Воспоминания детства. Карусель

Стас Литвинов
На снимке: Арзамас, улица "Красные ряды" послевоенного времени.


               

- Герка! Стаська! - сунув голову в проём приоткрытой двери позвал Лялька Абросимов. – Айда к Ленинскому садику, там карусель приехала!

   Лялька Абросимов, белобрысый 9-тилетний мальчишка,  который с матерью Еленой Сергеевной и старшей сестрой Галей жил в соседней  квартире, только что услышал от своей матери такую необычную новость. Елена Сергеевна работала продавщицей в маленьком хлебном магазинчике, который располагался недалеко от того места, где вчера поздно  вечером неожиданно  появилась детская карусель. Это было событием для Арзамаса, где только по базарным дням собиралась толпа народу, а для детворы вообще развлечений не было кроме тех, что они придумывали сами для себя. Карусель никто из детей ещё никогда не видел, а потому Елена Сергеевна и рассказала эту новость  сыну. Тот, естественно, сразу позвал своих друзей братьев Литвиновых, чтобы быстрее бежать и  увидеть эту самую карусель.

- Мама сказала, что прокатиться стоит один рубль, - показал Лялька деньги, полученные на билет.

   Братья Литвиновы обступили гонца, принесшего необычную новость, но цена билета ставила под сомнение получить удовольствие от катания на карусели, которую они видели только на красочной картинке в «Букваре». 

- Мам! А можно нам прокатиться на карусели? - братья задали матери такой тяжёлый вопрос, что она невольно крепче сжала в кулаке свой тощий кошелёк. Но ей было жалко своих детей, а потому разжав кулак и покопавшись в кошельке, она достала так нужные в хозяйстве три рубля и протянула их старшему Гере:-
- Вот вам на билеты, но возьмите с собой Тамару, - поставила она условие, – пусть и она покатается с вами.

   Их сестра Тамара, боясь что её не дождутся, быстро застегнула свои сандалии и выскочила из квартиры. Дома остался Пират, который недовольно лаял, не понимая почему его в этот раз не взяли с собой,  и  мать, державшая за руку младшего сынишку Колю.

   От их дома вверх вела улица с необычным названием «Красные ряды».  Кирпичные двухэтажные дома с облупившейся штукатуркой стояли вплотную друг к другу. Первый этаж каждого дома был отдан под магазин, а верхний - жилой. Магазины того времени были скромны и по размеру и по ассортименту товаров.  Правда, был здесь один небольшой магазинчик, над входной дверью которого выделялась вывеска «Табак». Его необычность была в том, что внутри он был отделан панелями с хохломской росписью, которые  создавали ощущение присутствия в какой-то сказке.  Лёгкий запах табака  встречал посетителя ещё на улице, где в магазинном окне была выставлена картина, на которой лихой моряк с усами и  в тельняшке  держал в зубах трубку. Зубы у моряка были белые-белые, а из трубки вился дымок. Мальчишки с удовольствием вдыхали здесь волнующие запахи взрослой жизни.  Поскольку в зимнее время улицы этого заштатного городка никто не чистил, что нисколько не мешало проезду  гужевого транспорта, то горка у «Красных рядов» служила любимым местом  ребятишек. По вечерам они устраивали здесь катания на санках. Держась друг за друга и образовав из санок настоящий обоз, хохочущая ребятня  с весёлым шумом скатывалась вниз по улице. Редкие уличные фонари освещали эту весёлую ораву, а тусклые окна домов наблюдали за беззаботным детским весельем. 

   Сейчас была середина лета 1948 года, светило солнце, неугомонные воробьи суетились вокруг кучек, оставленных лошадью запряжённой в телегу, а редкие прохожие шли по своим делам. Наши герои то быстрым шагом, то мелкой рысцой поднимались вверх по «Красным рядам», шлёпая босыми ногами по гладким булыжникам мостовой. Тамара  старалась не отстать от братьев, а те, поддёргивая сползающиеся штаны, торопились на площадь, чтобы скорее увидеть своими глазами это чудо – карусель! Герка, держа руку в кармане штанов, крепко сжимал в кулаке деньги. Без них удовольствие от карусели не получишь.

- Мама сказала, что там даже музыка есть, -  делился Лялька полученной новостью, – а кататься можно на лошадках или сидеть в каретах.
- Так карета ведь большая, - засомневался Герка, – у неё же колёса?
- Да нет! Мама сказала, что это... ну... как бы карета, - стал объяснять Лялька, хотя и сам не представлял, что это такое, – а на самом деле  в ней сидят друг против друга.
- Да сейчас сами увидим, что там будет - высказался  Стаська по обсуждаемой проблеме.

   «Красные ряды» заканчивались магазинчиком, в котором Лялькина мать торговала хлебом. Очередь из покупателей надёжно скрыла их от глаз Елены Сергеевны. Наши герои повернули за угол хлебного магазина и перед ними открылась площадь, также выложенная булыжником. Там собиралась толпа ребятишек и возвышался шатёр, от вершины которого расходились вниз цветные клинья, образуя нарядную крышу.

- Хорошо, что Пирата с собою не взяли, - сказал Герка, –  тут вон сколько народа.
 
Нужно пояснить, что   Пират был их любимой собакой, которого они щенком подобрали на улице год назад.

   На одном краю площади стояли два церковных собора - летний, с большими куполами и зимний с высокой колокольней. К её другой стороне примыкал уютный зелёный сквер, обнесённый невысокой чугунной оградкой и носящий название «Ленинский садик».  Вот к ограде этого сквера и прислонилась впервые увиденная ребятами настоящая карусель.

   Они смешались с толпой таких же любопытных.  Герка, на правах старшего, стал потихоньку проталкиваться сквозь скопище мальчишек к карусели, увлекая за собой младших. Им хотелось лучше рассмотреть необычное сооружение.  Крыша была круглая с острой вершиной, а вниз опускались металлические трубы, к которым крепились лошадки и «лодочки». Вот эти-то «лодочки» Елена Сергеевна и приняла за кареты. Они были ярко раскрашены разными цветными завитушками. Лошадки укреплены парами, все тоже разного окраса и у каждой на спине было седло. Сама карусель ограждена штакетником, чтобы никто не смог приблизиться к ней без разрешения. В одном месте штакетник имел калитку.  Здесь же находилась  маленькая будочка с окошком, где продавали билеты. Около карусели стоял  деревянный ящик с кривой ручкой.  Какой-то человек крутил  ручку и из ящика звучала необычная музыка. Говорили, мол, это шарманка. То было время, когда ещё не было магнитофонов и музыкальных проигрывателей, а громкости патефонной пластинки хватало только на объём комнаты. Вот и звучала  шарманка, приглашая покататься на карусели.
               
   Герка догадался сразу встать в очередь к кассе.  Стаська с сестрой и Лялька, держась за дощечки штакетника, зачарованно смотрели на плывущие по кругу «лодочки». В каждой сидели четыре девчонки.  Вслед за ними появлялись пары лошадок и в сёдлах гордые мальчишки, привстав на стременах,  являли свои сияющие физиономии. Они размахивали руками  представляя,  что держат боевые сабли.  И круг за кругом проплывали  довольные  детские лица, а на них с замиранием сердца и открытым ртом смотрели другие, уже купившие билет и ждущие своей очереди за счастьем. Смотрели и те, у кого не было денег, чтобы купить билет и тоже стать достойными его.
 
   Сделав несколько кругов, карусель остановилась. Девочки покинули «кареты», а мальчишки с неохотой простились с боевыми конями.  Новые счастливцы, у которых в кулачках были зажаты билеты, толкаясь,  бросились занимать освободившиеся места.

   Герка стоял рядом с калиткой и потащил за собой сестру, а Стаська с Лялькой Абросимовым, зажатые желающими скорее занять свободные места, сумели проскользнуть за штакетник. Сунув свои билеты контролёру, они побежали вокруг карусели, ища свободные места.  Герка увидел место в ближайшей «лодочке» и помог Тамаре занять его, а сам устремился вперёд. Тут же его остановил Стаська. Он увидел незанятую пару лошадок и, не раздумывая, захватил их: на одну сел сам, а вторую держал для брата. И вот оба освоились в сёдлах, ноги поставили на специальные площадки, которые служили стременами, а  руками ухватили поводья.  Можно было даже погладить гриву своей лошади.  Под Стаськой был белый в яблоках конь, а у Герки – вороной. Впереди сидел на коне Лялька и крутил головой,  выискивая своих приятелей. Но вот все, наконец, успокоились и с нетерпением стали ждать, когда карусель тронется.

   Мимо прошёл контролёр. Он проверял  все ли места заняты  и наказывал всадникам крепче держаться за поводья. Братья поёрзали в седлах и приготовились к началу «скачки». Карусель тихо тронулась с места и стоящие за штакетником люди поплыли по кругу, навстречу счастливчикам в «лодочках» и на лихих конях. Заиграла шарманка, а карусель закрутилась быстрее и быстрее. Лица зрителей, стоящих за штакетником, начали сливаться в одну линию. Ребятишек на карусели охватил восторг движения. Послышался смех и хотелось, чтобы  этот полёт по кругу не останавливался.

   Крепко обнимая ногами бока своей белой в яблоках лошади Стаська подтолкнул локтем брата, сидящего на вороном коне. Оба вдруг ощутили ветер в лицо.  В ушах был слышен чёткий цокот копыт и зазвучала такая красивая песня:
«Мы - красные кавалеристы и про нас
Былинники речистые ведут рассказ...»
Вот красные кавалеристы, обнажив шашки «наголо»,  устремились в атаку, а впереди всех скакал Юный барабанщик* со своим "весёлым другом-барабаном".  Оказывается, он был жив! Пуля не сразила его, враг промахнулся. И продолжалась скачка, и неутомимо мчались кони, и братья скакали вместе со всеми, чтобы победить буржуинов**.

   Но всему когда-то приходит конец. Скорость вращения стала замедляться и вот уже карусель остановилась. Было жалко покидать такое удобное седло и прощаться со своим верным конём, но желающих покататься  было ещё много и требовалось уступить место другим  мальчишкам. Наши герои очутились за оградой и ещё раз посмотрели, как красиво крутится карусель. Надо было возвращаться домой и они, время от времени оглядываясь назад, зашагали по булыжникам в свою привычную жизнь, оставляя за спиной звуки шарманки. Путешествие в сказку закончилось. Но завтра они снова придут посмотреть, как другие ребята будут скакать на лошадках карусели. Сейчас же их ждал дома верный Пират, рыбалка и поход в ночное за раками.

   А карусель крутилась ещё два дня, радуя ребятишек, и звучала шарманка. Потом шарманка смолкла, а карусель исчезла так же внезапно, как и появилась.

хххх               
 

*  "Юный барабанщик" - герой детской песни довоенного времени о "смелых бойцах-спартаковцах", которые бились за счастье трудового народа.

**  "буржуины" - угнетатели рабочего класса. Аркадий Гайдар "Мальчиш Кибальчиш".