Мы теряли друзей боевых...

Эдуард Зайцев
                Этот рассказ посвящается памяти Юрия Константиновича   
                Масленникова – моего командир экипажа и товарища по               
                110  военно – транспортному полку.  Полк базировался,
                в то время, на аэродроме  в посёлке Кречевицы под   
                В.Новгородом и входил в состав  3 гвардейской  военно
                – транспортной дивизии.
                * * *

  Второй час полёта  тянется бесконечно долго. Доложив по радио  диспетчеру управления воздушным движением о пролёте очередного контрольного пункта,  я снова устремил свой взгляд вниз. Наш воздушный корабль Ан-12  несёт нас над просторами Сибири. Через правое боковое стекло кабины удобно  смотреть на землю скользящим взглядом пилота, не останавливаясь на отдельных объектах. Да и объектов этих не так  уж много.  Бескрайняя тайга раскинулась  зелёным ковром от горизонта до горизонта. Иногда, отдельные полоски дорог сбегаются к маленькому селению, потом снова исчезают в сплошной зелени лесных просторов. Изредка блеснёт своим зеркалом поверхность озера или излучина реки и тут же скроется в тёмной зелени.
 Мысли разбегаются, воспоминания прочитанных книг - рисуют картины прошлого. Во времена ВОВ, над этими таёжными лесами  наши лётчики перегоняли самолёты, поставляемые из Америки. Иногда двигатели этих самолётов отказывали. Выжить в таких местах, даже при благополучном приземлении, было трудно. На многие сотни километров – безлюдные просторы. В настоящее время, кое - где,  горят рукотворные факелы  газодобывающих вышек. Люди черпают недра земли для своих нужд. Но, сколько ещё безлюдных земель!  Как же велика наша страна!
  Сонное состояние висит в кабине глухой тишиной. Радист, за моей спиной, опустив голову на руки, спит за своим столом. Бортовой техник, Геннадий Мусетов, откинулся на спинку кресла -  тоже дремлет. Иногда, он открывает один глаз, сквозь дремоту, взглядывает на приборы и снова засыпает.
 Внизу кабины, в своём кресле, штурман Валентин Павлович Чирков следит за направлением полёта. В руках у него линейка НЛ-10.  Временами, он рассчитывает время пролёта очередного  контрольного пункта и сообщает мне.  Периодически тоже замолкает, проваливаясь в тот сон, который и на сон то не похож. Вроде спишь, но всё слышишь, и даже среди многочисленных монологов радиообмена других экипажей в эфире, точно улавливаешь свой позывной, при  запросе с земли. Мне такое состояние хорошо знакомо. Иногда и я проваливался в сонное забытьё, когда от нормального сна нас отделяли многочасовые ожидания вылета на земле. Потом разрешали вылет, когда у всех уже созрело предвкушение нормального отдыха на обычной кровати. Команда: К запуску!- И снова за облака, где так хочется спать.
  Для меня, пока, в каждом полёте много нового и интересного. Стараюсь увидеть и запомнить всё, что нас окружает.  Наблюдаю  облачные картины за бортом, поглядываю на приборы, слежу за временем для очередного доклада о своём положении наземным пунктам управления.

 Сегодня,  наш экипаж  выполняет очередной рейс на Дальний Восток. На борту воинские грузы.  Аэропорт Братск,  для нас, промежуточный аэродром для дозаправки и отдыха. Далее Якутск и полуостров Камчатка. Туда мы должны доставить свой груз.
   Валентин Павлович, устав от длительного положения в рабочем кресле, вытянув шею,  выползает из штурманской кабины у наших ног.
- Спите, черти!
- Пора бы и по чайку!
  Валентин Павлович пришёл в авиацию из гражданки по набору  военкомата. Он вернулся в армию после сокращения ВВС Н.С. Хрущёвым. Теперь он уже подсчитывает оставшиеся годы до пенсии и мечтает заняться собственным хозяйством на Новгородских землях.
  Командир корабля, Юрий Константинович Масленников, оторвался от чтения толстой книги, произнёс:
 - Ну, как хорошо пишут в книжках про любовь! А на самом деле, всё часто не так!
 -- Давайте, перекусим!
 Бортовой техник по АДО, вскочив со скамейки в кабине сопровождающих, сообщил:
 - Чай готов! Кому кофе, кому чай? – заказывайте!
Через несколько минут, бортовой паёк получают все члены экипажа. Огромный бутерброд с колбасным фаршем всегда удивительно вкусен.
 - Ещё бы по 100 грамм,  -  с улыбкой произносит Валентин Павлович.
 - Какие 100 грамм?  Сейчас закончим, расскажу, как на севере летали под 100 грамм, - сказал командир.
Неторопливо пережёвывая свой ужин, обмениваемся планами  на ночлег. Если сядем в Братске, то на ужин придётся ехать в город. В аэропорту, в позднее время, ужинать негде.  От аэродрома до города почти 20 км. Как обратно добираться? Автобус ночью, наверно, не ходит.
Решили, что посоветуемся с местным населением. Там и определимся.
 После чашки горячего чая, разговоры в кабине оживляются.
    -Так, вот! В молодые годы, я летал в Тикси помощником командира корабля на Ил-14, – начал свой рассказ командир.
 Аэродромы на севере друг от друга -  на тысячу верст. Полёты продолжались много часов. Главной ценностью у нас там был спирт. Спирт выдавался на каждый самолёт в качестве противообледенительной жидкости....
 Рассказ продолжается долго. Юрий Константинович хороший рассказчик таких историй. Моя память уже давно стёрла подробности этих рассказов, но суть их была в том, что авиаторы, в тех местах, были романтиками своей работы. Их ждали всегда на самых отдалённых аэродромах. Они жили и работали на пределе человеческих возможностей в экстремальных условиях севера.
 Наш командир,  ростом под 2 метра, симпатичный  мужчина, любимец женщин, обладал огромной притягательной силой. Его неспешный разговор,  жестикуляция руками и добродушный характер, - делали его всегда душой компании. Летать с ним, слушать его многочисленные истории, учиться мастерству пилотирования самолёта - было приятно, легко и просто. Полёты всегда доставляли удовольствие и радость.
 В праздничных парадных колоннах капитан Масленников всегда был на правом фланге и выделялся своим ростом. Часто, его назначали знаменосцем нашего полка. Не претендуя на командные должности, он жил размеренной жизнью военного лётчика. Систематически летал, растил двух сыновей и получал от этого удовольствие. Рядом с ним всегда было спокойно и надёжно. Только однажды, он мне сказал:
 - Знаешь, сердечко у меня, иногда, пошаливает. Если, что случиться в полёте, ты не пугайся – бери управление. Ты сможешь сделать всё, как надо.
                ****** 
      Масленников Юрий Константинович закончил Балашовское училище лётчиков в 1957 году.  После выпуска из училища, был направлен в Винницу в отдельную транспортную авиа эскадрилью.  В Виннице  он познакомился с девушкой Людмилой, которая и стала его женой. Молодая семья недолго наслаждалась теплом Украинской земли.
 В 1958 году, лейтенанта Ю.Масленникова  направили  на север.  В суровом северном  крае, в Тикси, продолжалась  их семейная  жизнь. Молодой  лётчик, в качестве помощника командира корабля на Ил-14, находился в постоянных полётах. Авиация, в тех  краях, была единственным транспортным средством, связывающим отдалённые военные гарнизоны со всей страной. Экипажи летали с предельной нагрузкой. Только погодные условия могли надолго остановить эти перелёты. Непогода могла «приковать» экипажи на любой отдалённой точке. Так случилось, что, в очередной раз, надолго оставшись в холодной гостинице, у Юрия Масленникова развилась ангина. Лечились своими народными средствами, в основном, на основе спирта. Не долеченная простуда дала осложнение на сердце. Медицинская комиссия потребовала возвращения молодого лётчика в более благоприятные климатические условия.
 В 1962 году, старший лейтенант Ю.Масленников переводится во Псков на должность правого лётчика, на самолёт Ан-12.   В 334 втап, опытный пилот  осваивает новый для него самолёт и становится командиром корабля. На эту должность он назначается в В. Новгород,  в новый, недавно созданный,  110 военно-транспортный полк.  В 1969 году ему присваивают звание «капитан».
 Экипажи полка, в этот период, активно привлекались к крупным учениям МО СССР. Значительное время уделялось подготовке молодого лётного состава. Часто экипажи выполняли отдельные задания по перевозке по воздуху материальных средств военного назначения. Рейсы на Дальний Восток были  привычными для многих лётчиков полка.
 В 1973 году, в военном конфликте Сирии и Израиля, экипажи ВТА, по программе «воздушного моста», обеспечивали доставку воинских грузов на аэродромы Сирии. В одном из этих экипажей, вместе с Ю. Масленниковым летал и я, в качестве помощника командира корабля. В одном из полётов, мы долго искали ночью аэродром Алеппо, вокруг которого, в наше время, снова идут ожесточённые бои на многострадальной земле Сирии. Об этом рассказ в конце текста.
.                ***********
Плотно перекусив, выслушав рассказ командира и несколько анекдотов, экипаж снова замолкает. Радист запросил погоду в Братске. Метеоусловия обеспечивают нам посадку. Начинаем готовиться.
По схемам аэродрома аэропорта Братска просмотрели с командиром все особенности для захода на посадку. Выписали  данные для радиосвязи. Штурман доложил о предполагаемой  схеме выхода на аэродром. За бортом, уже ночная темнота поглотила все  наземные ориентиры. Изредка, внизу, просматриваются световые огни небольших селений и городов.
 Снижение с высоты эшелона до высоты захода на посадку всегда сопровождается интенсивным радиообменом. Весь экипаж сосредоточен и внимателен. Внизу, всё плотнее огни населённых пунктов. Величественно раскинулась Братская ГЭС, освещённая гирляндами огней.  Через несколько минут колёса нашего воздушного корабля, коснувшись бетона, плавно подкатили лайнер к перрону аэровокзала.
                ************
 С Юрием Константиновичем Масленниковым я летал до 1974 года. На очередной медицинской комиссии, по заключению врачей, он был признан не годным для продолжения лётной работы.
 Провожали командира тепло и дружно всем экипажем. Радовало, что он остаётся в полку на штабной работе. Вскоре ему было присвоено звание «майор». В должности заместителя начальника штаба полка жизнь семьи  вошла в размеренный ритм. Подрастали дети, в свободное время можно было  отправиться в лес за грибами или ягодами.
 Гарнизон Кречевицы, расположенный на берегу р. Волхов, располагал всеми возможностями для путешествий по воде. Однажды, в дальней поездке за клюквой, сердце Ю. Масленникова дало сбой. С трудом, при помощи своего спутника, добрались до дома. Несколько дней медики пытались спасти Юрия Константиновича. К сожалению, им это не удалось, 30 октября 1978 года его сердце остановилось.
 В последний путь провожали Юрия Константиновича всем авиационным гарнизоном. Похоронили его  на кладбище посёлка Кречевицы. 
 Отдавая дань уважения  своему командиру и товарищу, я написал этот рассказ. В нашей памяти мы храним всех тех, кто помогал нам в жизни, кто делил с нами все трудности и невзгоды, кто достойно прошёл по жизни, оставив на земле добрый след.

 О полётах в Сирию с Масленниковым Ю.К.
http://www.proza.ru/2015/10/16/1281
.