Легендарный Спартак возрождается!

Елена Узун
   Мечтой о свободе человек живет всегда, и наиболее яркий ее носитель – римский гладиатор Спартак - предпочитает смерть как способ умирать и возрождаться в душах людей, не потерявших надежду.  24 и 28 июня 2016 года в 18.00 Национальная опера Молдовы закрывает сезон премьерой знаменитого балета Арама Хачатуряна «Спартак» в постановочной версии хореографа Игоря Чернышева. 
    В восстановлении спектакля принимают участие  художественный руководитель балета Наталья Короткова и хореограф –педагог Игорь Герчиу. Главные партии Спартака и Фригии поручены  Народным артистам Молдовы Алексею и Кристине Терентьевы. В партии Эгины выступит Наталья Короткова. Гармодий – Александр Балан. Дирижир - Думитру Кырчумару.
   Балет «Спартак» Арама Хачатуряна впервые был поставлен Ленинградским театром оперы и балета. Премьера состоялась 27 декабря 1956 года.  Оригинальный сценарий  был написан драматургом Николаем Волковым.  Балетмейстер-постановщик премьерного спектакля  - Леонид Якобсон. Это было грандиозное зрелище, подобное некоей форме балетного Голливуда!
   «Сцены из римской жизни», как определил жанр балета сам хореограф, сменяют одна другую с кинематографической быстротой. Бои гладиаторов, шествия легионеров, пиры и оргии римской знати, праздники плебса и восстание рабов сливаются в единое театрально-живописное полотно жизни античного Рима.
   Отказавшись от пуантов, псевдоисторических костюмов и академических канонов классического танца, одев исполнителей в античные туники и сандалии, балетмейстер Якобсон с неукротимой эмоциональностью и неистощимой фантазией сочинил необычайно образную, свободно льющуюся хореографию, навеянную рисунками этрусских ваз и композициями римских барельефов.
   В 1968 году Юрий Григорович поставил свой знаменитый «Спартак» в Большом театре, в котором мужским партиям впервые в истории балетного искусства отводилась главенствующая роль. По признанию мировых критиков, с появлением «Спартака» Григоровича началась новая эра в летописи Большого театра.Это одна из самых мощных и неповторимых работ балетной труппы Большого театра и абсолютно новаторская решение великих мастеров сцены.
  Постановка в одночасье перечеркнула все устоявшиеся стереотипы и перевернула представления о героико-романтическом жанре. И, конечно, всем хорошо известно противостояние Спартака и Красса  в трактовке Владимира Васильева и Мариуса Лиепы.
  Национальный театр оперы и балета имени Марии Биешу планирует показать «Спартак» не впервые. В Кишиневе премьера  балета состоялась 31 мая 1975 года. Тогда  спектакль поставил представитель ленинградской балетной школы, в то время  Главный балетмейстер Молдавского театра оперы и балета, Игорь Чернышёв.
  В главных партиях в 1975 году выступили: Спартак - Коротков Сергей, Эгина - Анна  Сердюк, Гармодий -  Анатолий  Михалаки, Раб - Дмитрий  Вороненко. Дирижировал  премьерой сам Арам Хачатурян, представив  первых два показа во дворце «Октомбрие». В молдавском театре оперы и балета «Спартак»  начал свой путь с дирижером Думитру Гоя. Автор сценографии - Антонин  Зимин.
  Приехав в Кишинев, Игорь Чернышёв был заочно знаком с музыкальной культурой нашей страны. Он  успешно поставил в Ленинграде балет «Антоний и Клеопатра» молдавского композитора Эдуарда Лазарева. Свою версию «Спартака» он вначале сделал в 1972 году в Одессе. Затем  в  Кишиневе в 1975 году, когда постановка Григоровича уже была хорошо известна.  Но Чернышёв все же сумел создать нечто совершенно индивидуальное. Если Григорович подчинил драматургию  чисто танцевальной стихии, в том числе и  противоборство Спартака  и Красса, то у Чернышёва  Спартак был танцующим героем, а партия Красса оказалась чисто пантомимной, статичной. И поскольку пантомима выполняла решающую роль в драматургии всего спектакля, жанр балета сместился в область ХОРЕОДРАМЫ! Так постановщик разделял не только враждующих героев, но и показывал, к какому из противоборствующих лагерей относятся противники – к смело сражающимся за свободу рабам или к сытым хозяевам жизни, патрициям. 
  Фантастически интересные постановки «Спартака» состоялись в Уфе,Нижнем Новгороде, Красноярске, Новосибирске, Казани, Астане и в Минске! И это в основном были копии концепции Григоровича.
  В 2009 года «Спартак» был восстановлен  в Санкт-Петербургском театре балета имени Леонида Якобсона. Спектакль захватывает разнообразием характеров, буйством страстей, яркой зрелищностью. Его уникальность – в своеобразной танцевальной лексике Леонида Якобсона, бережно сохраненной труппой театра.
  Подлинным откровением в раскрытии образа Спартака  в Большом театре стал еще один Васильев - Иван, сумевший возродить былую славу этого балета в 2011 году! Будучи выпускником Минского колледжа, он солирует в Михайловском театре, а также на сцене Большого театра, совмещая лучшие традиции сразу нескольких балетных школ Беларуси, Санкт-Петербурга и Москвы.   
  Сюжетом балета
стала история древнеримского раба-гладиатора Спартака и поднятое им восстание, произошедшее в 74 - 71 годах до нашей эры. Восставшие сумели победить в нескольких битвах с римскими легионами. Но в итоге восстание под предводительством Спартака было жесточайшим образом подавлено.
  Краткое содержание балета «Спартак»
  Гибель мирной жизни несут легионы Римской империи, возглавляемые жестоким полководцем Крассом. Захваченные в плен люди обречены на рабство. Среди них — Спартак. Но Спартак не может с этим смириться, он не мыслит свою жизнь в рабстве. На рынке продают рабов, и Спартака разлучают с Фригией. Красавицу Фригию доставляют к полководцу Крассу, его любовницу Эгину настораживает  интерес Красса к новой рабыне. В разгар оргии Красс приказывает для полного развлечения привести гладиаторов: пусть сражаются насмерть в шлемах без глазниц, не видя друг друга. Победителем оказывается Спартак, его доводит до отчаяния, что он был вынужден убить своего товарища. Спартак не желает больше этого выносить и принимает решение бороться за свободу. Его поддерживают и другие гладиаторы. На Аппиевой дороге к «спартаковцам» присоединяется группа пастухов, тоже решивших бороться за свободу и независимость.
  Поиски Фригии приводят Спартака на виллу Красса. Красс празднует свои победы. А тем временем войска Спартака окружают его дворец. И вот уже Красс попадает в плен к гладиаторам. Но Спартак не хочет расправы. Он предлагает Крассу в открытом честном поединке решить свою судьбу. Красс принимает вызов, но терпит поражение. Спартак гонит его прочь — пусть все узнают о его позоре.
  Месть Красса не знает пределов. Он собирает легионеров, идущих на подавление восстания Спартака. Спартак готов принять бой. Но Эгина вместе с куртизанками пробирается к гладиаторам и соблазняет самых морально неустойчивых из них, заманивая в ловушку и передавая в руки легионеров Красса. В неравном бою с легионерами гибнут Спартак и его верные друзья. Фригия находит тело Спартака. Она оплакивает его, но она полна веры в бессмертие его подвига.

На видео Владимир Васильев - "Спартак", Большой театр.

https://www.youtube.com/watch?v=TwEmxkNUGQw

Елена УЗУН музыкальный критик Молдова 2016 год
На фото хореограф кишиневской постановки 1975 года Игорь ЧЕРНЫШЕВ