Зачем человеку растения?

Юрий Панов 2
               
                Но не считай цветенье их напрасным,
                Мы к ним идем, пречистым и прекрасным,
                Когда невыносима суета.
                В. Солоухин

 Андрей Белый так объяснял истоки своего творчества. Летом в  Коктебеле он собирал камушки на берегу моря, раскладывал их особым образом, подбирая цвет и форму, в пустые коробки на вату и увозил домой.  Зимой ему достаточно было раскрыть коробку, всмотреться в узор и …  появлялась тема рассказа или повести. А Лев Толстой однажды шел по лугу в женскую пустынь  в Шамордино, где жила его любимая сестра. Он собирал букет из полевых цветов и вдруг увидел репейник, что в народе зовут «татарином».  И … родилась повесть «Хаджи-Мурат». Малиновые корзинки поражают размерами и яркостью. Защитные иглы грозно направлены на пришельцев, и, может быть, некоторые думают:"Чертополох - это я, меня тоже нельзя трогать. Я защищен!" Так и хочется иногда  сорвать «цветок», сделать это просто - весь колючий от головы до ног, он на верхушке  подставляет нам голый стебель. Но лучше не надо. Как часто порой, говоря о растениях, мы вспоминаем – а оно лекарственное, или съедобное?  А можете поверить, что растения самодостаточны, сами по себе,  с ними  можно вступать в диалог, с  ними можно общаться как с равными? Поэтам это давно доступно. Ахматова называла Пастернака «собеседником рощ».  Писать стихи, значит подслушать что-то у «молчальниц сосен», у донника, ночной тишины.  Не лучше ли по примеру  древних шотландцев почитать  чертополох как хранителя страны?  Не снопы пшеницы, не лозы винограда украшают герб Шотландии.   Есть даже орден Чертополоха. Девиз герба и ордена - "Никто не ранит меня, не поранившись сам". Лихачев называл природу духовным хозяйством русского народа. Хорошо, когда мы видим чертополох, вспомнить идущего по лугу Льва Толстого, любоваться чертополохом и, может быть, писать стихи.