Короли и антиквары

Леонид Бурдо
                "История - ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся" Монтескье

       Династия Бурбонов ( младшая ветвь Дома Капетингов (фр. Cap;tiens) — происходящая из рода Робертинов) дала Франции многочисленных королей, царствовавших с небольшими перерывами с 1589 по 1848 годы. И во многом взлеты и падения этого великого европейского государства определялись личностью правящих монархов. Наиболее яркими представителями этой королевской династии были Генрих IV, Людовик XIII, Людовик XIV, Людовик XV и Людовик XVI. Их созидательная государственная деятельность, пристрастия, круг интересов и увлечений находят сегодня отражение в сегменте антикварного рынка, который специалисты называют “французским”.

                НАЧАЛО
 
       В 1589 году король Франции Генрих III Валуа был тяжело ранен подосланным монахом-доминиканцем Жаком Клеманом - ярым католиком и врагом гугенотов. Уже будучи на смертном одре, Генрих III Валуа официально признал Генриха Наваррского своим наследником. Однако было одно обстоятельство, которое де факто мешало признать Генриха Наваррского законным преемником. Будущий король несколько раз менял свои религиозные взгляды, полагая, что никаких принципиальных различий в вере между католиками и протестантами (гугенотами) нет. За это Папа Римский многократно отлучал его от церкви, но затем прощал и отменял свои решения. Но в данном случае двор ясно дал понять Генриху Наваррскому, что он может стать королем Франции только будучи католиком.

       Генрих, видимо, колебался, но недолго. В торжественной обстановке он принял католичество и новое имя Генрих (Анри) IV Бурбон. Именно ему приписывают выражение: “Париж стоит мессы”. Однако его шатания на почве веры привели к тому, что король постоянно сталкивался с недоверием, как со стороны протестантов, упрекавших его в религиозном лицемерии, так и со стороны католиков, которые также относились к нему далеко не лояльно. Такое отношение понятно, ибо будущий король Франции активно участвовал в нескольких религиозных войнах, возглавляя в последней из них войска гугенотов. К моменту начала его правления (1589 год) Франция находилась в состоянии гражданской войны. Католической партии противостояли протестанты, очень сильные и влиятельные, несмотря на то, что они составляли менее одного процента всего населения страны.

       Личность Генриха IV всегда привлекала внимание своей неординарностью. Ведь на французском престоле впервые оказался бывший еретик. Вот словесный портрет короля, составленный одним из его приближенных: “Он был статным, сильным, дородным, имел хороший цвет лица и живые приятные черты. Его обхождение было столь дружественным и привлекательным, что даже строгость и важность, которые он иногда употреблял, никогда не отнимала у него врожденного доброго и веселого выражения лица”. Если к этому добавить, что Генрих IV имел множество любовниц, любил играть по - крупному в карты, обожал танцы и иногда развлекался игрой в rounders ou quilles (на Руси ближайший аналог - городки), то получим довольно подробный портрет первого короля Франции из династии Бурбонов. Генрих IV так “налямурил”, что, если согласиться с мнением некоторых исследователей, что в каждом россиянине можно найти гены Темурчина, с той же долей уверенности можно сказать, что гены Генриха IV дали свои “ростки” в каждом французе.

                НАНТСКИЙ ЭДИКТ

       Что же представляла собой Франция конца XVI-начала XVII века, доставшаяся новоизбранному королю? Точных данных о численности населения Франции этого периода времени нет, а имеющиеся у исследователей цифры сильно разнятся. Тем не менее, с небольшой натяжкой можно полагать, что цифра 17 - 18 млн. человек примерно соответствует истине. Много это или мало? Приведем данные по численности населения стран западной и восточной Европы на этот же период времени. К примеру, численность обитателей Испании составляла около 9 млн. человек, Священной Римской империи примерно – 15 млн., Англии – 5 млн. В Московской Руси проживало приблизительно - 8.5 млн. жителей. Из этих цифр видно, что Франция на начало XVII века была самой многонаселенной страной Старого Света (“Людовик XIV”, Яндекс). Население королевства в основном состояло из крестьян; духовенства и горожан. Потомственная знать составляла лишь незначительную часть жителей Франции. Франция была истощена многолетней гражданской войной, крестьяне бедствовали. Неслучайно во многих книгах, статьях и кинофильмах, описывающих зрелые годы Генриха IV, упоминается его фраза о том, что он мечтает, чтобы у каждой французской крестьянки по воскресениям в горшке была курица. Генрих IV понимал, что крестьянство должно хоть немного встать на ноги, чтобы стать снова платежеспособным. Самое большее, что он мог сделать для облегчения положения крестьянства, заключалось в некотором сокращении государственных расходов. Это позволило понизить прямой налог с крестьян, освободить их от уплаты накопившихся за время гражданских войн недоимок и запретить продавать скот и орудия земледельцев за долги. Однако одновременно с этим были значительно увеличены косвенные налоги (главным образом на соль и вино), которые сильно ударили по сельским и городским трудящимся массам.

       Войну необходимо было прекратить. Но мир возможен был только в том случае, если бы права всех враждующих религиозных конфессий были равны. Генрих IV, несмотря на сильнейшее сопротивление католической партии во главе с Папой Римским, приказал разработать такой эдикт (закон). Он был утвержден французским парламентом в Нанте 13 апреля 1598 года. Хотя в его основу легли старые законы 1563,1570,1577 годов, это было непринципиально. Важен был сам факт создания эдикта и его ратификации. Вот небольшая выдержка из него: “Чтобы не дать никакого повода к смутам и распрям среди наших подданных, мы позволили и позволяем исповедующим так называемую реформированную религию жить и обитать во всех городах и местах нашего королевства и подчинённых им областях без преследований и принуждений делать что-либо в деле религии противное их совести; их не будут по этому поводу разыскивать в домах и местах, где они пожелают жить” (“Нантский эдикт”. Википедия). Распространенный в Средние века во Франции девиз: «Единый бог, единый король, единый закон, единая вера» был урезан. Из него были убраны последние два слова («единая вера»), до чрезвычайности важные для судьбы Франции. До торжества девиза Французской революции “liberte; egalite; fraternite” – «свобода, равенство, братство» оставалось почти 200 лет.

       Хотя католицизм оставался государственной религией Франции, по новому закону и католики, и протестанты признавались равными при рассмотрении дел, связанных как с решением вопросов религиозного характера, так и вопросов светского характера. Почти на целых сто лет во Франции установился мир и покой, религиозные войны прекратились. Переоценить значение этого документа просто невозможно. Недаром за Генрихом IV закрепилось прозвище Великий. Подумать только, что все это произошло в последней четверти XVI века, когда в городах и селах западной Европы еще вовсю орудовала инквизиция, сжигая неугодных ей лиц (вспомним, что в 1600 году за свои убеждения был сожжен талантливый философ и исследователь Джордано Бруно). Всеобщему оживлению экономики Франции наряду с Нантским эдиктом способствовали и другие меры, принятые королем. Особенно поднялось сельскохозяйственное производство. Именно поэтому французские крестьяне считали период правления Генриха IV райским временем. Значение этой отрасли в экономике королевства и необходимость всемерной ее поддержки четко сформулировал глава французского правительства: «labourage et p;turage sont deux mamelles, dont la France est aliment;e» («животноводство и земледелие являются основой благосостояния Франции»). (Википедия).

       Было еще одно немаловажное обстоятельство, требующее постоянного источника пополнения государственной казны. Дело в том, что на протяжении многих лет между Францией и Испанией перманентно происходили нешуточные вооруженные столкновения. При этом, если Испания получала средства для ведения войны (золото и серебро) из своих заморских владений, то Франция в этот период могла черпать аналогичные ресурсы только внутри страны из бюджета, пополняемого за счет налогов.“Деньги суть артерия войны”. Понимая это, Генрих IV принял ряд мер, повышающих налогоплатежность населения. В частности, чтобы обеспечить людей заработками, он организовал различного рода общественные работы, развивавшие транспортную и инженерную инфраструктуры страны. Сельскохозяйственным производителям правительство разрешило свободную беспошлинную торговлю хлебом внутри королевства и за его пределами. В результате принятых мер жизненный уровень жителей Франции заметно повысился, а казна приросла.

                РЕФОРМЫ ГЕНРИХА IV

       Талантливый, энергичный, умеющий хорошо предвидеть последствия тех или иных решений, Генрих IV разработал и реализовал программу по преобразованию феодальной и в значительной мере “крепостнической” Франции в сильное централизованное государство, где светская власть доминировала над церковью, аристократическая оппозиция была усмирена, а уровень жизни населения стал заметно выше, чем в соседних странах. В качестве инструмента исполнительной власти он использовал созданный им корпус интендантов (в какой - то степени - аналог российских опричников при Иване Грозном). Интенданты наблюдали за исполнением королевских решений на местах и препятствовали саботажу решений правительства. Власть губернаторов провинций, которые в прежние времена фактически были неограниченными властителями подвластной им территории, была в значительной мере урезана и сведена к минимуму. Им предписывалось следить за безопасностью вверенных территорий. В основном все действия губернаторов контролировались комиссарами-интендантами. При этом сами интенданты довольно часто подвергались ротации, с целью пресечения наработанных коррупционных связей. Таким образом была установлена надежная связь центра с провинциями.

       Не оставляя без внимания вопросы регулирования бюджетных средств, Генрих IV ввел в обиход “полетту” (paulette) - ежегодный денежный взнос, который должны были платить в казну французские чиновники за право продажи и наследования государственных должностей. Внедренный во всех провинциях и территориях королевства он приносил государству значительные доходы. Кроме того, своими указами король активно поддерживал развитие мануфактурного производства, наделяя его монопольными правами, привилегиями и субсидиями, устанавливая высокие импортные пошлины и поощряя экспорт, ставя на первое место интересы национальных производителей. По существу это было началом политики меркантилизма. Показательным является тот факт, что власти наложили запрет даже на ввоз в страну текстильных товаров и вывоз необработанного сырья - шелка и шерсти.

       Пракически весь период своего царствования Генрих IV занимался укреплением французского абсолютизма. Во Франции формировалась капиталистическая форма хозяйствования. Появилось мануфактурное производство, в основном работающее на внешний рынок. Сформировался французский абсолютизм, при котором генеральные штаты перестали функционировать. Все управление государством было сосредоточено в королевском совете. Все вопросы решались в узком кругу приближенных советников короля. Король располагал огромной армией, главнокомандующим которой он и являлся, и разветвленным судебно-административным аппаратом.  Французская церковь не подчинялась Папе Римскому, и французские священники могли обращаться а папскую курию только по делам вероучения.
 
       В декабре 1599 года Генрих IV добивается аннулирования своего брака с бездетной Маргаритой де Валуа. В апреле следующего года он за огромную сумму в 600 тысяч золотых экю согласился подписать брачный контракт с Марией Медичи, младшей дочерью богатейшего человека Европы — великого герцога Тосканского Франческо Медичи и Иоанны Австрийской. 17 декабря 1600 года в Лионе была сыграна свадьба 47-летнего Генриха IV с 25-летней флорентийкой Марией Медичи. Рождение в следующем году первенца - будущего короля Франции Людовика XIII еще больше укрепило позиции Генриха IV. За период совместной жизни Мария Медичи родила Генриху IV трех сыновей и трех дочерей. Из них старшая дочь Изабелла стала королевой Испании и Португалии, а младшая дочь Генриетта - королевой Англии, Шотландии и Ирландии.

       Рост благосостояния страны и особенно правящей верхушки Франции способствовало распространению относительно нового увлечения в рядах элиты - коллекционирования предметов декоративно – прикладного искусства. За ней последовали и другие короли, герцоги, высшие иерархи церкви, да и просто богатые люди. Очень скоро появились богатейшие собрания предметов искусства, в которые входили картины, скульптуры, фарфоровая бронзовая посуда, часы, ковры, дорогие парадные доспехи. Период Возрождения и практически совпадающий с ним период Великих географических открытий позволили расширить область коллекционирования. Стало модно собирать минералы, гербарии, экзотическое оружие, курительные трубки и прочие заморские диковинки.

                А Н Т И К В А Р Ы

       Антиквары (от латинского antiquarius –знаток древностей) являются поклонниками предметов старины. Из общего исторического контекста эти исследователи большее внимание уделяют старинным предметам, историческим архивам и рукописям, исключая смысл самого исторического процесса. Сущность исследовательской работы антикваров блестяще сформулировал известный ученый сэр Ричард Колтом Хоаром, живший в XVIII веке и увлекающийся коллекционированием предметов старины: “Мы идем от частного, постигая общее”. Иногда слово «антиквары» употребляется в уничижительном смысле, чтобы подчеркнуть их чрезмерное внимание к историческим ценностям, имеющим определенную рыночную стоимость. Сегодня оно в таком контексте, как правило, не используется.

       Коллекционированием древних артефактов увлекаются, как частные коллекционеры, так и государственные организации, для которых коллекции представляют особый историко-правовой интерес. Собирательство произведений искусства во все времена считалось неотъемлемой привилегией монархов. Уже в конце XV века во Франции понимали уровень достижений итальянского искусства. Сначала на подобные вещи смотрели как на редкости, предназначенные для коллекционеров, но затем художественные ценности Италии послужили одной из причин для военных походов в эту страну. Чтобы ясней представлять, что такое антиквариат и коллекционированием каких предметов занимаются антиквары, определим, какие артефакты имеют отношение к антиквариату (естественно в современной интерпретации):
а) исторические ценности, связанные со значимыми событиями в жизни народов, развитием государства, предметы, относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей, государственных, политических и общественных деятелей;
б) артефакты и их фрагменты, найденные в результате археологических раскопок; в) художественные ценности, в том числе картины и рисунки, целиком ручной работы, на любой основе и из любых материалов; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в том числе иконы и церковная утварь; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства;
г) памятники монументального искусства;
д) редкие рукописи и документальные памятники, в том числе инкунабулы и другие изделия, представляющие особый исторический, художественный, научный и культурный интерес;
е) архивные материалы;
ж) уникальные и редкие музыкальные инструменты;
з) старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования, отнесенные к культурным ценностям.
Имея этот перечень, можно легко составить представление о том, что собирали коллекционеры прошлого, и что двигало ими в бесконечных поисках предметов старины и еще более желанных ранних раритетов.
 
       В сегодняшней политэкономии незаслуженно забыта теория Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834 гг.), видного представителя классической политической экономики Англии. Основной тезис его работ сформулирован довольно кратко: «миром правит дефицит». Именно дефицит, по его мнению, определяет поведение, как отдельных членов общества, так и общества в целом. Понятно, что термин «дефицит» трактуется в широком смысле этого слова, а не в узком, чисто утилитарном. С этих позиций становится понятной движущая сила собирательства. Количество качественного антиквариата, а тем более раритетов, дефицитно по определению. Именно дефицит заставляет коллекционеров идти на всевозможные хитрости в розыске и приобретении антиквариата. Ведь эксклюзивного товара в принципе не может быть много. Образно говоря, коллекционер, пускающийся на поиски прекрасного, подобен охотнику, отправляющемуся на охоту. Его обуревают те же страсти, те же чувства, то же желание во что бы то ни стало добыть нечто редкое и необыкновенное. Правда, есть одно небольшое «методическое» отличие между коллекционером и охотником — это оружие, используемое для приобретения всех этих редкостей.
 
       Если охотники для этих целей применяют различного рода ружья, силки и т.д., то арсенал коллекционеров более разнообразен. Одни из них удовлетворяются «тихим» собиранием, таких подавляющее большинство. Другие, потворствуя своей страсти, не гнушаются применить холодное и огнестрельное оружие. И, наконец, есть и такая группа любителей старины, которая для сбора коллекций использовала огневую мощь целых воинских соединений или даже армий. Именно так поступал римский диктатор и завоеватель Афин Корнелий Сулла, (138-78 гг. до н.э.), разграбивший и опустошивший для этих целей огромное количество богатых особняков и храмов, в том числе храм бога врачевания Асклепия в Эпидавре и храм Зевса в Олимпии.
Его примеру последовали Адольф Гитлер и его ближайшее окружение, организовавшие для сбора антиквариата целые воинские соединения. Гитлер мечтал о коллекции, которая должна была превзойти по богатству все музеи мира. По его инициативе была создана особая миссия «Линц» во главе с Г. Поссе, директором Дрезденской галереи и организована целая агентурная сеть со сборным пунктом в Мюнхене. Всего из европейских стран было вывезено более 20 тысяч шедевров.

       Классификаций коллекционеров много. Не будем заострять внимание на случайных потребителях антиквариата. Это, в основном, иностранцы, покупающие колоритные русские сувениры, и лица, приобретающие недорогие антикварные подделки различного назначения. Остановимся на покупателях, приобретающих действительно предметы старины. Они подразделяются на тех, кто постоянно покупает коллекционные предметы, и разовых потребителей предметов старины, основная цель которых — обустройство интерьеров, подарки и т.д. Основное внимание уделим «серьезным» покупателям предметов старины и их основным проблемам. Собирателей антиквариата можно разделить на две группы. Одна приобретает антиквариат как элитный «духовный» товар. Главный стимул для представителей этой группы — познание прекрасного. Как правило, увлеченность такого рода сопровождается стремлением к самовыражению, подчеркиванию своего эго. Другая группа покупает антиквариат с целью аккумуляции материальных благ. Представители этой группы предполагают, что накопленный товар, или по К. Марксу «сокровища», — это резервуар, в который при необходимости уходят избыточные деньги, а товар переходит в сферу обращения при возникновении потребности в денежных ресурсах. Эта категория людей рассматривает антиквариат исключительно в контексте материальной среды, обладание большим количеством ценных художественных предметов является для них знаком зажиточности.
 
       Собирательство произведений искусства во все времена считалось неотъемлемой привилегией монархов. Можно привести имена десятков государей, чьи закрома ломились от количества собранных раритетов. А за картинами художников Высокого Возрождения велась настоящая охота, уже в конце XV века во Францию стали поступать картины выдающихся художников периода наивысшего расцвета Ренессанса. К примеру, торжественный въезд Людовика XII в Милан в 1507 году был запечатлен Леонардо да Винчи, который за свои работы получил королевскую пенсию и был принят на службу в качестве военного инженера.

       При упоминании исполинов Франции конца XV -начала XVII века, невозможно не сказать хотя бы несколько слов о выдающемся монархе и коллекционере ФРАНЦИСКЕ I ВАЛУА (1494–1547 гг.). Вот как живописует его современная энциклопедия: «красавец, высокого роста «король-рыцарь», как он сам называл себя, Франциск I отличался безрассудной храбростью, вкрадчивым красноречием, честолюбием, рыцарской любезностью, пылкой фантазией, легкомыслием и задором» (Википедия). С именем Франциска I тесно связана культура французского Возрождения. Как известно, Возрождение возникло в Италии, первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках, но твёрдо этот культурный феномен установился только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах эпоха Возрождения наступила значительно позже. К концу XV века она достигла своего наивысшего расцвета. В XVI веке наметился кризис идей Возрождения, вследствие чего на смену ему пришли маньеризм и барокко. Во время экспедиции в Италию Франциск I увлекся культурой Ренессанса, пригласил во Францию Леонардо да Винчи и Андрея дель Сарто, окружил себя талантливыми учёными, поэтами и издателями. Несравненный Рафаэль написал для него несколько картин и в т.ч. великолепное полотно “Архистратиг Михаил”. Более того, этот гениальный художник завещал королю свою бесценную “Джоконду”. В коллекции Франциска I появилось и несколько полотен Тициана. Портрет короля художник выполнил по медали талантливого мастера Бенвенуто Челлини. Наряду с этими драгоценными произведениями выдающихся художников XVI века в коллекции Франциска I имелось еще 38 картин, среди них - работа Леонардо да Винчи "Мадонна в гроте".

       Можно смело утверждать, что весь цвет художественной элиты Франции того времени сконцентрировался вокруг этого венценосного короля. Именно он заложил основу французской национальной коллекции. Обладая широким кругозором, Франциск I в 1517 году основал высшую школу древних языков, где преподавали греческий язык, латынь и иврит. Увлекшись архитектурой, Франциск I построил два дворца, к строительству которых были привлечены несколько знаменитых итальянских художников, в том числе Бенвенуто Челлини. Огромной энергии короля хватало и на придворные интриги, и на развитие армии, и на пополнение коллекции, которая первоначально разместилась в новом королевском дворце Фонтенбло. Cкончался Франциск I в Рамбуйе 31 марта 1547 года и был похоронен в усыпальнице французских королей в аббатстве Сен-Дени.

                ГЕНРИХ IV.

       Первый король Франции из династии Бурбонов был сугубо практичным человеком, его мало интересовали чистое искусство и тем более коллекционирование предметов старины. Но он принимал активное участие в урбанизации своей столицы. Главный вклад Генрих IV, как покровитель искусств, сделал в области архитектуры. Он продолжил постройку нового моста, начатую еще Генрихом III Валуа, при этом упростив первоначальный план и отказавшись от триумфальных арок и ряда небольших зданий, которые были в проекте прежде. Этот мост (“Понт - Неф”) соединяет правый и левый берега Сены и пересекает треугольную оконечность острова Cите. В этом месте королем была спланирована площадь Дофин. Kоролевская площадь (теперь площадь Вог) была перепланирована градостроителями много раз, но и сейчас остается образцом городского ландшафта. При Генрихе IV реконструкции подверглись многие из его дворцов. Например, был перестроен конюшенный двор в Фонтенбло. И все же основное его внимание было направлено на модернизацию и украшение его столицы.

       Королева МАРИЯ МЕДИЧИ – вторая жена Генриха IV и регентша их малолетнего сына (будущего короля Франции Людовика XIII) в качестве собирателя предметов искусства разительно отличалась от своего супруга. В истории коллекционирования найдется немного таких коллекционеров (особенно драгоценных камней), которые могли бы сравниться с ней по страсти приобретения драгоценных артефактов. Отдадим ей должное, в копилку французского искусства она сделала неоценимый вклад. В 1622 году королева заказала Рафаэлю 24 большие картины на сюжеты из своей собственной биографии, три портрета и девятнадцать живописных полотен. Мария планировала разместить их в двух галереях Люксембургского дворца. В одной - картины со сценами из своей жизни, в другой - полотна, прославляющие ее мужа.
 
       Задача, поставленная Рафаэлю, была не из легких. В 47 лет Мария не блистала красотой, ее лицо выражало скорее безмерное честолюбие и дурные наклонности, чем добродушие и незлобивость. Чтобы скрыть эти недостатки, Рафаэль выбрал аллегорический стиль письма. Портретисты, перед которыми стоят схожие проблемы, довольно часто прибегают к такому приему. Художник изобразил королеву в богатых интерьерах повсюду окруженную необычайно красивыми ангелами и купидонами, одетыми в богатые драгоценные наряды. В 1625 году Рафаэль завершил цикл работ "Жизнь Марии Медичи" и хотел приступить к созданию картин, воспевающих Генриха IV. Однако, кардинал Ришелье, зная о симпатиях Рафаэля к испанской партии, приложил руку к тому, чтобы удалить художника из Люксембургского дворца и эта часть заказа не была выполнена. А картины из серии “Жизнь Марии Медичи” стали самыми драгоценными сокровищами Франции.

       Костюмы всех персонажей на этих полотнах были богато украшены драгоценными камнями. Мария прекрасно разбиралась в них, не уступая в этом профессиональным ювелирам. Особенно она ценила жемчуг и бриллианты. В коллекции королевы было 5878 жемчужин (информация “Лувра”). В своей страсти коллекционирования бриллиантов Мария не знала удержу. Ни один дворянин, желавший получить доходное место при дворе, не мог его добиться без подношения королеве “на булавки”. А если она замечала на ком –либо понравившуюся ей драгоценную вещицу, то непременно ее заполучала, используя самые различные способы давления на ее обладателя.
 
       Во время крестин Людовика XIII на королеве было платье с 32 тыс. жемчужин и 3 тыс. бриллиантов (материалы “Лувра"). Зная слабость своей жены по части камней, Генрих приказал передать ей драгоценности Наваррской короны, и большинство из них, видимо, ушло на изготовление массивного бриллиантового браслета и очень ценного жемчужного ожерелья. Кроме того, королева покупала в большом количестве бриллианты и жемчуг у парижских ювелиров, чем вызывала недовольство счетной палаты. И ее счета оплачивались далеко не всегда. Определенно, вряд ли в истории найдется другой такой коллекционер, который мог бы превзойти Марию Медичи в ненасытности приобретения драгоценных камней.

    Париж обязан Марии Люксембургским дворцом (Palais du Luxembourg), построенным для нее по проекту Саломона де Бросс в 1615-1631 годах, бульваром Cours la Reine, водопроводом и серией аллегорических картин кисти Рафаэля, ставшими самыми драгоценными сокровищами Франции. Благодаря этим полотнам в общем-то не блиставшая умом Мария Медичи сохранила память о себе в веках.

                ЭПИЛОГ

       Против Генриха IV было организовано несколько заговоров. В том числе едва не закончившееся трагедией покушение, исполнителем которого был подговоренный иезуитами католик-фанатик. Но в мае 1610 года насильственная смерть все же настигла Генриха IV. На улице Ла Ферронри (Железные ряды) в Париже, где проезжала королевская карета, образовалась пробка. Когда экипаж монарха остановился, к нему подскочил какой-то человек и трижды ударил Генриха кинжалом в грудь. Убийцей оказался монах из недавно образованного ордена. Звали его Франсуа Равальяк. Убийство произошло на следующий день после коронации Марии Медичи, что естественно вызывает массу вопросов, на которых, к сожалению, до сегодняшнего дня нет ответа.

       Во время Великой Французской революции, при разграблении гробницы короля в Сен-Дени, голова Генриха IV была отсечена от туловища и похищена. Где она находилась четыре сотни лет, история умалчивает. В 2010 году журналист (Stephane Gabet) обнаружил череп на чердаке у отставного налогового инспектора Жака Белланже (Jacques Bellanger). Как выяснил журналист, семья Белланже приобрела голову на парижском аукционе в начале 1900-х При осмотре черепа в районе правого уха было обнаружено отверстие от серьги, которую много лет носил Генрих, и повреждения в области носа - след неудачного покушения на короля в 1594 году. Антропологические исследования и радиоуглеродный анализ, подтвердивший примерную дату гибели короля (1610 год) позволили окончательно установить, что голова принадлежит Генриху IV. Голову передали старейшему из потомков Генриха IV герцогу Анжуйскому Луи-Альфонсу, который захоронил ее в 2011 году в базилике Сен-Дени.

       Сравнивая историю России и Франции, можно заметить, что события, имевшие место в нашей стране, повторяют французскую историю с интервалом в сотни лет. Например - убийства Александра II и Генриха IV, невероятные по своей жестокости казни  Николая II и  Людовика XVI, кровавые революции 1917  и 1792 года. И даже потеря на многие годы головы Генриха IV находит аналог в русской истории.
 
       В 1909 году накануне празднования столетия со дня рождения великого русского писателя Гоголя было решено отреставрировать его склеп с находящимися в нем останками. Работы через несколько дней были выполнены, однако рабочие припозднились, и наступали уже сумерки, когда неожиданно к могиле подъехал Алексей Бахрушин - купец, меценат, собиратель театральной старины, создатель частного литературно-театрального музея, который живо заинтересовался проводимыми в склепе работами. Через два десятка лет эта история всплыла. Власти решили перенести могилу писателя в более достойное место – Новодевичье кладбище. На церемонии перезахоронения присутствовало несколько видных советских писателей. Можно представить себе охвативший присутствующих ужас, когда при вскрытии гроба они увидели, что среди останков писателя нет черепа. Сталин, почитавший Гоголя, распорядился немедленно разобраться в этой истории и примерно наказать виновных. Но приказ Сталина выполнен не был. Дело в том, что в первую очередь в похищении черепа Гоголя заподозрили Бахрушина, но к тому моменту он уже умер. Мог ли пойти на это собиратель театральной старины и директор театрального музея? Наверное, мог. Ибо фанатичная страсть коллекционера не знает моральных препонов. Так до сих пор череп писателя и не найден. Возможно, через много лет, так же, как и в случае с головой Генриха IV, история приоткроет эту тайну. (Текст последнего параграфа  написан по материалам А.Королева).

Французский народ свято чтит память о Генрихе IV Великом. О нем даже написана песня.


Жил-был Анри Четвертый                Продолжение  следует...Людовик XIII
Он славный был король,
Любил вино до черта,
Но трезв бывал порой.
 
Войну любил он страшно
И дрался, как петух,
И в схватке рукопашной
Один он стоил двух.

Еще любил он женщин
И знал у них успех.
Победами увенчан,
Он жил счастливей всех.

Когда же смерть-старуха
Пришла к нему с клюкой,
Ее ударил в ухо
Он рыцарской рукой.

Но смерть полна коварства,
Его подстерегла
И нанесла удар свой
Ножом из-за угла.

От этого удара
Кровь брызнула из жил,
И нечестивец старый
Скончался, как и жил.

Ляно-ляно бум-бум, ляно-ляно бум-бум,
Ляно-ляно бум-бум, ляно-ляно бум-бум,
Ляно-ляно бум-бум, бум-бум, бум-бум, бум,
Бум-бум, бум-бум.

Техническая редакция – Яны Бурдо