24. 04. 2016 Понятой

Владимир Алявдин
  Я не хотел с ними идти, однако догадывался, что отказываться было бы тоже ошибкой. В этом крае я чужой. Да, мое присутствие при обыске номера Роксаны было необязательным - об этом лишь просили приставы, навестившие меня на работе. Довольно странно выглядело то, что из полусотни сотрудников, находившихся в своих служебных помещениях, визитеры выбрали сразу меня. Коренастый мужчина лет шестидесяти с седой лопатовидной бородкой и женщина среднего возраста, - одна из миллионов ей подобных, проработавших основную часть сознательной жизни на низких уровнях исполнительной власти. На их лицах читалась изможденность, а рисунки морщин не выдавали ничего кроме казенной печати: за приказом следует исполнение, за исполнением - отчет. Одинаковая темно-зеленая одежда пришедших напоминала скорее армейскую форму, нежели костюмы работников одной из гражданских профессий.

  Войдя в мой кабинет, они представились. Пан комиссар Кшиштоф Цэрски и пани старший постовой Сандра Гор. Соблюдая все нормы рабочей вежливости, они начали с извинений за беспокойство, а после, перейдя на менее официальный тон, описали в общих чертах причину своего визита. Говорил преимущественно мужчина, женщина же приходила ему на помощь в случае редких и неловких пауз при попытках вспомнить очередной номер статьи или цитату из уголовного кодекса. Я знал, что дело серьезное, хотя и был свято уверен в невиновности Роксаны. Она не занимала высокого положения, чтобы знать о тех суровых экспериментах и уж тем более - чтобы играть там ключевую роль. Она просто моя подруга. Столь искренних, открытых и доброжелательных людей мне не доводилось здесь встречать со времен приезда. Быть может сейчас я мог ей чем-то помочь, ну хотя бы в качестве понятого - не допустить произвола. Пан Цэрски принял от меня подписку о неразглашении деталей происходящего до конца следствия и молвил:

- Спасибо за готовность сотрудничать. Как мы уже говорили, от вас не потребуется ровным счетом никаких усилий. По сути ваша функция сводится только к тому, чтобы находиться на месте осмотра жилого помещения гражданки подозреваемой и после подтвердить отсутствие нарушений со стороны полицейских. Естественно, это формальность. Сами понимаете, закон есть закон.
- Так она в числе подозреваемых?
- И да и нет. Пока еще проходит как свидетель. Правда даже свидетелем она себя признавать не собирается. К сожалению, известные нам факты говорят не в ее пользу. Как видите, ордер судом уже выдан. Согласно постановлению... Э-эм...
- Триста восемьдесят шестому, параграф первый. - Поспешила помочь его напарница, буравя меня тяжелым взглядом. - От такого взора можно начать сомневаться в своей невиновности. - Затем продолжила, перехватив инициативу напарника.
- Простите, но нам надо поторопиться. Ваша сотрудница в данный момент не находится под арестом, но суд решил обыскать ее номер во время отсутствия съемщицы. Можно сказать, судья пошел навстречу вашей знакомой, видя, что она совершенно закрылась в себе и тем самым усугубляет свое положение. Обыск, в результате которого, будем надеяться, удастся развеять сомнения у прокурора и судьи, необходимо провести именно сейчас. И сделать это так, чтобы не усилить стресс пани Роксаны Кшишталовской. Вас мы выбрали потому, что она вам доверяет и всем будет только лучше, если она не начнет предъявлять претензий о кражах или подбрасывании улик. Не согласились бы вы - пришлось бы брать постороннего понятого. А это грозит дальнейшими, опасными для нее конфликтами со следствием.
- Вы будете перерывать вещи Роксаны в поисках улик...
- Да. Потом проще будет показать суду, что она чиста, если это так, конечно. Если нет, то её положение останется незавидным. Прокурор почти утверждает ее вину.
- Я готов. Идемте же. Хотите убедиться в ее невиновности? Я составлю вам компанию и прослежу, чтобы все прошло по закону и выданному вам ордеру.

  Пока мы ехали по направлению к привокзальной площади, где располагалась недорогая гостиница «N-Przysiadalno;;», никто из моих спутников не произнес ни слова. Пан комиссар сосредоточился на дороге и нервно барабанил пальцами по обручу руля во время стоянок на светофорах. Пани Сандра Гор, чей пучок крашеных светло-каштановых волос возвышался над сидением такого же цвета напротив меня, постоянно перебирала какие-то документы на коленях и курила сигарету за сигаретой. Часть дыма уходила в приоткрытое боковое окно, остальное же относилось вместе со врывающимся ветром к моему лицу. Похоже, ее это мало волновало. Благо, табак был дорогим - я со своим стажем курильщика определил быстро. И самому захотелось курить, но такого предложения здесь не звучало. А просить я не привык.
  В какой-то момент я пожалел, что поехал с ними. На мою подругу шьют дело, ей грозит наказание... Почему я вообще должен верить этим двоим? Почему должен верить системе? У Роксаны еще не доводилось бывать в гостях, но меня везут в ее жилище без ее разрешения. Тайком, словно вора, словно участника заговора...

  Портье взглянул поверх очков на документ пожилого пана и тут же выдал ключ к номеру моей сотрудницы. Мы поднялись по лестнице на третий этаж, прошли несколько метров по коридору и пан комиссар, остановившись возле нужной двери, торжественно поднял палец к верху: «Согласно статье номер... э-э-э... Да не суть важно. Сандра, начинай протоколировать». Со скрипом открыл массивную дверь и с показной учтивостью поклонился перед женщиной, дабы вошла первой. Следом зашел я, так как, видимо, бородач в подобных ситуациях считал себя хозяином и предпочитал пропускать всех вперед. Когда дверь закрылась, эти двое сняли обувь, попросив меня о том же. От верхней одежды они не избавлялись - должно быть, таким является предписание. Из прихожей мы проследовали в зал. Квартирка Роксаны была небольшой. Зал сочетал в себе спальню с раскладывающейся кроватью и кухню, отделенную от основного помещения лишь металло-пластиковой стенкой с идеально чистым окном почти до пола. В последнее время все чаще конструируют жилища по такому образцу. Основная причина - экономия места, которую можно представить как дань моде. В данной гостинице экономили на многом. Экономила и Роксана, ведь я знаю, что ее заработок примерно схож с моим. Тем не менее, как же уютно был обустроен ее быт! Ни пылинки на предметах, на столе - гладкая и свежая скатерть, а в центре, на белой салфетке - стеклянное блюдце с емкостью для ароматических палочек. Самих палочек там не было, только легкое благоухание в воздухе выдавало их ежедневное применение. В углу, чуть заслоненный шторой, стоял любительский телескоп - моя приятельница неоднократно демонстрировала мне фотографии луны, звезд и некоторых планет, сделанные благодаря нехитрой насадке для мобильного телефона, что прикреплялся к окуляру телескопа... Хотя комната была небольшой по размерам, она казалась куда более просторной, чем шикарные залы состоятельных владельцев - именно гармония в расположении вещей, ухоженные цветы и со вкусом расставленные цветы на окнах; чистота и забота даже о самых мелочах - вот, что создавало объем в скромном помещении. Книжные полки были заполнены всевозможной литературой: от классики и фэнтези до медицинских справочников и биологических энциклопедий. Каждая книга находилась на своем месте - так, чтобы соответствовать соседним по жанру. Очевидно, ряд полок Роксана устанавливала сама: вряд ли номера средней во всех смыслах гостиницы оборудованы для таких страстных любителей чтения.

- Ну и работки нас тут ждет! - Воскликнул пан комиссар. - Тут одних только книг сколько! Но с книгами проще. А вот как сохранить весь этот порядок, чтобы она ничего не заподозрила? - Заложив руки за спину, Кшиштоф прошелся по комнате. Глянул в окно и повернулся к нему спиной. В его глазах я впервые заметил раздражение. - Сандра, как тебе это нравится? Особа, что грубит самому прокурору и ищет поводы для исков против нас, устроила себе музей дома - будто специально, чтобы осложнить нам работу, а себе - участь. Опыт мне подсказывает, что аккуратные скрывают улики лучше всех. Что ж, беремся за дело!

  К тому моменту Сандра уже осматривала содержимое верхнего ящика письменного стола, делая пометки в толстой, изношенной тетради. Мне стало немного не по себе от мысли, как легко государственная машина может проникнуть в личную жизнь каждого человека. Кроме того, у них даже не было ничего конкретного на эту женщину. - Что? Подозрения, нежелание сотрудничать?.. Да у меня действия чиновников вызывают куда больше подозрений. Роксана всегда была открыта перед теми, кто объективно заслуживал доверия. Она вмиг распознавала фальшь и тогда действительно происходило так, как описали явившиеся блюстители закона. - П-с-с-с-с - раздался тонкий шум. Это пани старший постовой неудачно открыла баночку с бисером, рассыпав его по паркету. - Курв..! - Вскрикнула она и тут же, смутившись своего эмоционального всплеска, принялась с показным равнодушием сгребать ребром ладони мелкие шарики на полу в кучку. Обыск проходил не так гладко, как того хотели служащие. Теперь они понимали, что, скорее всего, оставят после себя следы, а значит, разоблачат раньше времени тайную операцию и подведут начальство. Казалось, бородач уже нашел что-то. За книгами на средней полке обнаружился крупный конверт без надписей. Цэрски победоносно помахал находкой над головой: - Ну-ка, ну-ка, что у нас? - Затем уселся на стул возле напарницы и приступил к процедуре вскрытия. Сандра не сводила с него очей. Старик орудовал как заправский шпион. Сначала извлек из кармана пузырек с распылителем, нахваливая немецкое качество, взболтал его и стал водить белым потоком вылетающей взвеси по склеенному шву конверта. - И не такое вскрывали. Комар носа не подточит. Слышите? - Он ухмыльнулся мне в глаза. - Там ведь что-то лежит совсем не похожее на бумагу. - Но тотчас зарычал с явным разочарованием. Внутри было всего лишь украшение, сделанное из ниток и разноцветного бисера. Судя по всему, моя подруга собиралась выслать кому-то сию поделку - та посылка просто ждала своего часа...

- Мы что тут, в игры играть пришли? - Ревел раскрасневшийся пан комиссар. - Убили столько времени на всякую дребедень! А ты? - Он сам не заметил, как перешел со мной на «ты» - Ты бы мог перестать злорадствовать? Смеясь над нашей работой, ты навлекаешь неприятности и на себя. - С этими словами он вдруг разорвал украшение, с такой силой, что бисер застучал по стенам, окну и стеклам шкафа. - Плохая идея, Сандра, была брать его. Он из тех, кто готов нарушить подписку, пойти под удар, только бы нам палки в колеса вставить. Такой как и его эта вертихвост... - Я подошел к служащему, заставив его тем самым замолчать. Тишиной, казалось, залило коробку солнечной комнаты. Мы все онемели. Сандра отвлеклась от перебирания платьев и костюмов в платяном шкафу, - такое ощущение, что она проявляла к ним далеко не служебный интерес, - пан Цэрски с хмурым видом изучал меня, а я пытался взять себя в руки. Посчитав внутренне до пяти, я сказал:

- Зачем вы это сделали?
- Что я сделал?
- Вы.. - чувствуя, что в сознании разыгрывается буря - вы уничтожили чужую вещь. Находясь в чужой квартире.
- Да? А может мне еще что-нибудь уничтожить? Вы ли мне будете давать указания? - Цэрски смерил меня взглядом.
- Похоже, уничтожать - для вас дело естественное. Вы ведь сами - ничтожество. Ваш статус довольно низок во всей этой иерархии, вы раболепствуете перед прокурором, ведь он может раздавить вас как вошь под ногтем. Чем больше вы унижаетесь у подножия своей пирамиды власти, тем сильнее вашей гнусной, трусливой и ущемленной душонке желается отыграться на других. Эй! - я обернулся в сторону пани Сандры - Вы все протоколируете? Записывайте каждое мое слово. Этот человек превысил свои полномочия, нанес ущерб имуществу пани Кшишталовской и сыпал угрозами о дальнейшем разбое.
- Ах ты щеноо... пан комиссар схватился за сердце. - Да как ты смеешь... - Рычал, крючась на полу.
- Кшись, Кшиську! - напарница бросилась к бородачу. - Держись, мой дорогой! - кричала она неожиданно горячо для канцелярской особы. - Будет тебе из-за ерунды! Кшиштоф, чудесный, мы с тобой-то столько натворить сможем в этой жизни. - Пани старший постовой присела на корточки подле лежащего и начала расстегивать воротник его тесной формы. - Дыши, дыши глубже. - Приподняв его подбородок одной рукой, Сандра запрокинула голову коллеги. Засим ловко зажала его нос и сделала мощный выход в уста лежащего. Далее - еще один, и еще... И несмотря на то, что Цэрски порозовел да открыл блестящие глаза, она продолжала припадать к его рту. Спустя мгновение два тела на паркете смыкались в страстных объятиях, целуя друг друга и избавляясь от одежды. Я отступил в замешательстве, на что Кшиштоф отреагировал самодовольным возгласом:

- И это нам дозволено. Разве есть в кодексе хоть один параграф, запрещающий более тесное сотрудничество ради достижения общей цели? Посмотри, как она великолепна! Ее изгибы, ее лоно! - Пан комиссар раздевал женщину, да так, словно старался показать мне все детали; как будто знал, что странная сила вопреки удивлению и отвращению, удерживает мое внимание. Сандра, которая с самого начала казалась мне совершенно непривлекательной, старой девой, предстала в совсем ином свете. Жесткая ткань одежды обнажила светлую, лоснящуюся кожу, упругую грудь и плоский животик, уводящий к изгибам бедер... Поразительно, я наблюдал не морщинистое тело пятидесятилетней особы, а молодой, буквально пышущий здоровьем стан девицы. Невероятное зрелище повергло меня в шок. Сандра была совершенно голой, если не считать черных узких трусиков, - что вызывало сильнее полной наготы, - и блестящих пэстис на сосках. Прежней оставалась только голова. Сероватый оттенок щек и шеи, слабые волосы - это не сочеталось со всем остальным. Кшиштоф лукаво улыбался. Точно угадав мои мысли, он сделал очередное движение - сорвал эластичную маску с напарницы. Передо мной лежала юная паненка редчайшей красоты. Черные как смоль локоны волос рассыпались по дощатой поверхности, угольки очей скользнули по мне и тут же устремились на своего разоблачителя. Пан комиссар провел ладонью по свежей, чуть полноватой щеке девушки. Но в его ласке уже ощущалось нечто отеческое: - Теперь ты можешь работать с ним. Не забудь только допросить как полагается. Хотя чего я буду советы давать, хах? - Цэрски резво вскочил на ноги, накинул на себя рубаху и наглухо застегнулся. - Разберетесь как-нибудь. Чао, молодежь! - Он хлопнул меня по плечу, затем подпрыгнул, хватаясь за люстру и... исчез.

  Я подошел к Сандре очень близко. Так близко, что сила притяжения уже не позволяла разнять нас. Ее руки обвились вокруг моей шеи...