Еще одна полезная миниатюра

Игорь Поливанов
       Любой мало-мальски просвещенный читатель, прочитав мои «Записки», заметит, может  с сожалением о потерянном времени, что ничего нового для себя в них не нашел. Но я не чувствую за собой вины за это, поскольку предваряя каждую главу эпиграфом, я предупреждал, о чем пойдет речь, и вольно было каждому ограничиться чтением эпиграфа. И отчасти уже моя цель была достигнута, которая заключалась в том, чтобы напомнить мысль, высказанную когда-то в прошлом, мудрость, которая пережила века, дошла до нас, привлекла мое внимание в связи с происходящими в наше время событиями.

       Но на сей раз, то что я намерен сообщать, будет, надеюсь, приятной новостью, поскольку это мое открытие и я дарю его моим снисходительным и терпеливым читателям.

       Наверное, есть такие, но очень мало, которые не испытали, что такое зубная боль. За всю свою жизнь лично я знал только одного, Бабкова Георгия Ивановича. Его жена, моя родная тетка Елизавета Захаровна, напротив, часто страдала от зубной боли, и дядя, более с недоумением и недоверием чем с сочувствием, наблюдал ее страдания.

       И однажды сказал:

       - Как может какая-то маленькая костяшка причинять такую боль, что нельзя терпеть?

       У него до смерти остались все зубы целы, и он так и не узнал, как может болеть «маленькая костяшка». А прожил он 64 года. Зубы у него были мелкие и черные – он их никогда не чистил. И к тому же много курил. Курил он чрезвычайно много. Он не курил только в постели, когда спал. И курил одни и те же сигареты «Прима».

       Иногда он посылал меня мальчишку за своими любимыми сигаретами и я приносил ему сразу двадцать пачек. Он вытаскивал мундштук изо рта лишь когда докуривал сигарету, чтобы извлечь окурок, продуть мундштук и вставить в него новую.

       Кто знает, может «Прима» избавила его от кариеса, но я сам не курил никогда, и когда меня стали донимать зубы, уж не решился провести эксперимент, и потому мучился до недавних пор, пробуя каждый раз безрезультатно снова и снова средства, о которых узнал от кого-то. Полоскал рот содовым раствором, содово-соляным, прикладывал к больному зубу чеснок.

       Но однажды, после бессонной ночи, в преддверии второй ночи, мне пришла в голову мысль попробовать спиртовую настойку золотого уса, которую я держал на всякий случай и испытывал ее при ушибах, при боли суставов. Если, - рассудил я, - она помогает снимать боль больших костей, то почему не может статься, что уймет боль «маленькой костяшки».

       Мелко измельченные листья и стебли золотого уса (думаю, что если бы листья и стебли перемолоть на мясорубке, это было бы еще лучше) заливаются спиртом и хранятся у меня в столе в темном месте уже более года.

       Я налил стакан теплой кипяченой водой, положил в воду две чайных ложечки гущи, перемешал и оставил стоять, пока гуща осела на дно. Набрал в рот и лежал в ожидании результата. Через минут двадцать боль стала заметно утихать, и вскоре совсем прошла. Я спокойно проспал до утра.

       На следующий день, напуганный зубной болью, я мало того, что полоскал рот своим изобретением после еды, но еще держал его во рту подолгу, занимаясь чем-нибудь. Перед сном снова подержал его полчаса, и эта ночь прошла спокойно.

       Вот ужу с неделю я чувствую себя счастливым. Видно, зубная боль нам дана, чтобы напомнить нам, что есть счастье.