Река времени 140. Болонский процесс. Выборы 2003 г

Юрий Бахарев
Первый день нового  2003-2004 учебного года у меня начался с лекции в 231 классе ВМИИ. Лекция была на первой паре. Вспомнил, что еще сравнительно недавно, на первой паре  первого сентября проводился обязательный «Ленинский урок». Со сменой идеологии «Ленинский урок» отменили, но, опасаюсь, как бы  снова не ввели на первые часы начала учебного года какой-нибудь «Урок православной соборности».

В Военно-морском институте меня ждали три новости, две хорошие, а третья – печальная. На проходной встретил жену Ивана Борисенко, своего однокашника по выпуску, работающую в отделе кадров. Она пригласила меня зайти к ней в кабинет и подписать трудовой договор о продлении работы на должности доцента (половина ставки) ещё на три года.
На заседании кафедры в конце августа мне говорили об этом, но одно дело слова, а другое дело полученная на руки бумага с текстом договора.

На кафедре, от зашедшего на перерыве занятий Бориса Маркитантова, узнал печальную новость.  В конце августа утонула АПЛ К-159. Эта подводная лодка была мне хорошо знакома. В 1970 году, во время учения «Океан», при плавании  в Бискайском заливе и к Азорским островам,
 я проходил на ней стажировку, дублируя командира 2-го дивизиона С.Комнатного. http://proza.ru/2013/05/08/1540.

Подлодка К-159 погибла в ночь на 30 августа 2003 года в Баренцевом море во время буксировки из Гремихи  на судоремонтный завод города Полярный для утилизации. В штормовых условиях один из четырех понтонов оторвался.  Лодка потеряла остойчивсть, и, в трех милях к северо-западу от острова Кильдин, затонула на глубине 170 метров.

 Из десяти стоявших на вахте членов швартовой команды спастись удалось одному - старшему лейтенанту М. Цибульскому.  Из воды были также подняты тела двух погибших моряков. О судьбе еще 7 членов экипажа пока ничего не известно.

После окончания занятий пошел в типографию и узнал  приятную новость. Типография закончила печатать и передала в библиотеку института третью книгу моего пособия «Физические основы электротехники и электрические цепи». Начальница типографии отдала мне  мои два авторских экземпляра.

На следующий день у меня были занятия в БГТУ «Военмех»: лекция по Электротехнике  в потоке подготовки бакалавров по направлению «Ракетные комплексы и космонавтика» и практическое занятие по решению задач в одной из групп этого потока.

 Перед лекцией провел, по заранее заготовленным карточкам, входной контроль  знаний из математики и физики. Выбирал лишь такие вопросы, которые, необходимы для нормального усвоения курса Электротехники.
Результаты оказались настораживающие.

 С табличными интегралами не справились больше половины студентов.  Меньше половины  студентов правильно описали поведение рамки с током в магнитном поле. Лишь один студент, верно назвал число узлов ветвей и контуров в простой цепи из  пяти ветвей.

Пришлось на  второй паре, на практическом занятии по расчету параллельно-последовательной цепи первые 20 минут уделять объяснению понятий узел, контур, ветвь  и закреплять материал, раздав  карточки с изображением условно-сложной цепи.

Закончив занятия, которые проводил в Главном корпусе, пошел в Лабораторный корпус, на кафедру, чтобы отдать заполненный бланк  плана учебной нагрузки на первый семестр.  Людмила Фёдоровна, заместитель заведующего кафедрой, ведущая организаторскую работу, отметила, что я первый сдал этот документ.

  И тут же предложила ознакомиться с  разрабатываемым ею планом корректировки учебных программ подготовки бакалавров, в соответствии с  действующими образовательными стандартами (ФГОС).

За мной она закрепила рабочие программы дисциплины «Электротехника и электроника» по направлениям «Ракетные комплексы и космонавтика» с профилем «Ракетостроение», и  «Теплоэнергетика и теплотехника» с  профилем «Энергетика теплотехнологий». По направлению  «Техносферная безопасность» за мной закреплено  два профиля  «Безопасность технологических процессов и производств» и «Инженерная защита окружающей среды».

Объяснила, что ФГОС «Федеральные государственные образовательные стандарты», наверное, можно попытаться найти в Фундаментальной библиотеке БГТУ и уж наверняка, по названию стандарта через «Яндекс» в Интернете.

 Вот тогда, в разговоре с Погромской, я  узнал, что разделение подготовки бакалавров и магистров, вводимые в РФ с 1994 года,– выражало стремление войти в единое образовательное пространство Европы.
С 1999 года, процесс создания единого образовательного пространства Европы называют «Болонским процессом».

Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Италии Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

Россия пока официально к Болонскому процессу не присоединилась, но Министерство образование делает всё, чтобы Россия стала  его участником.
Провозвестниками Болонской декларации обычно считают Великую хартию университетов (Болонья, 1988) и Сорбонскую декларацию (Париж, 1998).

В первую субботу сентября съездили в Гаврилово за белыми грибами.
Выехали в 7.00 вместе с Полинкой и Андреем, которые ночевали у нас в Парголово. Андрей отлично водит машину и мы по шоссе «Скандинавия», чуть больше чем за час доехали до поворота на Гаврилово. За поворотом дорога была много хуже, и последние 10 километров мы ехали почти полчаса.

Оставив машину на знакомой опушке, пошли собирать по знакомым грибным местам. Разбрелись по лесу, держа общее направление к знакомому ручью, что в паре километров от опушки, где оставили машину. Не скажу, что грибов было много, первый час мне вообще ничего не попадалось. Конечно, можно было без проблем набрать крепких горькушек, но я же приехал за белыми!

Аукая, докричался до Лиды, и пошел на её голос. Только увидел среди невысоких сосен её фигуру, как тут же, чуть ли не наступил на крепкий боровик. Осмотрелся. Рядом ещё один. Догнал Лиду, а у неё в корзине пять белых и три крепких подосиновика с красными ещё не до конца раскрывшимися шапками.

Дальше дела пошли веселее, и когда я вышел на вересковую поляну, что рядом с ручьем, у меня в корзине было пять белых, при этом один, со шляпкой, чуть ли не в половину десятилитровой корзины. Завалился отдохнуть на мягкую мураву поляны, а Лида пошла вниз по склону к ручью, в места, где мы всегда находили подосиновики.

И на этот раз грибное место не подвело. Пришла на поляну с полной корзиной. Рассказала, что в одном месте срезала шесть, а в другом три красноголовика. Лида перебрала грибы, очистила ножки от земли и аккуратно переложила в мою большую корзину, заполнив её доверху.
Вынул из рюкзака пластиковое ведро с бутербродами. Уложил корзину в рюкзак. Буду собирать в пластиковое ведро. Теперь моя главная функция – носильщик.

Пока мы переупаковывали добычу, подошли Полинка с Андреем. У них с грибами тоже всё в порядке: ещё немного и корзины будут полными. Хорошо, что захватили с собой пластиковые пакеты.

Съели по бутерброду и, посовещавшись, решили пробежаться по светлому лесу, что начинается сразу за ручьём, дойти до  осыпавшихся окопов  в глубине обороны линии Маннергейма и возвращаться назад к машине.

Светлый лес за ручьем, идущий вдоль песчаной лесной дороги, с одной стороны примыкает к еловой чаще, мрачной, труднопроходимой, а с другой сбегает, в покрытый соснами, болотистый распадок. По дну его течет ручей, впадающий в озеро Суммоярви, что в пяти километрах от посёлка Каменка. 

Сам светлый лес представляет собой редкий, молодой сосняк, выросший на месте вырубленного или уничтоженного войной леса. Под ногами сплошным ковром расстилается белый, хрустящий ягель, украшенный куртинами брусничника и толокнянки.

Брусники много. И мы, пробежавшись до затянутых ржавой колючей проволокой окопов, и собрав неплохой урожай белых грибов и крепких маслёнков, начинаем собирать бруснику. Сначала в рот, растянувшись во весь рост на светлом ковре ягеля, а потом и в пластиковые пакеты.

Примерно за час, стоя на коленях, лежа на животе, и ползая по-пластунски, наша компания набрала около 5 литров, отменой темно-красной брусники.

На обратном пути к машине, усталые, шли уже, большей частью, по дороге, лишь изредка забегая в места, где когда-то  находили боровики.
Возле машины, упаковав добычу, расстелили одеяло и накрыли стол.

 Холодная курятина, свежие помидоры, малосольные огурцы, вареные вкрутую яйца, хлеб с маслом - простая, но аппетитная пища, дополнялась яблоками нового урожая и горячим кофе из термоса.

Домой приехали вечером, около 19 часов, и были встречены у калитки радостным лаем Мечо, который, только что из кожи не выпрыгивал, так радовался нашему возвращению.

Менее приятная, чем сбор грибов, работа по их обработке заняла еще пару часов, и грибной праздник с малиновым и яблочным вином был готов, когда уже начало темнеть.  К этому времени я растопил баню, и желающие могли улучшить аппетит, пройдя перед банкетом водные и паровые процедуры.

На следующий день, в воскресение, утомленные походом и банкетом, все встали позже одиннадцати. Пса, чтобы не мешал, требуя  выгула, оставили ночевать во дворе. После завтрака Поля с Андреем уехали.

 Лида взялась консервировать грибы, а я сел за компьютер, переводить в стихи главу третью «Искушение и грехопадение» из книги «Бытие»  ветхого Завета.

В понедельник, к назначенному часу приехала инспектор из бюро технической инвентаризации. Была очень строга. Замерила лазерным измерителем расстояние между стенами в комнатах. Спросила, почему размеры меньше чем в паспорте. Ответил, что делал ремонт и обшил стены гипроком.

Вышла во двор и начала обмерять строения. Придралась к навесу у стены времянки, где у меня хранятся дрова. Стала уверять, что это новое незаконно возведенное строение. Я ответил, что это навес для дров и показал, что это не капитальное строение, у него боковые стены разборные.

Долго обмеряла кирпичный хозяйственный блок и сказала, что внесет в план как хозяйственный блок только закрытую часть строения. Открытую мастерскую с верстаком и навес над циркулярной пилой отметит как незаконно возведенное строение.

Я не стал спорить, сказал только: «Отмечайте, как считаете нужным».
Инспектор, очень довольная собой, ушла и сказала, что я должен принести в БТИ копии разрешения на возведение хозблока, от главного инженера, от пожарного надзора и санитарно-эпидемиологического отдела. Только после этого она начнет оформлять паспорт домовладения и  справку  - характеристику дома.

Потом, когда получил новый паспорт домовладения, увидел, что она поставила штамп «Перепланировка без разрешения», на странице с описанием комнат. И занесла как незаконно возведенные строения, мастерскую и оба навеса.

17 сентября 2003 года, уже после нашего разговора с Л.Ф. Погромской о Болонской системе, на встрече министров образования европейских государств в Берлине Россия официально поддержала Болонскую декларацию, тем самым, вступив в  единое европейское пространство высшего образования.

Я, как лицо заинтересованное, попытался разобраться, что же даёт нашему высшему образованию эта очередная новация. В моей памяти сохранились воспоминания о реформах образования 1958, 1966, 1984, 1987 годов, и, последней,  1996года, когда был принят  закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

По закону 1996 года была расширена автономия вузов, позволившая внедрить  «зачетных единиц трудоемкости».  Этим самым Россия начала реализовывать направления Болонского процесса еще до подписания Болонской декларации 1999 года.

Присоединение к Болонской системе направлены на то, чтобы построить в РФ систему образования, аналогичную системам образования стран Запада.  Но на Западе главной целью внедрения системы,  провозглашено «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения».

Для содействия мобильности, необходимо, чтобы уровни высшего образования во всех странах были максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми.

Для этого вводятся два уровня обучения. Первый  уровень длится не менее трех лет и заканчивается получением степени бакалавра. Второй, который  должен вести к получению степени магистра, длиться два – три года.

Увеличению сопоставимости результатов обучения способствуют «зачётные единицы трудоёмкости» и  курсовые модули, информацию о которых  предполагается  заносить в специальное приложение к диплому.

Предлагаемая система предназначена работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни». Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. Естественно, что переход на Болонскую систему потребует реформирование  всех учебно-методических комплексов: рабочих программ, тематических и учебных планов, структурно-логических схем.

Реформирование УМК надо будет производить с учётом стандартов транснационального образования, при согласовании  воззрений на учебные программы, уровни практической подготовки, и  роль научных исследований  в процессе обучения.

Присоединяясь к Болонскому процессу на добровольной основе, РФ приняла на себя определённые обязательства:

С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов  европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра и магистра.

До 2010 реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

На мой взгляд,  проблемой России, принявшей Болонскую систему, является то, что главной целью её внедрения организаторы  обозначили «содействие мобильности путём преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения».   

По моему мнению, ставить такую цель при реформировании образования в РФ, мягко выражаясь, преждевременно. С Евросоюзом у нас нет даже безвизового режима.  И в реалиях современной жизни, «содействии мобильности» приведет только к ещё большему увеличению односторонней мобильности – «утечки мозгов».

Трудно сравнивать отечественную и западноевропейскую системы образования. Так,  в большинстве западных стран не существует понятия среднего специального образования. Фактически всё образование, полученное после школы, считается высшим (tertiary) в противоположность среднему (secondary).

В этих странах, образование, получаемое в медицинском колледже, обычно считается высшим, соответствующим степени бакалавр. В России советским техникумам присвоили статус колледжей. Но тенденция, наделить колледжи правом присвоения степени бакалавр, вносит нежелательную путаницу в представление о статусе этой квалификации.

В подготовке бакалавров  в ВУЗах Западной Европы циклы общенаучных и  социально-экономические дисциплины практически не представлены. Там это возможно, так как обучение в средней школе  Западноевропейских стран длится 12-13 лет. Значит,  полный переход на Болонскую систему потребует реформирование и нашей средней школы.

Утверждается как достоинство, что планирование учебного процесса в терминах «зачётных единиц трудоёмкости» и  курсовых модулей, позволяет
отказаться от формирования устойчивых на весь срок обучения студенческих учебных групп и перейти к индивидуально-ориентированной организации учебного процесса. Но это вряд ли возможно, на сегодняшний день, так как требует значительного финансирования, которое на сегодняшний день «не по карману» РФ.

Кроме того, введение европейской системы накопления зачетных единиц студентом таит опасность «мозаичности», бессистемности и поверхностности образования, что явно приведёт к снижению его качества.

А главное, боюсь, что вместо реального улучшения системы высшего образования, будет  введение Министерством образования Болонской системы методом силового давления, когда главным окажется формальное применение наиболее заметных элементов: двухуровневой системы подготовки, зачетных единиц и курсовых модулей.

В конце сентября, когда я был дома, явился ещё один инспектор. На этот раз от водоканала. Осмотрел будку с водомером  и  попросил показать мои документы на водопровод. Потом начал писать акт осмотра, который в результате оказался названным «Актом о самовольной врезке».

Я стал возмущаться, показывая документы. Он успокоил меня, что ко мне претензий не будет, только мне надо срочно заключить договор с Водоканалом о поставке питьевой воды. Так как его пока нет, то врезка юридически незаконна.

Действительно, всё оказалось, так как он сказал. На следующий день я съездил к Московским воротам, где находится главный офис Водоканала, и заключил  договор о поставке питьевой воды в объемах до 5,76 кубометров в месяц. Мне выдали пачку бланков платежки и предупредили, что в конце каждого месяца я по телефону буду сообщать показания своего счетчика воды.

Из политически значимых событий конца 2003года больше всего вспоминаются выборы в Государственную думу Федерального Собрания России четвёртого созыва. Избирательная кампания выборов началась, по существу 20 сентября 2003 года, когда партия «Единство и Отечество —   Единая Россия»  на третьем  съезде приняла предвыборную программу, и утвердила список кандидатов на выборах. Съезд приветствовал Владимир Путин, пожелавший партии успеха на выборах.

Выборы в думу Федерального Собрания России четвёртого созыва состоялись 7 декабря 2003 года. 5%-ый барьер преодолели 4 списка: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Родина». Парламентское большинство, завоевав 223 места, получила Партия власти.

 12, 61 процент голосов получила  КПРФ, завоевав места 52 депутатов. 37 мест в Думе получила партия  «Родина».  36 мандатов досталось ЛДПР.
17 мандатов, при голосовании в одномандатных округах, получила Народная  партия, не завоевавшая ни одного голоса по партийным спискам. Фракции в Думе утратили СПС и «Яблоко».

На момент голосования мы ещё были зарегистрированы на проспекте Энгельса, и поэтому из Парголово ездили голосовать в город. И я, и Лида голосовали за КПРФ и её представителя в одномандатном округе.

Присутствующие на выборах наблюдатели ОБСЕ оценили выборы как «свободные, но несправедливые». Как недостатки были отмечены «вопросы по соблюдению тайны голосования» и «перекос на государственном телевидении в пользу одной партии».

После выборов КПРФ, основываясь на собственном параллельном подсчёте голосов, заявила, что результаты выборов были сфальсифицированы. По данным параллельного подсчёта голосов, партии «Яблоко» и СПС в действительности преодолели 5-процентный барьер.  1% голосов было снято у «Родины» и около 4 % было добавлено Партии власти. Но, судебные иски, поданные КПРФ, не принесли результата.

Фракция «Единство и Отечество — Единая Россия», получившая в Думе конституционное большинство, выдвинула своих представителей на должности всех председателей комитетов. Председателем думы был избран Борис Грызлов, прославившейся своей фразой «Дума не место для дискуссий».

В знак протеста,  КПРФ отказалась от участия в голосовании по распределению портфелей. Из 29 постов председателей думских комитетов и комиссии фракция КПРФ не получила ни одного.

С учётом того, что депутаты от партии ЛДПР, всегда голосуют, так как их лидер Жириновский, в острых ситуациях всегда поддерживающий партию власти, партия  «Единство и Отечество — Единая Россия»  получила возможность проводить через Думу любые решения, инициируемые исполнительной властью.

Одним из первых, в декабре 2003 года, был принят закон, исключающий конфискацию имущества из видов уголовного наказания. Якобы, с благой целью «гуманизации системы наказания». Правда, в статье 81 Уголовно-процессуального кодекса осталась «специальная конфискация», применяемая в отношении имущества, добытого преступным путем.

При этом бремя доказывания преступного происхождения имущества возложено на правоохранительные органы. Однако спросить, откуда деньги, нельзя, а  доказать преступный умысел трудно. Скажем, чтобы доказать преступное происхождение имущества, приобретенное на деньги, полученные от незаконного сбыта наркотиков, сотрудникам правоохранительных органов  недостаточно только зафиксировать факты такого сбыта.

Они обязаны идентифицировать номера денежных купюр, которыми покупатель расплатился с продавцом, отследить и зафиксировать, что имущество оплачено именно им.  Но даже если будут добыты доказательства, то конфисковать можно лишь то, что проходило по делу, но не то, что осталось за рамками приговора.

В странах западной Европы и в США конфискации подлежит все имущество коррупционера. Именно такой подход делает коррупционные сделки невыгодными. Ибо, зачастую  члены преступных групп не считают лишение свободы мерой, способной пресечь их прибыльный «бизнес».

И до сих пор, в  РФ конфискация практически не применяется. Объемы арестованного имущества оказываются  несопоставимы с нанесенным ущербом. Так, в 2007 году было арестовано имущества на 600 тыс. рублей при ущербе в 5,6 миллиарда. Предпринимаются попытки реанимировать конфискацию,  но не общую, а только имущества, добытого незаконными методами. Однако,  статью 20 «Незаконное обогащение» Конвенции ООН против коррупции РФ так и не ратифицировала.

24 декабря 2003 года состоялся IV съезд Партии власти, на котором с докладом выступил Б.В.Грызлов. Съезд одобрил основные положения и выводы доклада, а также деятельность партии в период избирательной кампании. Съезд принял единогласное решение о поддержке кандидатуры Владимира Путина на выборах президента в мартен 2004 года. Кроме того, было принято решение о переименовании партии «Единство и Отечество — Единая Россия» в партию «Единая Россия».

Помню, что 25 декабря в католическое рождество я должен был принимать экзамены по электротехнике  в группе подготовки в девичьей группе бакалавров по профилю «Ракетостроение». На выходе из метро купил газету, чтобы не скучать, пока студентки, получившие билеты, будут готовиться отвечать.

В газете заинтересовала статья, о намерениях в ближайшее время создать специальный государственный фонд  Российской Федерации, созданный и использующийся в целях стабилизации экономики. Предполагалось установить цену барреля нефти, при превышении которой все полученные за неё доходы отправлялись в так называемый Стабилизационный фонд.

Предполагается, что Стабилизационный фонд  сможет придать дополнительную устойчивость государственным финансам, будет служить  стабилизатором общества, предохраняющим от резкого снижения уровня жизни от временных факторов, например, падения цены главного экспортного продукта. А также, может использоваться как источник финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов  в будущем.

По сути, это деньги, которыми напрямую распоряжается исполнительная власть, а не через Федеральное Собрание, как  средствами бюджета. Исходя из основного предназначения Фонда — служить стабилизатором общества, основными задачами управления являются защита его средств от обесценивания и обеспечение их высокой ликвидности.

Действительно, 1 января 2004 года такой фонд был создан. Его существование способствовало более легкому преодолению кризисов  2008 года и последних 2015-2016 годов.

Но с другой стороны, ставки по вложениям средств стабилизационного фонда в государственные облигации  США, существенно ниже ставок кредитов, привлекаемых государственными компаниями за рубежом, таким образом, объём денег в экономике России не уменьшается, при этом увеличивается объём расходов на уплату процентов.

На заставке: После экзамена в БГТУ "Военмех"
Продолжение: http://www.proza.ru/2016/05/01/760