Портсигар

Александр Маевский
Портсигар

Поздней осенью, вернее, уже ранней зимой, наконец, завершили мы работу на своём объекте. Все бригады давно выехали домой, вылетели на "Большую землю" самолётами. Лишь моя банда радовалась, находясь в тайге, что кончилось время дикое, можно будет сбрить свои бороды, скинуть латаные-перелатаные энцефалитки и сапоги- валенки и одеться в цивильную одежду. Но для этого нам предстояло проехать до базы партии километров сто пятьдесят по старым геофизическим профилям, уже хорошо так засыпанным снегом. Решили ехать рано утречком, а с вечера устроили прощальную пирушку. Мы заранее нагнали бражку в десятилитровой алюминиевой канистре, которая к концу брожения из плоской превратилась в почти круглую- так её распёрло, пока бражка бродила. А бражка у нас была знатная- не просто сахар, дрожжи и вода, а поставлена она была на карамельках- настоящий букет. Там были и Дубок, и Вишня, и Клубника со сливками, Апельсиновые и Лимонные. Карамельки к этому времени потеряли товарный вид, слиплись бесформенным комком. Мы их просто накидали внутрь канистры, залили водой и добавили дрожжей. Конфеты растворились, а фантики всплыли наверх, где мы их и выловили аккуратно. В общем, получилась не бражка, а вино с пузырьками газа- почти шампанское таёжного рoзлива. Вкусно-ое, страсть. И хмельное. В палатке уютно потрескивала печка, на импровизированном столе стояла и лежала незатейливая закуска, а мы чокались кружками и радостно поздравляли друг друга с окончанием полевых работ.

Когда градус в крови вырос, захотелось чего-то совершить. У рабочего Толика по кличке пан Спортсмен был сделан оригинальный портсигар. Он сам его изготовил из консервной банки и дерева. Обработал красиво, что-то типа гравировки выполнил, какие-то рисунки нанёс. И поспорил я с Толей- бывшим учителем физкультуры, что прострелю его портсигар из карабина за двести метров. Ставкой была бутылка хорошего сухого вина по приезду домой. Остальные ребята сначала отговаривали Толяна, уж больно красив был портсигар, а карабин мой бил замечательно. Наконец, мы ударили по рукам, Толя даже дал мне фору, разрешив потратить всю обойму, так как на улице уже начало смеркаться. Кто-то из мужиков унёс портсигар по профилю за двести метров (а кто знает- может, больше или меньше двухсот) от палатки, закрепил на палке, воткнутой в снег. Вернулся к нам и с интересом стал ждать результата стрельбы.
Я укрепил карабин на каком-то ящике. Целюсь и не вижу ни черта, темнеет. Решили поставить зажённую свечку сверху портсигара. Вот по ней я и начал палить. Выпустил добросовестно все пять пуль по цели. Свечка свалилась после второго выстрела, и ребята закричали дружно:
- Ну, Толян, с тебя пузырь!!!
Отстрелявшись, я снисходительно произнёс:
- Ты уж извини, Толик, но твоему портсигару хана пришла.
Толя растроенно вздохнул и отправился к мишени. Назад он бежал вприпрыжку, и мне это показалось подозрительным.
- Ни хрена ты не попал. Цел мой портсигар, а с тебя бутылка.

Прикончив бражку, переночевали, погрузили палатку и вещи и отправились в путь. Я сижу в кабине с водителем- моим бессменным Мишей Орловым, карабин сбоку лежит, а парни наверху расположились- на кабине и тенте вездехода. Вдруг раздались удары кулаком по крыше- явный сигнал, что заметили зверя. Распахиваю дверцу, одновременно подхватывая карабин, и вижу, что метрах в пятидесяти от нас на профиль медленно выходят дикие северные олени- штук пять-шесть. На нас совершенно не реагируют и бредут себе тихонько. Передёргиваю затвор, прикладываю карабин к плечу, нажимаю на курок. Щёлк.. Осечка? Снова затвор назад-вперёд. Щёлк... Отвожу затвор, заглядываю внутрьи вижу, что там нет патронов. После вчерашнего пари я позабыл зарядить карабин, а остальные патроны лежали в чемодане в кузове вездехода. Поворачиваю голову и натыкаюсь на изумлённый взгляд Мишки.
- Да как же ты мог забыть про патроны? Сейчас бы свеженинку на базу привезли. Эх...

Мишка от обиды даже перестал со мной разговаривать... часа на полтора. Лишь изредка бурчал, вроде бы тихо, но я-то слышал:
- Спорщики хреновы, патроны по банкам растреляли, а олени по головам теперь ходят. Детский сад...
Я в ответ тяжело вздыхал, понимая, что лишил Мишку удовольствия поесть свежего мясца в конце сезона.

А когда вернулись домой, ко мне в гости пришёл Толя- Пан Спортсмен. Мы с ним поболтали о том о сём, а потом он стал так ненавязчиво крутить в руках свой непростреленный портсигар. Я засмеялся.
- Да не забыл я, не забыл. Стоит в холодильнике, тебя дожидается бутылка Саперави.
Мы с ним её выпили, естественно,  но когда на этом заканчивалось? Пошли в гараж к ребятам, к нам присоединялось всё больше коллег, откуда-то появлялисъ всевозможные бутылки, и организовался стихийный праздник полевиков, посвящённый портсигару. Кстати, потом Толя так и не вспомнил, кому он его, всё-таки, подарил на той гулянке.