Время как Творец, Сохранитель, Разрушитель

Сергей Горский Москва
               



«Чему нас учит семья и школа?» — вопросил как-то раз в шутливой песенке великий поэт из Советской России. В советской атеистической школе и в советской атеистической семье учили, что Бога нет. Какое облегчение для детей! Не надо ходить в воскресную религиозную школу. Не надо загружать свой мозг библейскими мифами и притчами. И так «нагружать всё больше нас стали почему-то, нынче в школе первый класс – вроде института...».  Не надо учить «Катехизис» и «Отче наш». Вместо этого можно весело и с пользой для дела провести время. Например, сходить в авиамодельный кружок или на дискотеку, собрать металлолом или  макулатуру, почитать научную фантастику или детективчик. Лепота!

Зато в американской воскресной школе, которую посещал в детстве будущий физик-теоретик и популяризатор науки Мичио Каку (англ. — Michio Kaku), корни которого произрастают из Японии, было место Богу, громогласно вещающему с небес «Да будет Свет!». Однако  в его же семье, воспитанной  в буддийских традициях, место Богу-Творцу не было:

             «Я был озадачен, потому что в буддизме Бога-Творца просто не существует,
             есть лишь вечная Вселенная без начала и без конца» [1].

Из этого явного противоречия любознательный мальчик докопался впоследствии до двух основных космологических концепций древнего мира:

               «Какое-то время спустя, начав изучать великие мифологии мира, я узнал о существовании двух космологических концепций. Первая основывалась на представлении о том, что Бог создал Вселенную за одно мгновение, вторая же утверждала, что Вселенная была и пребудет вечно.

              «"Не может же и то и другое быть верным", — думал я» [1].
 
Неужели не может? По закону исключённого третьего (лат. “tertium non datur”, то есть «третьего не дано») действительно не может. Знакомый сюжет: не может быть!

Закон исключённого третьего наряду с законом противоречия был впервые сформулирован  Аристотелем в его «Метафизике» (IV, 8).  Впоследствии эти законы наряду с законом тождества («A есть A») были приняты схоластами в качестве основных законов логики. Оригинальная формулировка Аристотеля:

              «Оба утверждения A и не-A не могут быть одновременно ложны».

Казалось бы: всё логично, всё бесспорно.

Но ХХ век внёс свои коррективы в логику Аристотеля. Оказалось, что в квантовой механике электрон одновременно может быть и волной, и частицей. Одновременно! И эта сверхъестественная и чуднАя (“weird”) дополнительность квантового мира отображается уже не логикой Аристотеля, из которой выросло всё христианское богословие, а  гораздо более причудливой и многозначной буддийской логикой.
 
Согласной этой логике, электрон не только может быть и волной, и частицей одновременно, но может не быть ни тем ни другим!?  Последнее  подразумевает, что «волна» и «частица» – это просто слова, а «сущее – невыразимо». Примерно как в великом трактате о Дао и дэ:

                «Дао, которое может быть высказано словами, не есть вечное Дао».
 
Семья и школа преподали юному Каку Мичио немало уроков мудрости, в которых противопоставляются мифы о творении мира и мифы о его извечном циклическом существовании мира:

             «Позднее я обнаружил, что сходные мотивы пронизывают предания и в других культурах. Например, в китайской мифологии вначале было космическое яйцо. Бог-ребенок Пань-гу чуть ли не целую вечность находился внутри яйца, которое покачивалось на волнах безграничного моря Хаоса. Когда же наконец Пань-гу вылупился из яйца, он стал стремительно расти, прибавляя в росте более трех метров в день, так что верхняя половинка яичной скорлупы стала небесным сводом, нижняя же — земной твердью. Через 18 тысяч лет Пань-гу умер, дав начало нашему миру: кровь его стала реками, глаза — Солнцем и Луной, а голос — громом.

            В мифе о Пань-гу повторяется идея, встречающаяся во многих других религиях и древних мифологиях, — о том, что Вселенная начала свое существование creatio ex nihilo (будучи сотворенной из ничего). В греческой мифологии Вселенная возникла из Хаоса (в сущности, само слово «хаос» происходит от греческого слова, означающего «бездна»). Эта пустота, лишенная каких-либо четких черт, часто представляется как некий Океан, например в вавилонской и японской мифологиях. Тот же мотив прослеживается в древнеегипетской мифологии, где бог солнца Ра появляется из яйца, покачивающегося на волнах Океана. В полинезийских мифах вместо космического яйца фигурирует скорлупа кокоса. В верованиях майя эта история подавалась в варианте, где Вселенная однажды возникла, но через каждые пять тысяч лет она умирает, чтобы возрождаться вновь и вновь, повторяя бесконечный цикл рождений и разрушений.

             Эти мифы creatio ex nihilo представляют собой ярко выраженный контраст с космологией буддизма и некоторых форм индуизма. В их космогонии (науке о рождении Космоса) Вселенная вечна, она не имеет ни начала, ни конца. Есть различные уровни существования, высшим из которых является нирвана — уровень вечный, достичь которого можно лишь при помощи медитации. В индуистской «Махапуране» написано:

            «Если Бог создал мир, то где же Он был до Создания?…
            Знайте, что мир не был создан, равно как не было создано время,
            они не имеют ни начала, ни конца» [1]. 

И вот нежданно-негаданно в индуистской Махапуране, что на санскрите означает примерно  «Великая древняя былина», появляется упоминание о Бесконечном Времени! Как и в зороастризме, где верховный бог Зерван Акарана мыслился как Бесконечное Время.
 
Зерван Акарана существовал  изначально,  когда весь мир пребывал в эмбриональном состоянии, и будет существовать вечно, когда весь мир погибнет. Помимо предания о Бесконечном Времени священная книга персов «Авеста» повествует о времени конечном  (Зерван даргахвадата),  родившемся  вместе с этим миром и, так же как и этот мир, обречённом на смерть.

И индуизм, религия индийцев, и зерванизм, религия древних персов, были рождены в духовном лоне древних ариев, они же – арийцы или индоиранцы. Из этой культурной и языковой общности впоследствии появились современные иранские и индоарийские народы, включая (кого бы вы думали?) индийцев, иранцев, славян, армян, греков, италиков, балтов, германцев, кельтов. Духовный саженец древних ариев привился и разросся буйной кроной по всей Евразии. Из него впоследствии выросли зерванизм, индуизм, буддизм, не говоря уж о мифологии греков, славян, германцев и иных народов.

В чём-то духовные корни  древних ариев проглядываются в наследии их многочисленных потомков. Это касается даже языка.  Так, древнеиндийский санскрит, на котором говорил сам Будда, и русский язык – потомок и наследник протославянского языка – относятся к одной индоевропейской языковой семье.

Поэтому русское слово Бог и индийское Бхага значат одно и то же (вспомните «Бхагавадгиту»  –  «Песнь Божества»).  Поэтому цифра 3 (три) по-русски и на санскрите (а также на английском  – “Three”  и французском  –  “Trois”) звучат одинаково. Поэтому имя древнеиндийского бога огня «Агни» легко запомнить любому  русскому человеку. Поэтому буддийские «Джатаки» (рассказы о перевоплощениях Будды) очень созвучны русскому «Жития».  Поэтому  «трын» на санскрите значит «трава» на русском, «балабол» на санскрите значит «болтливый ребёнок» на русском, «пиво» на санскрите значит «питьё» на русском. Поэтому слова «яма», «куча», «вал» звучат на обоих языках абсолютно одинаково. Поэтому существует более сотни практически идентичных совпадений древнейших слов [2].

Поэтому древняя славянская мифология во главе с Громовержцем Перуном  во многом сродни древней индийской мифологии во главе с воителем Индрой.  Именно поэтому надо твёрдо знать и помнить, что исконная славянская языческая культура гораздо ближе индийской культуре Вед, чем иудео-христианской традиции, и что задолго до того, как тверской купец Афанасий Никитин совершил своё знаменитое «хожение за три моря», все мы – индийцы, иранцы, славяне, армяне, греки, италики, балты, германцы, кельты – вышли  из одного рода-племени – древних ариев («благородных»).

В древней индийской мифологии существует целая триада верховных богов, на санскрите – Тримурти («три лика»): Брахма – Творец мира, Вишну – Сохранитель мира, Шиву – Разрушитель мира. А, для сравнения, Святая Троица в христианстве состоит из Бога-Отца, Бога-Сына, Бога-Святого Духа.

С одной стороны, индийская Махапурана, как и священные тексты зороастрийцев,  говорит о Бесконечном Времени. С другой – о Брахме, Вишну и Шиве, трёх священных ликах индуизма, первый из которых – Творец мира. Не является ли это двумя сторонами одной и той же медали?

Согласно древним индийским текстам и гимнам, древнему эпосу «Махабхарата», Творец мира Брахма рождается в яйце, золотом зародыше, плавающем  в первобытных водах. Он  проводит  в яйце год, после чего  силой мысли(!) разделяет яйцо на две половинки. Из одной создаётся небо, из другой – земля. Далее нерасчленённая космическая стихия под воздействием самозародившегося звука (вспомним библейское: «В начале было Слово…») образовала  пять элементов: эфир, воздух, огонь, воду,  землю.  Именно в таком порядке, в порядке движения от тонкой материи к более грубой. В процессе сгущения, огрубления всё сильнее проявляется Майя, материальная иллюзия,  затуманивающая и искажающая истинную реальность. Дальше появляется  мысль, а ещё позже – боги, жертвоприношение, три веды, звёзды, время, горы, равнины, моря, реки.  Затем возникают люди со своими страстями.

Сам Брахма разделяется далее на две части – мужскую и женскую. После этого создаются растения, животные, птицы, насекомые, демоны. Брахма является тем высшим объективным началом, творческим принципом существования, из оплотнения и воплощения которого возник весь тварный мир.

Бог-Творец Брахма затем трансформировался в высшее духовное начало мира и в высшую реальность – Брахмана:

              «Всё рождается из Брахмана и в него уходит».

              «Всё, что ни есть, есть Брахман».

              «Тогда не было не существующего, и не было несуществующего,
               ни царства воздуха, ни неба над ним. Только нечто единое,
               бездыханное  — дышало… не было ни смерти, ни бессмертия тогда…
               не было ни неба, ни земли, ни дня, ни ночи…» [3]

А христианство почитает свою Святую Троицу, где во главе – Бог-Творец Мира. И каким-то чудом библейский Творец и Вседержитель мира порой удивительно напоминает по своей внутренней сущности Зервана Акарана, Верховного Бога, Бесконечное Время. Вспомним книгу Апокалипсиса:

             «Я есть Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь,
              Который есть и был и грядет, Вседержитель» [4].

            «И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец;
            жаждущему дам даром от источника воды живой.
            Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» [5].

            «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его.
            Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» [6]. 

Везде Бог-Творец и Вседержитель мира выступает как «Альфа и Омега», начало и конец мира. Объедините эти точки в одну и получите Бесконечное Время – абсолютно симметричную реальность,  фазовый переход которой в конечную, несимметричную реальность и приводит, по идее, к Большому Взрыву.

А в буддизме, так же как и индуизм зародившемся в Древней Индии, но отрицающем тем не менее авторитет священных Вед, Бога нет. Циклическое движение мира под названием «Сансара» есть, неумолимое космическое действие под названием «Карма» тоже есть. А вот Бога-Творца нет, как заметил Каку Митио, «есть лишь вечная Вселенная без начала и без конца».

И вот после этого краткого очерка в историю мифологии и религии вспомним про Бесконечное Физическое Время. Это уже не миф, а научная гипотеза, которая неплохо решает некоторые парадоксы и загадки.
 
И, как нетрудно заметить, термодинамическая стрела времени выполнят роль индуистского Шивы – Разрушителя мира.  Реверс Времени в виде негэнтропийной стрелы времени – его Сохранитель. А вот само Бесконечное Время, «Альфа и Омега», – это Творец мира. Все три лика Времени объединяются в Бесконечном Времени, в котором потенциально существует циклическое Творение, Сохранение, Разрушение. И теистическая идея Творца, таким образом, не противоречит идее бесконечного мира и Бесконечного Времени. Скорее, одно дополняет другое. Бесконечное Время и есть Творец!
 
Какой вывод из всего этого можно сделать?  То, что верно и христианство, где есть Бог-Творец мира, и буддизм, где Бога-Творца не существует, и индуизм, где есть Брахма, Вишну и Шива, и даже зерванизм, где есть Бесконечное Время. Просто все наше представления и о том, и о другом, и о третьем, и о четвёртом, и о пятом, и о десятом, неполны и ограничены.

Все наши знания и представления пусты, как говорил великий буддийский патриарх Нагарджуна (Серебряный Змей), и любое учение освещает мир лишь «некоторым образом» и лишь в «каком-то отношении». Они не отражают истинную реальность, которая ограничена и нашей нейронной сетью, и нашем языком, и даже математикой, претендующей на абсолютную истину, но спотыкающуюся на неполноту и противоречивость, следующую из теоремы Гёделя.

Вслед за индийским мудрецом Нагарджуной, утверждавшего, что Все наши знания и представления пусты, вспомним китайского мудреца Лао-цзы, утверждавшего, что сущее невыразимо.

Что имеем в сухом остатке? «Всё реальное — неописываемо, всё описываемое — нереально» [7]. 


Продолжение следует: http://www.proza.ru/2016/04/22/1211

Примечания:

1. Каку Мичио, «Параллельные миры: Об устройстве мироздания, высших измерениях и будущем Космоса», Глава I
2. Сходство русского языка и санскрита: http://antiqu.narod.ru/sanskrit.htm
3. Ригведа X, 129
4. Откровение 1:8
5. Откровение 21:6-7
6. Откровение 22:12-1
7. Евгений Тоpчинов, «Религии мира: опыт запредельного»