Верность

Валентина Вороненко
Глава первая

Они договорились встретиться на Троицу в родном селе, где родились, выросли, закончили школу и разъехались по разным городам, чтобы продолжить образование. Они, это три закадычные подруги: Маша, очень тоненькая, среднего роста, с пепельными волосами, светло-серыми глазами, всегда весёлая, добрая, готовая прийти на помощь, единственный ребёнок в полной семье.

Аня, высокая, ширококостная, физически крепкая, с роскошной рыжей косой, с мелкими веснушками, рассыпанными по всему лицу; большие карие глаза несколько широко расставлены, но это не портило облик, так как всё остальное на нём было правильной формы, выросла в многодетной семье, очень трудолюбива, аккуратна, но почему-то всегда задумчива, улыбка редко озаряла её черты. Какие-то постоянные заботы угнетали Аню, отчего её лицо приобрело страдающее выражение. Видно, девушка постоянно думала о трудной судьбе своей мамы, рано овдовевшей, на плечи которой легла тяжёлая ноша — вырастить четверых детей.

Третья Юля, чуть ниже среднего роста,  с чёрными прямыми волосами, заплетёнными в две косы, с глазами фиалкового цвета, весёлыми, добрыми, опушёнными длинными, но редкими ресницами. Аккуратный носик немного вздёрнут,  цвет лица удивительный — мраморный с розоватым оттенком на щеках. Такой кожей Господь награждает очень редко. Бывает, что за много лет не встретишь женщину, "напудренную" так щедро Всевышним.  Юлечку воспитывала бабушка: малышка в пятилетнем возрасте лишилась родителей. Девочка выросла  трудолюбивой, никогда не унывала, верила словам библии, что уныние — тяжкий грех.

Девочек связывала крепкая искренняя дружба все десять школьных лет. Однако, такими они были, когда покинули малую родину. Теперь же через несколько десятков лет, будучи по возрасту уже пенсионерками, они разыскали друг друга. Мечта о встрече так обрадовала и захватила их, что никакие препятствия не смогли бы помешать им собраться в родном селе, в их любимом месте — в степи, на лугу, среди разных душистых трав и полевых цветов.

Троица приближалась, начались сборы в дорогу, сердце сладко замирало от предстоящей поездки. «Сколько лет прошло, страшно подумать! Боже, как же быстро промелькнули лучшие  годы жизни», — думала Юля, лихорадочно собирая свои вещи в дорогу и невольно вспоминая разговор с дедом Иваном Егоровичем  перед отъездом из села.
Однажды подружки спросили у школьного сторожа, восьмидесятилетнего, сгорбленного, совершенно лысого доброго старика, не надоело ли ему жить так долго? Тот ответил: «Эх, милаи, да рази ж я жил. Жисть моя проскочила, а я бутта только в окошко посмотрел. Так мгновенно она пронеслась. За  моими плечами две мировые войны, разруха, голод и другие трудности. Дай Бог, чтобы на вашу долю не выпало таких страданий». Теперь всё чаще приходили Юле мысли о Егоровиче и его правдивых словах о быстротечности жизни.

Накануне любимого летнего праздника подруги выходили на родной станции и сразу попадали в объятия родной природы, как в песне поётся: « На дальней станции сойду, трава по пояс»… И как будто не было тех десятилетий разлуки с родным краем. Всё такое родное, незабываемое окружало их со всех сторон. Невольно катились слёзы счастья, что их родные поля, засеянные рожью, пшеницей и гречихой, так же  колосились, как и прежде. Их встречали и любимые степи, тянувшиеся до самого горизонта.

Все трое приехали вовремя. Вечером сбежались к дому Маши, где в одиночестве  доживал свой век её отец. Обнимались, целовались, рассматривали друг друга после многих лет разлуки. Конечно, изменились все, время наложило отпечаток на их лица и фигуры, но  чувство радости, восторга было незабываемым. Условились собраться в степи на любимом лугу, около дуба, в одиннадцать часов. Там отпраздновать Троицу и долгожданную встречу. Всё необходимое решили взять с собой. Там им никто не помешает вести свои откровенные разговоры.

Праздничный день удался на славу. С раннего утра ярко светило солнце, оно быстро высушило росу на лугах, успев напоить мелкую травяную живность, которая радостно начала свой «трудовой» день. В траве поднялась такая весёлая трескотня! Над нею насекомые жужжали на разные лады, бабочки, большие и маленькие от однотонных   до очень красивых  с разными яркими рисунками на крыльях, порхали вокруг Сколько стрекоз с хрустальными прозрачными крыльями носилось повсюду, красота которых завораживает, а блестящие летающие божьи коровки с чудесными чёрными точками на своём красном лакированном «фраке», полы которого они отбрасывают в обе стороны при полёте, так любимые детьми с самого раннего детства, не спеша летают, показывая свой наряд. И вот вся эта прекрасная рать вьётся с утра над растущими хлебами, присаживаясь отдохнуть на стебли зерновых культур и высоких трав, с удовольствием качаясь на них от легкого ветерка, как на качелях.  Множество разнообразных кузнечиков прыгает вокруг, особенно много зеленых, не говоря уже о пчёлах, деловито вьющихся над  разнотравьем.
В небе раздаются голоса птиц: крики перепёлок, куликов, пение жаворонков, чибисов с их вечным вопросом: «чьи вы? чьи вы?» , свист иволги. То и дело целыми стайками пролетают маленькие серые птички. Не дремлют коршуны и ястребы, стараясь с высоты высмотреть легкую добычу на обед. Иногда из ржи вылетают стрепеты и быстро скрываются из виду. И столько жизни вокруг: в траве, над нею, в воздухе — словом, на всех этажах земли  и неба. 
Воздух чистый, легкий, душистый, вобравший в себя запахи полевых цветов и медовых трав.

Глава вторая

Однако, вернёмся к одноклассницам. Добираясь до поляны, женщины восхищались красотой степных просторов, дающих «жилище» животным, птицам, насекомым всех мастей. Видя степь, полную жизни и радости, Маша в восторге крикнула, как в детстве, во весь голос: «Как прекрасна ты, родная земля!» К одиннадцати часам они были на своем любимом месте — посреди степи, в низине, на цветущем лугу, где растёт огромный старый - престарый дуб. Как он здесь оказался? Сколько ему лет? Никто в селе не знает. Вокруг ни деревца, а он, одинёшенек, широко расправил свои зелёные ветви на десятки метров, создав настоящий шатёр. Сельчане любят его, оберегают; соорудили под дубом стол, длинную скамейку со спинкой, прибили к столу крючок, на который повесили алюминиевую литровую кружку для воды. Поблизости из-под  земли бьёт довольно мощный родник. Откуда он здесь взялся среди степи? Бог весть! Он, родник, видимо и поит дуб. Рядом — луг, так любимый нашими героинями, да и не только ими. Для многих поколений это место было заветным, дорогим. А вокруг низины — степи, покрытые ковылём и цветами на многие километры.

К счастью, в этот день пришедшим сюда никто не помешал: праздновали Троицу семьями в селе, а молодёжь устроила танцы на площадке около клуба.
Июнь — самый хороший летний месяц. Ещё нет жары, светит ласковое солнце. Из степи нежное дуновение ветерка доносит аромат спелых сочных трав и полевых цветов, да и весь луг покрыт шёлковой травой, среди которой разбросаны кустики земляники, белая и жёлтая кашка, малиновые мелкие дикие гвоздички, высокие синие колокольчики, а рядом с родником — мелкие пахучие ромашки, конский щавель, даже несколько кустиков ландыша, которому удалось выжить, благодаря влаге и тени, падающей от шатра дуба. На лугу наступил настоящий цветочный карнавал. Кто хоть раз видел такой цветущий луг, тот навсегда запомнит этот огромный красивый живой ковёр, на который хочется упасть и долго-долго смотреть в голубое небо, на плывущие легкие облака разных оттенков, вызывающих не только восторг, но и думы… думы…

Женщины расстелили лёгкое покрывальце среди этого ковра, разложили на нём праздничную еду, поставили бутылку шампанского, одноразовую посуду, упали рядом на траву и долго любовались цветущим лугом, переливающимся ковылем, родным небом, вдыхая аромат степи и полевых цветов луга, забыв обо всём, восхищаясь этой изумительной красотой природы. И где бы они ни были, куда бы ни забросила их судьба, перед ними всегда будет эта незабываемая удивительная картина, которая станет манить их к себе, помогать жить, любить родную природу, бережно относиться к ней. Родина! Она всегда любима и дорога, поэтому человек в свой последний срок тянется к ней, где его корни, где зародилась его любовь к родной стороне.

Прошло немало времени, а подруги никак не могли оторваться от созерцания луга, простора степи и голубизны небес.

Наконец, Аня разлила шампанское.
— Ну, — давайте со встречей, милые мои девочки. Благодарю Бога, что дал нам возможность свидеться. Я уж думала, что так и не увижу вас. Судьба разбросала нас так далеко  друг от друга и от малой родины, но любимый луг, клянусь, всегда был перед моими глазами. Думаю, что и вам он не давал покоя, поэтому мы сейчас и вместе.
— Да, как ты права, Анечка, конечно, вспоминала школу, учителей, родных, вас, мои дорогие, но чаще всего теребил мою душу этот луг во время цветения, так хотелось его увидеть. До колик в сердце мечтала попасть сюда. Очень обрадовалась, когда мы договорились встретиться здесь. Хочется рассказать о своей судьбе, услышать, как сложилась ваша жизнь. Никогда у нас в юности не было тайн между нами, — откликнулась Юлия на слова Ани.
— Ах, девочки, как мне вас не хватало. Когда не стало мамы, было очень горько. Бывало, я в письмах делилась с ней самым сокровенным. Слава Богу, теперь я снова обрела вас, и верю, что мы до конца больше не потеряемся. Это такое счастье — знать, что есть человек, которому можно доверить всё,— вздохнув, грустно проговорила Маша. — Надеюсь на откровенный разговор о том, как прошли  годы  разлуки, кто любил вас, кого любили вы и, подумав, добавила: — Были ли счастливы во взрослой жизни?

Надо отметить, что девочки закончили институты, получив диплом, работали в разных городах по распределению. А дальше наступила перестройка, трудное время раскидало их, связь прервалась на долгие годы. Трудно пришлось в девяностые двадцатого века. Выживали кто, как мог. Женщины задумались, помолчали…

Первой заговорила Маша: «Милые мои подруги, расскажу вам без утайки о своей первой,  как оказалось, единственной большой любви, принёсшей мне огромную радость и многолетние душевные страдания. Она пришла ко мне с первого взгляда ещё на первом курсе. Он, студент нашего института, полтора года не знал о моих чувствах к нему. Потом мы познакомились в читальном зале, стали встречаться, ходили гулять в парк, иногда — в кино или на выставку.  С тех пор только он заполнял мою душу в личной жизни.   Виделись раз в неделю. Семья жила очень бедно,поэтому после занятий Андрей подрабатывал грузчиком на вокзале, помогал матери-вдове и младшей сестрёнке. Учился хорошо, получал повышенную стипендию.  Одевался просто, но аккуратно. Высокий, тёмноволосый, с необыкновенным блеском карих глаз, с хорошим цветом кожи, хорошо сложен, скромен, серьёзен. Он нравился многим девушкам. Казалось, он не замечал внимания со стороны однокурсниц. Любимый был старше меня на шесть лет, но закончил институт только на два года раньше. Мы с ним начали встречаться, когда ему до получения диплома оставалось два года. За это время мы полюбили друг друга. Я не верила своему счастью, но в моей душе было всё время какое-то предчувствие, что радость моя не навсегда.  Я любила в нём всё, внимательно смотрела на него долгим взглядом, стараясь запомнить его черты на всю жизнь. И таким родным и близким был он для меня, хотя любовь наша была платонической. Он серьёзно относился ко взрослой жизни, к созданию семьи. До него у меня ни с одним парнем встреч не было. Сами знаете, не успела, а тут сразу влюбилась, как оказалось позже, навсегда. С тех пор для моего сердца парней других не существовало. Все мысли было только о нём, с нетерпением всегда ждала встречи.
Закончились его годы студенчества. Получен диплом, Андрей  направлен ( из-за болезни матери) в родной город, где была работа по его специальности, а мне до окончания института оставалось ещё пройти два последних курса.

Мы договорились пожениться, когда закончу учёбу. Часто писали друг другу. Через год у него умерла мать, и ответственность за младшую сестру полностью легла на его плечи. Он очень любил свою маму, её смерть потрясла его. Так прошёл год. Письма стали приходить реже, я очень из-за этого страдала, никуда, кроме института и библиотеки, не ходила, понимала, что много времени уходило у него на ведение домашних дел, на общение с сестрой, которой в силу возраста было куда тяжелее, чем ему, поэтому брат старался окружить её постоянным вниманием, нежностью, теплом, дабы хоть отчасти заменить ей маму. Часто болела душа. Как он там без поддержки? Спала мало: долго не могла заснуть, а когда засыпала, снились тяжёлые сны, которые преследовали меня почти постоянно. И все они были об Андрее. Во сне я всегда теряла его, пыталась найти и не находила. Особенно часто повторялся  сон, где я встречаю его на вокзале. Стою на перроне с букетом мелких аптечных ромашек в руках, переживаю, что цветы слишком простенькие и мелкие, какие можно  собрать, даже чуть ли не в каждом дворе частного дома, но у меня нет денег, чтобы купить красивый букет из крупных гвоздик, которые любит Андрюша. Наконец, поезд прибыл. Я мечусь от одного вагона к другому, ищу любимого и не нахожу. Все пассажиры вышли — состав отправился на стоянку, но мне не верится, что он не приехал, как обещал, поэтому продолжаю стоять одна на посадочной площадке и ждать. От обиды слёзы капают на букетик. Просыпаюсь вся в слезах и снова не могу уснуть до утра. На память часто приходили строчки из стихотворения:
               
                Во сне ношусь я по округе,
                Ищу любимого мной друга.
                Нигде его не нахожу
                И, просыпаясь, слёзы лью.

Получалось так, что во сне и наяву плакала моя душа, предчувствуя какую-то беду. И она не заставила себя долго ждать. До получения моего диплома оставалось полгода. И вот в начале февраля получаю письмо, в котором любимый честно сообщил, что женился, и у него в октябре родится ребёнок. Андрей признался, что на встрече Нового года в компании коллег по работе познакомился с девушкой, выпили вина, танцевали… Словом, случилось то, чего допускать было нельзя. В результате он должен был жениться, клялся, что меня любит по-прежнему. Похмелье было для него очень горьким. Девушка моложе его на десять лет, её жаль, так как она выросла в детском доме. Никого, кроме Андрея, у неё нет. Оставить её он, порядочный человек, не мог. «Прости, Машенька, Бога ради. Я верю, что у тебя сложится всё хорошо, моя любовь, Ты заслуживаешь быть по-настоящему счастливой», — так написал суженый в своём последнем письме. Как тут не вспомнить слова романса:
               
                Для чего ты сказал
                Среди белого дня,
                Что её ты жалеешь,
                А любишь меня.

 Милые мои, как я страдала, прекрасно понимая, что теперь никогда не буду счастливой. Сколько слёз пролила, вспоминала свои мучительные сны, оказалось, они мне предсказывали, что  навсегда останусь без любимого, поэтому ни разу не могла его встретить на вокзале. Для меня, действительно, земля опустела. Ничто не могло меня отвлечь от горьких мыслей.  Так в душевной муке закончила институт. И тут случилось невероятное — меня направили работать в его родной город, где открывался новый завод. Городок совсем не большой, в котором один рынок, где возможна когда-нибудь встреча с Андреем. Я не строила для себя никаких планов, просто мечтала увидеть его хотя бы издали. По приезде на работу меня поселили в общежитии, в комнате на двоих. Жили там дружно. На работе коллектив оказался хороший. Всё было нормально, только я по-прежнему не могла забыть любимого мужчину, поэтому ни с кем из ребят не дружила. Так прошло три года. Однажды пошла в парикмахерскую в центр города, сижу за столиком маникюрши, наблюдаю, как она ловко орудует своими инструментами. И вдруг меня, как током ударило, я бросила взгляд на улицу. Там, за окном, на тротуаре стоял Андрей, а рядом с ним — молодая худенькая белокурая женщина держала за руку маленькую тёмноволосую девочку. От неожиданности меня бросило в дрожь, а лицо видно, так побелело, что мастер испуганно спросила:
— Девушка, что с вами, я вам больно, что ли , сделала?
— Нет, всё хорошо, не переживайте, вы ни в чём не виноваты. Сейчас всё пройдёт. Андрюша за это время совсем не изменился. И тут я поняла, что моя первая любовь ещё очень долго не отпустит меня. Если бы он был холост, никогда бы первой замуж не вышла. Пыталась ей-богу честно забыть его, повторяя в мыслях слова песни:

                Эту боль перетерпя,
                Я дышать не перестану.
                Всё равно счастливой стану,
                Даже если без тебя!

Только мне эти строчки почему-то никак не помогали. Надежды  никакой не было. Андрей, серьёзный семейный человек, потерян для меня навсегда. Что поделаешь? Значит, не судьба. Что делать со своим глубоким чувством? Просила Бога, чтобы помог избавиться от этой напасти. Прошло ещё два года, но душевная боль меня не покидала, радость жизни не чувствовала ни в большом, ни в малом, а когда в мыслях возникал Андрюша, мою грудь будто шилом кто прокалывал. Говорят, что людей незаменимых нет. Неправда! Мне любимого никто не смог заменить!

Глава третья

Семь лет прошло с тех пор, когда я провожала суженого в его родной город на работу, а ничего не изменилось в моей душе: я любила его по-прежнему.
Однажды мне приснился цветной сон: будто я стою на родном нашем лугу среди васильков, средина которых сплошь покрыта алым цветом, и только кончики лепестков синие, отчего они казались алыми, смотрю на них и удивляюсь этому чуду.

Не прошло и недели после сна, как на наш завод приехал Владимир, новый мастер в большой механический цех.  Он довольно быстро освоился на новом месте. Первый раз я его увидела на собрании ИТР и была поражена внешним сходством с Андреем. Мужчина такой же серьёзный, тоже тёмноволосый, с большими карими глазами, с благородными чертами лица, подтянутый, аккуратный.  Думаю: внешне он был даже красивее Андрея, но самое главное, что был холост. Еженедельно мы встречались на обсуждениях заводских дел. Иногда после работы вместе шли домой, обсуждали общие рабочие дела, делились мнениями, болтали о разном. Постепенно мастер стал за мной ухаживать и вскоре сделал мне предложение. Мне к этому времени исполнилось двадцать семь лет, пора подумать о своём гнезде, о детях. "Полюбить, как Андрея,  всё равно никого не смогу,- размышляла я. - Ждать больше нечего, подумав, дала согласие". Смотрю на жениха, мне всё в нём нравится, но вот беда — нет у меня к нему чувств, какие должны быть у невесты перед свадьбой. Ну, думаю: придёт время, и он станет дороже, ближе, роднее, чем Андрей. Таким мужем можно и нужно гордиться. На заводе его уважали, как толкового специалиста и руководителя. Отпраздновали скромную свадьбу, дали молодой семье отдельную комнату в общежитии, через год родился у нас сын. Владимир, хороший отец, много занимался с малышом. Потекла спокойная семейная жизнь. Я очень старалась быть хорошей женой и матерью, жили с мужем в полном согласии.

Прошло ещё около десяти лет, уже мой сын Никита учился в третьем классе, когда я случайно встретила Андрея. Он вышел из автобуса и пошёл по одной из центральных улиц города, видимо, недалеко от остановки находился его дом. Как всегда, чисто выбрит, аккуратно одет, по-прежнему красив.
Милые мои, как заныло, заколотилось моё сердце, оно испытало настоящий шок. Будто и не было стольких лет разлуки. Мой единственный любимый мужчина уходил, наверное,  домой, но какой же по-прежнему родной, близкий он оставался для меня! Совсем не оправдались мои надежды на то, что семейная жизнь сблизит меня с Владимиром, который станет мне дороже и ближе, чем моя первая любовь. Нет, этого не случилось! Да, сын нас сделал родными людьми, но таким любимым, о чём мечтала, муж так и не стал. Тогда я убедилась, что вовсе не важно, какая это была любовь — платоническая или семейная. Родней и ближе тот, к которому испытываешь больше чувств любви, но есть у семейного человека долг и совесть, о которых нельзя забывать!
Андрей уходил от остановки всё дальше и дальше, я его не окликнула, наоборот, закрылась капюшоном, когда он выходил из автобуса, чтобы не встретиться с ним взглядом. Зачем? Никогда бы себе не простила, если бы даже в мыслях как-то обидела, унизила, предала своего Владимира, хорошего мужа и отца. Ведь измена любого из супругов — это всегда унижение семьи, а я свою - люблю и берегу её честь. Мне нельзя гневить Бога, он послал мне доброго, порядочного мужчину. Ну, а первая любовь, видно, для того нам и дана, чтобы о ней никогда не забывать. Дружба и семейная жизнь — вещи разные. Бывает: любовь куда-то уходит, когда приходит разочарование в любимом в процессе семейной жизни. И всё-таки убеждена, что замуж надо выходить только по большой любви, пусть даже она и обманет ожидания. Тут уж, как повезёт, заранее ничего нельзя знать, как сложится семейная жизнь.

Мужу никогда не говорила о своей большой любви. Считаю, что это правильно: не надо тревожить его зря, давать повод для ревности.

Ах, мои милые родные люди, вам всё-таки признаюсь, что хотела бы встретить Андрея ещё раз в глубокой старости, чтобы попрощаться с ним навсегда. Удастся ли свидеться? Вряд ли? Вот так проходила моя личная жизнь, но, несмотря на сказанное, всё-таки я счастливая женщина: судьба подарила мне встречу с Владимиром и спокойную семейную жизнь. Сейчас сын работает на том же заводе, где работали мы, его родители, женился, у нас есть два внука, которых мы обожаем. Всё хорошо, только годы неумолимо бегут вперёд, и всё-таки среди жизненных забот нет-нет, да и защемит сердце: как сложилась жизнь у Андрея? Всё ли у него в порядке? Здорова ли его семья? Живет ли он в родном городе или приезжает только в отпуск к сестре. О нём ничего не знаю, ни разу не встречала в течение двадцати последних лет. Так хочется, чтобы он был счастлив». Тяжело вздохнув, Маша замолчала, задумалась…

Ни Юля, ни Аня не прерывали её исповедь, слушали, затаив дыхание, — понимали, что она всю свою прошедшую жизнь не могла ни с кем поделиться своей личной судьбой, и как ей этого не хватало.

Наступила тишина, подруги молчали, думали, потрясённые услышанным, а потом Аня спросила:
— Машка, да ты и сейчас любишь, простив тогда его предательство?
— Люблю и желаю ему счастья. Мне хорошо при мысли, что он где-то живёт в этом мире. В жизни человека иногда бывают такие события, которых он никогда не планировал, а случилось. Так Богу было угодно! Его жена — сирота. Вот Господь и послал ей счастье за её детские страдания. Андрей, порядочный человек, поступил правильно в данном случае, его есть за что любить. Очень надеюсь, что у них всё хорошо. И меня Боженька не обидел. Может, мой Владимир и добрее, и лучше, только я этого не знаю, а потому всегда берегу честь своей семьи. Ну, а первая любовь всегда со мной, забыть её невозможно!
— Д-а-а! Ты среди нас однолюбка, Маша, — подвела итог исповеди Юля.

Глава четвёртая

— Нет, не только она, — отозвалась Аня. —  Моя личная жизнь не менее заслуживает внимания. И она стала говорить: — Когда я была ещё студенткой, познакомилась с курсантом военного училища, встречались с ним, пока он не закончил учёбу, после чего был направлен служить в северный город. Климат там, знаете, суровый. Два года подряд он делил отпуск между родителями и мной. В третий отпуск он приехал с твёрдым намерением забрать меня с собой. Я уже тогда работала врачом-лаборантом в больнице, к моему несчастью, у меня началось сильное хроническое обострение полиартрита. В таком состоянии ехать с ним мне врачи не рекомендовали. Я решила остаться ещё ненадолго, а потом, подлечившись, поехать к нему. Если бы знала тогда, что меня ждёт? Наверное, полумёртвая, но уехала бы с ним, когда звал. Мы продолжали переписываться. В одном из писем он написал, что я, наверное, специально тяну с переездом, что больше не люблю его. Мне показалось это обидным. Как он мог такое подумать? Мы поссорились в письмах, но я никогда не думала, что это навсегда. Через два месяца, после ссоры, он женился на однокласснице, сделав ей предложение в письме, она согласилась и быстро умчалась к нему.
Дальше жизнь продолжалась так же, как и у Маши. Не буду подробно о ней рассказывать. Одно скажу: я дала себе слово не выходить никогда замуж, если не сложилась жизнь с тем, кого сильно любила. В отличие от Маши мы жили с ним вместе, когда приезжал ко мне на две недели в отпуск. Я его считала уже мужем, мне в голову даже такая мысль не приходила, что мы с Вадимом поссоримся и расстанемся. Так, я осталась одна. Проходил год за годом, а я так и не могла никого полюбить, поэтому замуж не собиралась, а как складывалась судьба любимого знала от общих знакомых. Прошло девять лет, и мне его товарищ сообщил, что три месяца назад жена Вадима умерла от тяжёлой болезни, осталась у него дочка восьми лет, воспитание которой он не доверил никому из близких. В это самое тяжёлое для него время я написала ему письмо, где призналась, что люблю его одного до сих пор, буду рада уехать с ним хоть к чёрту на кулички, стану хорошей мамой для его малышки. С нетерпением ждала от него ответа. Пришло письмо, где он написал, что приедет на несколько дней ко мне с дочкой, когда пройдёт год после смерти жены. Мы писали часто друг другу. Прошло ещё почти полтора года. В один из дней июля он приехал ко мне с девочкой Светой на одну неделю. Мы хорошо общались, гуляли по городу, ходили в парки, решили быть всегда вместе. Девочка, худенькая, бледненькая, напоминала мне тростиночку, её серые глазки часто застилала грусть. Мне очень жаль было ребёнка, на детство которого выпало такое горе! В душе моей родилась клятва — сделать всё возможное и невозможное, чтобы Светочка потихоньку забывала о своей самой большой детской беде. Через полгода Вадим перевёлся служить в город, где кончал училище, где и познакомились. Вскоре мы поженились, с дочкой сложились хорошие доверительные отношения. Через два года у нас родился сын. Детей обоих люблю одинаково сильно. Сейчас наша Светочка уже замужем, и у нас растёт любимая внучка, сын закончил то же училище, что и отец, служить будет в Мурманске. Первый год его с нами нет. Я очень счастлива со своим мужем.
      
— Аня, неужели ты так бы и прожила одна, если бы не вышла замуж за Вадима? — задала вопрос Юля.
— Да, замуж ни за кого бы никогда не вышла, хотя предложения руки и сердца, не скрою, были, но всегда моё сердце сопротивлялось, не признавая никого из них родным, значит, чувствовало, что моё счастье ещё впереди. Благодарю Всевышнего, что удержал от неверного шага.
— Д-а-а, тоже однолюбка, — задумавшись,  проговорила Маша. — Сколько ж тебе лет было, когда ты соединила свою жизнь с любимым?
— Тридцать три года. Слава Богу, успели поднять и выучить детей, — ответила Аня.

— Ну, мои  дорогие  однолюбки, моя личная жизнь проходила как-то спокойно, без душевных мук, —  начала  повесть своей жизни Юля. — Вышла замуж за однокурсника Фёдора, среднего роста, крепкого телосложения, светловолосого, сероглазого, неприметной внешности, но трудолюбивого, рукастого, всё умеющего делать, за что ни возьмётся.
По распределению  попали в Казахстан, там у нас родилось двое детей. Сейчас они     уже взрослые, живут со своими семьями отдельно. Были, конечно, в жизни свои трудности и беды. Когда Советский Союз распался, вернулись домой — в Россию. Здесь пришлось начинать сначала обустраивать свою жизнь. Выделили нам на новом месте участок для строительства дома в сельской местности. Благодаря умелым рукам мужа, за два года выстроили свой  просторный дом, разбили сад. Фёдор устроился работать механиком, а я — ветврачом. Те годы для семьи были самыми трудными. Дети учились, строился дом, денег не хватало на самое необходимое, но выдюжили. Сейчас у нас всё хорошо. Мужем своим очень довольна, горжусь его золотыми руками. Он ведь тоже, как и я, ветврач, но двоим места не было, поэтому он стал работать механиком, благо руки торчат, откуда надо. Выходит, я самая счастливая из вас в личной жизни, прожила все годы без особых потрясений. Очень рада, Анечка, наконец-то, в твоей душе наступил покой. Ах, мои самые близкие люди, а я и не знала, что вы способны на такое глубокое чувство, такую преданность первой любви. Значит, правду говорят люди, что любовь бывает только раз. Мне просто повезло, что полюбила и сразу вышла  за любимого замуж, а ещё посчастливилось в том, что мой избранник не разочаровал меня в совместной жизни. Наоборот, чем дальше плывёт наша семейная лодка в жизненном море, тем крепче наша любовь.

Глава пятая
               
Весь день подружки проговорили, узнали многое о жизни друг друга, радовались встрече. Будто и не было долгих лет разлуки, так они снова были близки. Никто им не мешал, и только сорока временами прилетала на дуб и громко стрекотала, распугивая отдыхающих на нём мелких птиц, да изредка каркала, пролетая, ворона.

День подходил к концу, заходящее солнце ярко осветило последний раз цветущий луг, шёлковый ковыль, переливающийся от предвечернего ветерка, как волны моря в спокойную погоду, и устало опустилось за горизонт. Замолчали многие птицы, пора возвращаться в село.

В течение пяти дней встречались верные подруги и никак не могли наговориться. Теперь они удивлялись тому, что так долго не встречались со своей малой родиной, родной природой, своими односельчанами, хотя давно нет в живых школьного сторожа, много лет прошло, как Юля  потеряла бабушку, а Маша — маму, не живут в селе и Анины родные. уже не стало и их учителей. По сути, никого из близких уже в селе не осталось, но малая родина, родная земля, цветущий луг, степи будут их призывать к себе, пока будут силы возвращаться сюда. Эта встреча оставила в их душах очень глубокий след. Договорились обязательно встречаться чаще, а пока писать друг другу письма. Слово своё сдержали, скучали, делились сокровенным, ждали встречи.

За семь лет, прошедших после первой встречи, приезжали  в родное село дважды, как всегда, были  счастливы. У всех взрослые дети, внуки, всё шло своим чередом. И вот прошло ещё восемь лет. Подружки-бабушки решили встретиться ещё раз. Рассудили здраво, что по возрасту и состоянию здоровья уже вряд ли смогут без сопровождения приехать на родину, а попрощаться с ней очень хотелось. Увидеть последний раз золото пшеничных полей, необъятные дали степей, насладиться звуками родной земли, пением степных птиц, красотой цветущего любимого луга.

Решили съехаться опять в июне. Им это удалось, собрались на любимом лугу, начались разговоры. Делились о делах в семье, радостями детей и внуков. Правда, в личной жизни Маши произошли глубокие изменения: внезапно от инсульта два года назад умер её муж, после такого стресса она заболела сама, попала в больницу, очень тяжело пережила это горе. О беде её подруги знали из писем, глубоко ей сочувствовали.

Теперь Маша, сильно похудевшая, печальная, чего раньше никогда не было, рассказала, что нового произошло за последнее время в её жизни. И вот, что она поведала: «Прошёл год после похорон Владимира. Однажды в моей квартире раздался звонок, я открыла двери и остолбенела: на пороге — Андрей, просит разрешения войти.
Оказалось, что он жил в другом городе, но ежегодно приезжал в отпуск с  семьёй к своей сестре. Через старых друзей  узнал, что меня направили на работу по распределению на новый завод в его родной город. С тех пор с помощью сестры был в курсе дела, как складывалась моя  судьба и жизнь, радовался, что у меня всё хорошо. Признавался, что любовь ко мне его тоже никогда не покидала, проклинал тот злополучный Новый год, который разлучил нас навсегда. В его семье было всё благополучно. Вырос сын, работает наладчиком станков, у которого есть две дочери. Всё хорошо, но всю жизнь, по его искреннему признанию, он не мог меня забыть, как и я — его».

— Машуня, а что же дальше? — задала вопрос Аня.
— Ничего, я приготовила чай, долго говорили о том, как мелькали годы за работой и семейными заботами.
— Как же он решился прийти к тебе? — поинтересовалась Юля.
— Андрей знал, что Владимира уже больше года нет в живых, да и сам он болен: решил объясниться и успеть попрощаться со мной, а потом добавила: — Недаром кололо моё сердце, когда вспоминала о нём, чувствовало оно, что у любимого не всё хорошо. За последние годы он перенёс две сложные операции.
- Машуня, он сильно изменился с тех пор? Ты его сразу узнала? — задала опять вопросы Аня.
— Для меня он, как прежде, красивый, как бы ни изменили его годы. Можно ли забыть, если всю жизнь помнила каждую мелкую морщинку на его лице?  И мои чувства к нему не изменились. Андрей остался таким же близким и родным, — призналась Маша. — Жизнь показала, что его любовь ко мне тоже с годами не умерла, он всегда обо мне помнил, не мешал моему счастью и так же, как и я, хотел увидеться хотя бы ещё раз, поэтому и пришёл. Ну, а я рада, что глубоко любила порядочного, достойного человека. И опять смотрела на него долгим внимательным, любящим взглядом, стараясь запомнить его несколько изменившиеся черты на всю оставшуюся жизнь.
— Маша, а как вы расстались с ним на этот раз? — спросила Юля.
— Юлечка, мы проговорили с ним несколько часов, вижу: он устал. Я нежно обняла его, крепко-крепко  поцеловала на прощанье, вызвала такси и отпустила домой. Так простилась со своей первой любовью навек. Через две недели его не стало. Значит, он знал, что его дни сочтены, поэтому и пришёл ко мне. И у него было такое же желание, как и у меня, — увидеться ещё раз на краю жизни. Господь дал нам такую возможность, за что очень благодарна Всевышнему. Мне было бы очень больно, если бы это не случилось. До конца своих дней я бы очень сожалела об этом.
— Д-а-а! — протянула Юля. — Далеко-далеко не каждому даётся Богом такая любовь.

За разговором женщины не заметили, как небо заволокло с восточной стороны серыми тучами,  внезапно хлынул тёплый летний дождь, смывая с лица Маши непрошеные слёзы. Подружки укрылись под шатром дуба. К счастью, ливень скоро кончился, как и начался, ветерок прогнал дождевые облака, небо очистилось, снова выглянуло солнышко; на цветах, травах и ковыле засверкали прозрачные алмазы.

Однако, луг стал мокрым, густая трава не обещала высохнуть быстро, и бабушки- одногодки отправились в село, наслаждаясь звонким пением птиц и прекрасным степным душистым воздухом, настоянным на полевых цветах и пахучих травах. Шли медленно, любовались красотой родной земли, вспоминали слова деда Ивана о быстротечности жизни,  и каждая из них думала о том, смогут ли они ещё увидеться в родном краю? Бог весть…