Салат из морской капусты

Евгения Серенко
                Памяти жертв Чернобыльской катастрофы

1.

   Ага, написал-таки, поросёнок: неделю не мог собраться! Толя, сделай потише: от Пашки письмо пришло. По компьютеру, конечно, как же ещё? Позвонить-то трудно, но хоть здесь пишет – и то слава Богу! Очки мои где? Как кого спрашиваю? Тебя, конечно, кого же ещё? Ладно, не ищи: сама нашла. Та-а-ак...

   Ой, Толя! Да выключишь ты свой футбол? Орут, как резаные! Послушай, что сын пишет: «Ждите в субботу к обеду с невестой». Слышишь: с невестой! Сподобился, наконец! Хоть бы не истеричка какая! Помнишь, в прошлый раз привёз? Всё ей было не так! Ладно, дальше слушай: «Красивая, спортивная, познакомились на треке: тоже велосипедистка, зовут Элей, двадцать четыре года, живёт с бабушкой, учит детишек истории. Остальное потом».
 
   О, Боже! Попозже не мог написать? Как почему? Сегодня что? Четверг! Два дня осталось. Ничего не успею!

   Та-а-к... Сейчас список, что купить, составлю и в магазин идём. Сама сходи? Ну, конечно! А сумки Пушкин поможет нести? Ну и что, что футбол? Тоже мне, причину нашёл! Твои бугаи всю жизнь бегать будут, так что: жизнь остановится? Ладно, смотри пока, но как только я буду готова, сразу идём. И не зли меня, слышишь?

   Так. Оливье и салат из крабовых палочек – это само собой. Селёдка под шубой –тоже: для Пашки с отцом без неё стол не стол. Яйца нафарширую. Чем же их нафаршировать? Сыр есть, рыбу копчёную купим, и шпроты не забыть! Может, язык залить? Тем более, желатин есть. Ну, и нарезка – это святое. А вот что на горячее сделать? Чтоб пооригинальнее. Толя, что на горячее сделать? Как это: когда? Да выключи ты своих бугаёв! Или звук убери, надоело. Может, никуманы сделать? Как это: какие никуманы? Помнишь, в Питер ездили: Валя такими вкусными угощала! Тыква только нужна. Не знаю, может, и нет её в нашем магазине. Ладно, посмотрим. Если что, расстегаев напеку. Эля. Имя-то какое нежное! Только б не истеричка  попалась, и чтоб Пашку любила. А если что не умеет, научится. Вон, я замуж выходила: в какую воду макароны бросать, не знала – и ничего, всему научилась: торты даже пеку. Кстати, торт-то какой купить? Или самой испечь? Да нет: девочка наша спортивная, тортами не увлекается. Лучше фруктов купить: виноград, персики. Посмотрим, что там ещё есть хорошего.

   Толя, посмотри список: что я забыла? Спиртное? Точно – забыла. Сам купишь? Ну, конечно, так я тебе и доверила! Притащишь водки – только позориться. Мартини купим, шампанского. Какого ещё пива? И думать забудь! Эх, салатов маловато. Может, из морской капусты сделать? Точно: и вкусно, и полезно, и смотрится красиво. Я его в мамину салатницу положу: она так и переливается. Всё, выключай свой футбол!

 
2.


  «Ждите к обеду».

   Не мог поточнее написать! Обед и в два может быть, и в пять. Горячее-то остынет – не беда, а вот салаты если вид потеряют... Ну, наконец-то! Подожди, я сама открою.
 
 – Заходите, гости дорогие! Заждались мы уже. Значит, вы – Эля? Красивое имя.  А мы – Софья Романовна и Анатолий Павлович. Проходите, Элечка, в Пашину комнату: вот сюда, отдохните с дороги. Если нужно что-то повесить, я там плечики положила. В ванной (вот эта дверь) - чистые полотенца. В общем, устраивайтесь и к столу.

   Всё-таки хороший у Пашки вкус: красивая девочка. А если еще и ласковая, и скромная, и Пашку моего будет любить, я ей самой лучшей свекровью буду. Толя, шампанское не замёрзнет? Не пора доставать? Да ладно, ладно: сам всё знаешь, но я ж не хочу, чтоб у Эли горло заболело.

 – Ну, вот, садимся к столу. Я здесь, к кухне поближе, а вы выбирайте, кому где удобнее. Паша, ухаживай за невестой. Оливье накладывайте на тарелки, и я его на маленький столик поставлю, а то места на столе маловато. Паша, селёдку свою не забудь. Эля, любите селёдку под шубой? Пашино любимое блюдо. А вот здесь – правда, салатница красивая? это старинный хрусталь, еще моей матери – здесь морская капуста. Я в неё креветок добавила...

   Господи, что это? Смотрит на салат, будто ей змею протянули. Взяла и тут же выронила прямо на селёдку под шубой. Встала, ни на кого не глядя, и быстро ушла в Пашину комнату.
   
 – Что это с ней? – прошептал отец.

 – Понятия не имею, – ответил Паша.  – Она всегда такая спокойная.

 – Может, салат не понравился?
 
 – Может. Но бросать-то зачем? Мама, ты извини, но...

 – Паша, твою невесту зовут Элеонора? – неожиданно спокойно спросила мать. – Элеонора Мукань?

 – Да. Но я, вроде, не называл вам её полного имени, тем более – фамилии.

 – Толя, немедленно всё убери. И ещё: морской капусты в нашей семье отныне не существует.

 
3.


   Софья Романовна вошла в Пашину комнату и молча смотрела, как Эля снимает с плечиков и медленно складывает в дорожную сумку ярко-красную нарядную кофточку.
 
 – Ты помнишь меня, Нора?
 
 – Нет, – Эля удивлённо подняла заплаканные глаза.

 – А трагедию помнишь?

 – Смутно. Но...

 – Восемнадцать лет назад, – негромко заговорила Софья Романовна, – я работала в пионерском лагере. Муж летал тогда в сельхозавиации, дома почти не бывал, и мы с Пашкой всё лето проводили в лагере. Я была воспитателем, сын под присмотром: очень удобно. В июле к нам привезли группу детей из Чернобыля. На них нельзя было смотреть без слёз. Мы приводили их на пляж, - да какой там пляж: одно название! просто пологий берег тёплого озера, и они безучастно сидели на травке. Ни смеха, ни разговоров: маленькие старички с потухшими глазами. Однажды в столовой я услышала, как вожатая уговаривала светленькую девочку лет шести съесть хоть чуть-чуть морской капусты. Нам её много тогда привезли: детям был нужен йод. Девочка отворачивалась, вожатая повысила голос, и я подошла к ним:

 – Как тебя зовут, малышка?

 – Нора, – чуть слышно ответила девочка. – Нора Мукань.

 – Красивое имя. А почему ты не хочешь есть? Морская капуста полезна.

 – Лучше умереть, чем есть морскую капусту, – так же тихо ответила Нора.

   Я не сразу смогла разговорить эту девочку, а потом она всё же сказала мне, почему «Лучше умереть».

   Её папа погиб в первые дни аварии, а мама заставляла дочку есть эту капусту, чтобы не заболеть. Когда мамы не стало, малышка решила уйти вслед за ней, а чтобы уйти, не есть лекарство, за которое она принимала морскую капусту.

   Дети недолго пробыли в лагере: кого-то, как Нору, забрали родственники, кто-то попал в детский дом.

   Эля, вытри глаза и пойдём к столу. Всё будет хорошо, моя девочка.

 5.

  – Отец, ты что: опять шампанское в холодильник поставил? Давай-ка, неси! Шутка ли: Пашка невесту привёз! Или нет, подожди: налей нам с Элей вина, а вам кое-чего покрепче. Да есть у меня покрепче, давно припрятано: там, за банками с крупой и мукой стоит. Нашёл? Наливай. И давайте помянем тех, кто не дожил до нашего праздника.