Калина стучала

Рустам Тухватуллин
КАЛИНА СТУЧАЛА
Только начали спадать почти тридцатиградусные морозы, только притихли сильные бураны и снегопады. Но на улице холодно, дует пронизывающий ветер, к тому же пасмурно. Но я пошел за калиной, за город, в заросли, которые когда-то были заброшенными садами. Ну не дурак ли? В такой-то холод! Не знаю, не знаю. Наверное, не совсем. Ну, во-первых, я тепло оделся. А во-вторых, дома варенье заканчивается. Мало я его заготовил в этом сезоне – все стройка да стройка. А я без варенья – как лежебока без дивана, как алкоголик без водки, как автомобилезависимый человек без автомобиля. А как можно заготовить варенье в январе, в лютую стужу? Только собрав калину. Ведь калина прекрасно сохраняется на кустах до самой весны, наверное, это единственная такая ягода, кроме шиповника, наверное. Вот я и пошел, взял ведро, ножницы, и фотоаппарат – на всякий случай. Вон, прошлым летом пошел туда же за мятой без фотоаппарата, и столкнулся нос к носу с филином. Так и похлопали с минуту друг на друга глазами, и разошлись по своим делам. Вернее – хлопал глазами в основном я. Филин почти не моргал. А потом грузно полетел за соседние кусты. А фотоаппарата, к сожалению, не было. А сегодня фотоаппарат был, а филина не было. Только пара серых ворон, громко каркая, пролетели надо мной, да сорока – белобока, распушив хвост, бесшумно скрылась за зарослями. А мне некогда было за ними наблюдать, мне надо было быстрее настричь ведро калины, пока не замерз. По дороге увидел удивительную картину – распустившуюся вербу. Она распустилась еще в конце декабря, когда было тепло и слякотно. По всем законам природы она должна была сбросить свои распустившиеся почки, как и в прошлом, позапрошлом году. Но, наверное, потому, что сильные морозы ударили внезапно, не успела это сделать. Я потрогал эти распустившиеся, будто бы мохнатые, пушистые почки. Они не были пушистыми. Это были кусочки льда. Я их сфотографировал и пошел дальше. Калины было довольно много. И я начал стричь ягоды в ведро. И ягоды калины застучали! Это было довольно неожиданно для меня – столько раз собирал калину зимой, и ни разу она раньше не стучала. А в этом году ягоды насквозь настолько промерзли, что, падая, стучали по ведру, друг об друга, словно сухой горох, даже звонче – настолько твердыми были эти сочные ярко красные ягоды калины. А стриг я их под самый корень, и ягоды падали в ведро не гроздьями, я разделенные. Так гораздо больше помещается в ведро. Но процесс затягивается. Руки начинают замерзать – ведь варежки приходится снимать, иначе стричь невозможно. Тут еще из носа начинает капать вода. Головное убор то и дело цепляется за кустарники и падает на землю. Но я все-таки настриг полное десятилитровое ведро калины. Хотел еще пофотографировать, но на сильном морозе зарядка фотоаппарата села. Надо было аппарат под курткой держать. Замерз прилично и поспешил домой, отогреваться в горячей ванной. Уже вечером хотел прокрутить будто бы оттаявшие ягоды через ручную соковыжималку, да не тут-то было. Оказывается, за полдня ягоды не оттаяли, настолько они были промерзшими. Рассыпал эти стучащие ягоды по нескольким тазикам и кастрюлям, чтобы хоть к утру оттаяли. Завтра сварю варенье.