Два рассказа одной истории

Любовь Чурина
   
     - Дети! Успокойтесь пожалуйста. Привлекая внимание ребят учительница постучала указкой по столу. Завтра к нам на классный час придёт бывшая учительница, которая работала в нашей школе до войны. Она специально приехала из Сибири, что бы рассказать про подвиг нашего односельчанина, а ныне председателя колхоза Сергея Петровича Никитина.
    На следующий день. Раздался робкий стук, затем дверь с лёгким скрипом отворилась и  извиняясь в класс вошла пожилая женщина. Она была одета в гражданское платье, а на груди сверкали две медали. Ребята притихли внимательно рассматривали вошедшую.
      - Дети , познакомьтесь, это Нина Филипповна. Она когда то работала в нашей школе и преподавала немецкий язык. А теперь успокоились. Затем подошла и приобняв женщину за плечи, кивнула головой.
      - Я возвращалась от партизан, когда немцы устроили облаву, за взрыв комендатуры. Они вылавливали участников диверсии, я  попалась совершенно случайно. Посадили нас в школьном подвале. Пытали нас каждый день, это было ужасно. А когда возвращали в подвал, я уже ничего не чувствовала. Но как то ночью услышала странный звук. Кто то скрёбся в кирпичную стенку. Я подумала, что это крысы и испугалась.  А через некоторое время кто то приподнял мою голову и я почувствовала на своих губах воду. Я жадно пила , и мне становилось легче. Этот кто то исчез так же внезапно, как и появился. На следующую ночь кто то чиркнул спичкой. На мгновение спичка осветила детское мальчишеское лицо и всё снова утонуло во мраке. Меня опять напоили водой и накормили кашей. Он кормил меня очень бережно, словно ребёнка. Мальчик всё время шептал, что он спасёт меня. Когда утром меня снова потащили на допрос. Я думала лишь о том, что мне надо побольше услышать, о чём они там говорят. Ведь они не знали, что я владею немецким. Потом меня два дня на допросы не водили, а мальчик кормил меня кашей и поил тёплым молоком. А на третью ночь вывел меня из подвала. Мы ползли через какие то щели. Он был худой, я тоже поэтому хоть и с трудом но мы выползли на свежий воздух. Весь школьный двор зарос сорняком и мы ползком выбрались за забор, а там и  лес недалеко. Командир отряда очень обрадовался увидев меня. Они на утро наметили напасть на школу и освободить пленных. Потому что немцы приготовили виселицы, что бы нас утром повесить.
     Отряд сработал чётко, пленных освободили.
     - А вы знаете кто вас спас? - спросила какая то девочка с первой парты.
     - Да, я знаю, это был Серёжа Никитин, сын нашего бывшего председателя колхоза. Но я его больше не видела, он был тяжело ранен и его и ещё несколько тяжелораненых товарищей самолётом отправили на большую землю.
     - Нина Филипповна, присаживайтесь и учительница пододвинула стул.- мы сейчас покажем вам одну видеозапись.
     Ольга Петровна включила проектор и бывшая  учительница увидела и услышала вот это.
      
     - Когда началась война, я только закончил четвёртый класс. Старший брат сразу ушёл на фронт. И мы остались втроём, мама, старшая сестра Варя и я. Отца  ещё до войны объявили врагом народа и посадили,  он был председателем колхоза.
Я в этом плохо разбирался. Отца я любил и наивно верил, что там разберутся и отпустят. Мама и сестра только плакали.
     Немцы шли парадным шагом по родной земле. Было страшно и обидно. До нас доходили противоречивые слухи о либерализме и о зверствах захватчиков. Мама заставила меня снять красный флаг с крыши нашего дома.  Я послушался, а потом затаился за забором и наблюдал, как фашисты входили в наш родной колхоз имени Ильича. Немцы занимали лучшие дома, выгоняя хозяев в сараи. Люди молча без сопротивления подчинялись. А через несколько дней взорвали комендатуру, а утром
нашли убитого часового. Фашисты устроили облаву, а задержанных в количестве семи
 человек посадили в подвал школы. Где  открыли новую комендатуру. Парты выкинули на улицу к  школьному забору. Среди пленных была наша учительница немецкого языка. Ночью я пробрался в подвал школы. Мне было всё знакомо, в мирное время мы с друзьями не раз играл там в пиратов. И услышал, что  там кто то стонет, разобрав кирпичную кладку пролез в отсек. Чиркнув спичкой увидел человека лежащего на полу, это была учительница, она тихо стонала. Она была истерзана и в крови. На следующую ночь я принёс воды и напоил её. Утром объявили, что через два дня их всех повесят. Следующие  две ночи я кормил её кашей и поил тёплым молоком.А в ночь перед казнью вывел из школы и провёл к партизанам. Утром отряд напал на немцев и освободил своих товарищей. Меня случайно ранило. А потом самолётом отправили в Москву с ранеными партизанами. Сведения, которые сообщила Нина Филипповна очень помогли нашим. Потом я слышал её наградили медалью "ЗА отвагу" Больше мы с ней не встречались.
     - Надо же, а где Серёжа сейчас? - спросила женщина.
     - Он председатель нашего колхоза. И он ждёт Вас в правлении. ответила Ольга Петровна и пригласила её следовать за ней.