Него, вопрос только во времени. Если мы медлите, вы только соберете зло на свою голову. Он будет рыхлить почву ваших сердец железными боронами, и вы узнаете, как худо и горько уходить от Него! Не медлите же, чтобы ради минутных удовольствий не причинить себе вечную боль; и знайте, что если вы пришли к Нему, Он несомненно спасет вас, ибо никто не похитит Его овец из Его руки и не будет в состоянии соблазнить Его избранных. Хотя они слабы, Он силен и полон благодати и мудрости. Я знаю, говорит Павел, что Он сохранит то, что Он уже сделал во мнею
8. Христос будет возвышен. Три слова используются в переводе здесь, но все они имеют ту же силу; но это было бы лучше всего перевести, сказав: "Он должен быть высоким"; и это позволяет нам увидеть, что мудрость и ведение Христа уже привели Его к великой славе и Его Царству и славе еще предстоит расти и расти. Число Его подданных, хотя и неизменное, будет расти, и пока все они не войдут во славу, Он будет господствовать среди Своих врагов, которые уже не станут друзьями. Его слава будет выше всякой другой, и безмерно выше славы тех, кто не чтит Его; она заполнит ад, землю и небо. С Отцом Своим Он   возвысится среди Своих врагов, и увидит Своих подданных в этом мире, по смерти и в день суда, и Он будет славен, как никто другой. Он имеет славу на небесах, ибо Он получил имя превыше всех имен, и пред именем Иисуса преклонится всякое колено на небе и на земле. Ангелы, начальства, силы сотворены ради Человека Иисуса Христа, и они знают это свое положение; Он должен иметь славу со Своим Отцом, ибо Он воссел одесную Его, и для Него не хищение быть равным Богу. Он имеет славу в аду, ибо на Кресте Он одержал победу над всеми силами ада; Он заставил сатану пасть с неба, как молнию, и лишил его брони и трофеев; бесы трепетали при Его виде, и выходили из людей по Его приказу, и вынуждены были признать Его власть. Он имеет славу на земле, ибо когда Он являет Свою справедливость, самые нечестивые должны признать ее; Валтасар задрожал пред Ним. Он будет царствовать среди Своих врагов. Если шипы ощетинятся на Него, Он пройдет через них; горы расступятся пред Ним. Его слава в том, что если Его Евангелие не смягчает, оно ожесточает, и те, кто не придут к Нему, погибнут вдалеке от Него. Те, кого Он не примет в небо, будут низвергнуты в ад. "Врагов же, - говорит Он, - которые не хотели, чтобы Я царствовал над ними, приведите сюда и избейте предо Мною". Это касается всех развращенных людей, которые предпочтут Ему свои похоти и мирские блага, и делают золото своим божком; их имена уже написаны в аду!
Он также имеет славу среди Своего народа, и эта слава более всего восхищает Его.  Слава, которую воздает Ему Церковь - это венец роскошнее венца Соломонова в день его коронации; и когда Его люди приходят и жаждут Его силы, благодати и милости, Он одаряет их, и они воздают Ему славу. Если они впадают попадают в новые грехи, Он прощает их и омывает, и они вновь воздают Ему славу. Когда они впадают в глубины скорбей, и вздыхают, как Давид: "преисподняя объяла меня", Он приходит, говоря: что Я могу сделать для тебя? И если Он дает нам славу мира, наставления, утешения и свободы, и мы можем взывать "Авва Отче!" - то Он даст нам еще большую силу славить Его, когда однажды введет нас в чертоги Своего Отца, чтобы мы увидели ту славу, которая была у Него до сотворения мира. Он принимает славу святых, когда их души освобождаются от тел и они причисляются  к духам праведников, достигших совершенства; принимает славу, когда души и тела соединяются и возвышаются до небес, и принимает славу в день суда, когда все Его искупленные будут приняты на небеса, чтобы пребыть в непрестанном общении с Ним и возносить Ему песни хвалы. Какой же должна будет стать Его слава, когда все искупленные души восхвалят и прославят Его навеки! Одним словом, все дело Христа приносит Ему славу, и Его премудрость в особенности.
9. Многих "Он приведет в изумление". Это вытекает из того, что страдания были путем Его восшествия во славу. Как низко Он должен был сойти, прежде чем вознестись так высоко; как Он должен был быть унижен, прежде чем наследовать такую славу! Отсюда мы видим необходимость того, что  Христу надлежало так пострадать, прежде чем войти в эту славу, и поэтому Он сказал своим ученикам, что они были вялы и медлительны сердцем, чтобы веровать; и упрекает их, что они не знали, что Ему надлежало сначала пострадать, а затем войти в славу. Его страдания были предназначены для того, чтобы удовлетворить закон и снять проклятие, и, взяв на Себя наш долг, Он должен был взять на Себя также и наше наказание. Так удаляется весь соблазн Креста Христова, когда мы видим, что все, ради чего страдал Христос, было предусмотрено в Его завете с Отцом и что Он был Агнцем, закланным от начала мира; и если это был замысел, в котором Он согласился с Отцом, у нас нет причин претыкаться о Его страдания.
"Его лик был обезображен". Как Человек Он был одолен силой Его страдания, и Он лишился всей славы человеческой. Силы оставили Его; Его лицо было залито кровью, истерзано ударами и уколами шипов, лишившись всякой красоты, когда солдаты, издевались над Ним  - "вот Царь ваш!". Да и до этого Он был худощав и невзрачен, и настолько беден, что не имел где приклонить голову. Его унижение было глубже, чем любого другого человека, и такими же были Его муки и горе. Кто претерпел такие издевательства пред судом, как Он? Когда Его били, судьи никого не упрекнули за это;  все люди оставили Его, даже Его собственные ученики, некому было утешить Его или подать Ему кружку воды.
Так страдания Христа изумили людей, ибо то, что Он претерпел, повергло многих в сомнения о том, Кем Он называл Себя. Они считали Его человеком, наказанным Богом; они думали, как такой ужас и позор может случиться с Царем славы. Как Искупитель мира может быть связан веревками?  Да, это был меч через Его сердце, когда Его мать думала: как это может случиться с Тем, о Ком ей ангел сказал: ты зачнешь и родишь сына, и Он наречется Сыном Всевышнего, и Он будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству Его не будет конца? Когда она увидела Его страдания, она была изумлена и повергнута в страх; Его страдания были настолько страшны, что ученики ужаснулись и разбежались. О чем все это говорит, как не о том, что страдания Христа изумляют плотской ум, что для любого удивительно, как Бог славы может принять на Себя по вменению грех человеческий, вину и наказание за него, и принять на Себя проклятие закона, и гнев Отца? Разве не удивит любого, что Слово жизни, Вседержитель всего сущего, должен быть настолько слабым, что Он не смог нести древо креста, и Ему пришлось найти помощника - и это в то время, как Он Своей властью продолжал нести небо и землю! Так Тот, Кто есть Бог славы, должен был быть обнажен и выставлен на позор, и само солнце померкло, чтобы скрыть этот ужас. Среди людей, за которых Он страдал, не нашлось такихх, кто дал бы Ему воды, и  вместо того, чтобы Его пожалеть, они смеялись над Ним, говоря: "если Ты Сын Божий, сойди с креста" - и это Тому, Кто совершал дело их искупления!
Празднуя причастие в этот день, мы собрались для празднования этих страданий, и то, что для нас это время, чтобы вспомнить, что Рн пострадал за нас, порождает в нас любовь к Нему, веру в Него, и изгоняет грех. В этот день Господь даровал нам жизнь через смерть Того, Кто был выше ангелов, и стал ниже любого человека, стал червем, растоптанным людьми. В Нем соединились противоположности: Святой из святых, и покрытый виной; Господь жизни, и все же умерший; Царь славы, и все же покрытый величайший позором; Кормивший всех и Сам голодный, жаждущий и нагой; Повелитель неба и земли, для Которого не нашлось места ни на земле, ни на небе, поднятый между ним на Крест; Тот, против Кого были люди, бесы и Сам Бог - и все же Искупитель всех!   
Он обращается к нам - и люди изменяются и обращаются к Нему, чтобы им увидеть, что значат обетования Христовы для нас; что значит Он Сам как Глава для Его членов, и как мы можем обрести славу, данную сначала Ему, потом через Него нам, и как исполнились эти обетования, когда Бог поразил Христа ради нас.
(1). Мы видим здесь, как глубоко было унижение Христа, и как величественно Его возвышение, и если Он был унижен так низко, то возвышение Его славы таково, что изумляет многие народы. Он взял на Себя их боль и горе, когда они не знали, что Он совершил это.  Его голова была истерзана шипами, чтобы избавить нас от уколов гнева Божия; Он страдал под бременем нашей нечистоты, чтобы очистить нас; Он был проклят, чтобы мы могли быть благословлены; Он испытал муки ада, чтобы привести нас на небеса. Одним словом, мы можем быть уверены, что каковы бы ни были Его мучения, Он пережил их, чтобы им не подверглись мы, как Он сказал в саду: "Если вы будете брать Меня, пусть они идут своим путем". Если Он был осужден, то для того, чтобы мы могли быть освобождены; если Он умер, то для того, чтобы мы могли обрести жизнь; если Он был погребен, воскрес и вознесся, то все это для нас; и поскольку Христос смирил Себя за нас, Бог дал Ему имя выше всех имен, чтобы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено. Его слава идет дальше, чем Его стыд и унижение; эти стыд и унижение были на краткое время, в виду нескольких тысяч, которые Его распинали, но Его слава и возвышение пред многими народами, и навсегда. Его слава выше славы царей, ибо цари не царствуют над своими подданными после их смерти.  Слава Христа в том, что Он господствует над всем, и если Его люди живут и после смерти, то всем Своим подданным Он дарует жизнь, и до сих пор собирает их больше и больше.
(2). Это пророчествооб изумленных народах  исполнилось в этот день в наших глазах, потому что мы одна из этих стран.
(3). Это окропление Его Кровью есть действие закона, которое проявилось двояко: для запечатления  завета между Богом и человеком, и для очищения. Как Моисей окропил кровью книгу закона, так Христос Своей Кровью, окропившей многие души, запечатлевает завет и усваивает нас Отцу. Его истерзанный Лик изменил множество лиц; Его муки очистили порочную совесть многих. Поэтому сказано: "Дай мне услышать голос твой, и видеть твое лицо, ибо голос твой сладок, и лицо твое приятно".
(4). Цари закроют уста свои, то есть замолкнут в удивлении, обожании и преклонении пред Христос, бросая свои скипетры к Его ногам, когда они узнают Его мудрость, силу и славу. Это позволяет нам видеть, что, когда мирская слава преходит при виде духовной славы Христа, многие стыдятся своего величия пред Его чудесами. Так будет со всей мирской властью и мудростью. Пусть она уже сейчас падет ниц пред Христом и воздаст Ему славу, чтобы однажды не постыдиться при виде Его!
(5). То, что сказано о царях, видящих славное дело Христа, касается всех приходящих к Нему, кто имеет какую-либо мирскую честь, богатства и достоинства. Если вы возвышены, и получили благодать, смиряющую вас, это знак, что вы видели славу Царя и увидите Его во славе. Возможно, вам придется лишиться своего высокого места, чтобы взирать на славу Христа, но хотя бы вы были и королевской крови - пусть это не будет для вас важным, если вы ищете другого высокого рода!
(6). Они "увидят то, о чем им не было сказано". Апостол (Рим.10.12) объясняет это как проповедь Евангелия тем, кто не слышал его, и отсюда   мы узнаем, что проповедь Евангелия является способом, которым Христос прославляет Себя, усиливает Свое Царство, подчиняет множество царей и царств и спасает целые народы. Ищите же окропления Его Кровью и освящения Евангелием, и проповеди не в слове только, но в Духе, ибо лишь в Духе приходит добродетель Крови Его.
(7). Они также "услышат то, о чем не слыхали".  Мы видим, что там, где Евангелие мощно проповедано, оно будет также плодотворно услышано, и тогда у людей откроются глаза, чтобы увидеть то, подобного чему они никогда не видели, и они обретут мудрость, чтобы постигнуть немыслимое прежде. Если же слава и мудрость Христа сейчас сияют в ваших глазах, это значит, что вы увидели то, о чем вам не было сказано, и услышали то, о чем не слыхали.
(8). Из уста закроются, потому что они увидят это.  Это позволяет нам видеть, что человек не может ни представить себе Христа, ни верить Ему, ни соединиться с Ним, ни удивиться Его мудрости, силе и благости, если прежде Он Сам не найдет его. Пусть же ваши глаза откроются, чтобы видеть, что страдания Господа были для вас! 

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn