38-Встреча со Степаном Фёдоровичем

Эрих Лаутен
Отрывок из романа "По краю"


...К Москве мы подъехали в три часа дня. А ещё через полчаса, припарковав прямо около подъезда подержанный,  недавно купленный мною у одного бывшего работника внешторга, серебристый "мерседес", поднялись на третий этаж и вошли в квартиру.
-Тебе чаю или кофе?-повесив пальто и шапку в прихожей, вопросительно посмотрел я на Игоря.
-Лучше чаю,- сняв с себя пальто, повернулся он ко мне,- но только зелёного.
  -Можно и зелёного,-я отворил, неожиданно громко вскрипнувшую, кухонную дверь.
-Петли заржавели,-заметил Игорь.-Надо смазать.
-Ну вот и смажь. А я пока чаем займусь,-пройдя к плите бросил я через плечо.
-А смазка есть?- спросил он, осторожно потрогав пальцем одну из дверных петель.
-Смазки нет. Хотя подожди. Может это подойдёт? -вытащил я из холодильника бутылку солнечного масла.
-Подойдёт и это,-взял он бутылку из моей руки и принялся за смазку.  Я тем временем наполнив чайник свежей водой поставил его на плиту.
 

В это время, заставив меня вздрогнуть, резко прозвенел звонок в прихожей над дверью.
-Кажется Степан Фёдорович изволил нарисоваться. Иди открывай. Встречай гостя,-увидев как я вздрогнул, ухмыльнулся Игорь.-Чаем я сам займусь.
Я вышел в прихожую и пройдя к двери глянул в глазок. Игорь оказался прав. На лестничной площадке, держа в левой руке чемодан, стоял Красильников.
-С приездом вас Степан Фёдорович!-открыв дверь и выйдя на площадку, подал я ему руку.-Как доехали?
В общем нормально,- пожал он  мне руку.
-Это хорошо. А я вас уже с утра жду,-зачем-то соврал я.


-С утра?-с удивлением переспросил он.
-Да вы проходите,-отпустив его руку сделал я шаг в сторону.-Сейчас чай пить будем. Вы любите зелёный чай?
-Нельзя сказать что люблю,-шагнув через порог прихожей и поставив чемодан на пол, обернулся он ко мне,-но не откажусь.
-Игорёк!-войдя вслед за ним и захлопнув дверь громко крикнул я.-Что там с чаем?
-Не кричи! Глухих  тут нет,-послышался из кухни, спокойный, голос Игоря.-Минут через десять будет готов.


-Как только будет готов тащи вместе с подносом в зал. Поднос в шкафу для посуды. И про коньяк смотри не забудь.  И это.., шоколад захвати. Коньяк в холодильнике. Шоколад там же. Понял?!-не обращая внимания на его замечание опять, громко, скомандовал я.
-Да понял, понял! Где же им ещё быть, как не в холодильнике,- донеслось, вызвав у меня улыбку, недовольное бурчание из кухни.-Нашёл мне тоже лакея. Даже поздороваться с Фёдоровичем нельзя. Торчи тут около плиты.
-Здравствуйте Игорь!-слегка отстранив меня в сторону прошёл в кухню Степан Фёдорович.-Давайте я вам, бедолаге, помогу.


-Здравствуйте,-протянул ему руку Игорь.-Спасибо! Сразу видно что вы человек. Не то что этот рабовладелец. Обслуживай тут его. Чай приготовь. Коньяк подай. Шоколад притащи.
-Да ты же сам вызвался!-зайдя следом за  Степаном Фёдоровичем на кухню, шутливо, возмутился я.-Кто только минуту назад сказал что заваривать чай должен настоящий мужчина?!
-Чай, это да,-засмеялся Игорь.-А вот коньяк подавай себе сам. Алкоголик! Женился бы что ли скорее, может тогда человеком бы стал...


-Не на ком, Игорёк.-Не любит меня женский пол.
-Не лю-ю-бит,-насмешливо протянул Игорь.-Врёшь! Бабьё за тобой табуном шастает. И что они только в таком, прости господи, балбесе находят?!
-Сам ты балбес!-немножко обиделся я.
-Ладно. Не обижайся,-снисходительно усмехнувшись покосился он в мою сторону.-Ведь на обиженных, как тебе известно,  не только воду возить можно, но и...  В это время, из носика чайника, пронзительно засвистев, вырвалась струйка пара и узнать что ещё кроме воды можно возить на обиженных мне так и не пришлось.


Чай мы пили в зале. Пили как в Средней Азии, из маленьких пиалок, не забыв, конечно, предварительно пропустить по рюмочке коньяка.
-Хороший чай,-осторожно прихлёбывая горячий напиток из своей пиалки, похвалил Степан Фёдорович, Игоря.-Вкусный. Честно сказать мне такого пробовать ещё не приходилось.
-Так ведь кто заваривал? Настоящий мужчина,-обнажив зубы в ехидной улыбке, кивнул я в сторону Игоря.
-Не зубоскаль,-насмешливо посмотрел он на меня.-Бесполезно. Всё равно не обидишь. Да и обижаться на убогих грех большой.


-Ну, раз бесполезно,-потянулся я к бутылке с коньяком,-тогда давайте хлопнем по второй рюмашке. Вы не против Степан Фёдорович?
-Большое спасибо, но для меня одной рюмочки достаточно,-вежливо отказался он.
-Мне тоже не наливай. Я за рулём,-вслед за ним отказался и Игорь.
-Как хотите,-не стал их уговаривать я и налив себе рюмку махом опрокинул её содержимое в себя, после чего достав трубку, молча, принялся набивать её табаком.
Курить в комнате, в присутствии Степана Фёдоровича, было как-то не хорошо и забив трубку я вышел на заснеженный балкон. Минуты через три, с сигаретой в руке, вышел и Игорь.


-Ты чего это гостя одного оставил? Неудобно вроде,-повернулся я к нему.
-Он не гость, а хозяин,-прикурив сигарету поправил меня Игорь.-Да и знакомы мы с ним уже не первый год, так что ничего неудобного я тут не вижу.
-Нет Игорёк. Так нельзя,-я осторожно выколотил дымящийся табак из трубки о перила балкона.


-Назад, в Переделкино-то, когда двинем?-словно не слыша моих последних слов, бросил он нетерпеливый взгляд, на стоящий внизу, около подъезда, "мерседес".
-А что?-взявшись за ручку балконной двери, спросил я.- Общество Фёдоровича надоело?
-С чего ты взял?-удивлённо округлил он глаза.-Фёдорович мужик умный. Поговорить с ним одно удовольствие. Просто через пару часов темнеть начнёт, а в сумерках, да ещё по гололёду пилить радости мало.


-Радости, действительно, не много,-согласился я с ним и поглядев на затянутое хмурыми облаками небо, добавил,-Ключи от квартиры вот только отдам и поедем.
Войдя в комнату я прошёл к столу и сев напротив, всё ещё пьющего чай, Степана Фёдоровича  спросил, наполнив себе третью рюмку коньяком,-А вы надолго в Москву?
-Да как обычно,-поставив пиалку на стол побарабанил он кончиками пальцев по краю стола.-Через неделю назад.


-Тогда сделаем так,-сказал я, достав из кармана ключи от квартиры и положив их перед ним на стол.-Одну неделю, чтобы вас не стеснять, я поживу у Игоря. А деньги заплачу вам, как всегда, за полгода вперёд.
-Извините,-взяв со стола ключи отрицательно покачал он головой.-Но деньги я пока не возьму.
-Почему?-вопросительно поглядел я в его глаза.
-Дело в том что к весне я, наверняка, вернусь в Москву навсегда.-Понимаете,-он взял со стола отставленную пиалку с чаем и сделав паузу тихим голосом продолжил: Недавно, причём из официальных источников, мне стало известно что наши научные работы в Казахстане хотят свернуть. Поэтому лучше будет если вы заплатите за квартиру после моего возвращения.


-Ну что ж, пускай будет по вашему,-сказал я, немного огорошенный этой новостью.-Заплачу после вашего возвращения.
В комнату с балкона ввалился, в это время, Игорь.  Его волосы и брови были покрыты лёгким искрящимся инеем.
-Чёртов мороз! Так и в сосульку превратиться недолго,-пробурчал он подойдя к столу и плеснув себе в пиалу чая сделал крупный глоток, после чего сморщившись константировал: Остыл, а холодный чай, как говорят узбеки-это не только неуважение к гостю, но и к самому себе. Так что придёться заварить свежий. Вы как, Степан Фёдорович, не против?
-Спасибо! Но не стоит,-отрицательно покачал головой Степан Фёдорович.
-Ну что ж, слово гостя-закон для хозяйна!-поставил он пиалку с холодным чаем на стол.
 

-Послушай. Может всё-таки хлебнёшь малость?-спросил я его, кивнув в сторону бутылки с коньяком.
-Не сооблазняй! Не получится, -сел он рядом со мной мельком взглянув на ручные часы.
-Ох и компания! Даже выпить не с кем,- сказал я, взяв стоявшую передо мной на столе рюмку и медленно,  смакуя каждый глоток,  выцедил её до дна.



Очень даже нормальная компания!-шутливо возмутился Игорь.-А что не пьём наравне с тобой,-он заговорщески подмигнул улыбнувшемуся Степану Фёдоровичу,-так ведь не каждый человек так жаден до алкоголя как некоторые здесь присутствующие.
-И чего это его сегодня разняло?-поставив пустую рюмку на стол, подумал я.-Шутит и шутит без конца. Перед  Фёдоровичем своим остроумием блеснуть хочет что ли? Обычно Игорь шуток не любил. Да и красноречием большим не отличался. А тут гляди-ка: Прямо рот не закрывается.



 В моей памяти всплыла картина нашей первой встречи там, во Фрунзе на автовокзале.
Вспомнилось как пили ром прямо из бутылки. Теперь Игоря не узнать. От того худенького и застенчивого до робости молодого паренька, у которого спёрли чемодан, не осталось даже следа. Боже мой, как быстро летит время. Кажется что всё это было не так давно: Огни ночного вокзала. Аламединский мост. Шумящая под мостом речка.  Вспоминая это я чувствовал как, потихоньку, начинает щемить под сердцем.   



-Молодость,-думалось мне.-Как жаль что нельзя вернуть то время. Молодость не вымолишь у бога, не купишь ни за какие деньги. Она остаётся только в нашей памяти. Остаётся до самой смерти, постоянно вызывая в душе тоску по тем иногда чёрным, но чаще всё-таки светлым и счастливым дням.
-Извините, Степан Фёдорович,-отвлёк меня от моих мыслей и воспоминаний, заставив меня вздрогнуть во второй раз за этот день, голос Игоря.-Мне кажется нам пора откланятся.
-Что так?-удивился тот.-Время вроде не позднее...
-Игорёк, не спеши,-вмешался я.-Посидим ещё с полчасика.



-Хорошо,-согласился он, строго взглянув сначала на меня потом на Степана Фёдоровича.-Но только полчаса.
-Слушаюсь!-дурашливо приложив растопыренные пальцы ладони к виску, отдал я ему честь.
-Сразу видно что в армии тебя мало гоняли,-рассмеялся он.
-Это почему ты так решил?- вновь потянувшись к бутылке с коньяком, спросил я.
-Да потому что, в Советской армии, отдавая честь говорят -есть.
-А они что там голодные?-недоумённо посмотрел я на него, вызвав на лице, сидящего напротив меня, Степана Фёдоровича, улыбку.



-Оч-чень остроумно,-не найдя подходящего ответа и покосившись в сторону Степана Фёдоровича, буркнул Игорь.
-Спасибо!-еле сдерживаясь от смеха и  наливая себе уже четвёртую рюмку, сказал я.
-А знаете что?  Налейте-ка мне тоже,-подвинул ко мне свою  рюмку, до этого молча следивший за моей с Игорем словесной перепалкой, Степан Фёдорович.
-Вот это по нашему!-наполнил я рюмку.-За что вздрогнем?
-Давайте,-осторожно поднял он рюмку,-выпьем за любовь!
-За любовь?!-удивлённо вскинул я брови.
-Именно так. За искреннюю и чистую любовь,-с лёгким пафосом, произнёс он.



-За искреннюю и чистую,-немного помедлив, сказал я,-это можно. Только прежде ответьте мне на  один нескромный вопрос: Скажите, вы там на, своём, Барса-Кельмес случайно не влюбились в какую-нибудь скуластенькую, черноглазую красавицу степнячку.
-В  точку попали,- слегка покраснев, смущённо и счастливо улыбнулся он. -Её зовут Дильбара.  Мы уже расписались.   
-Красивое имя. Поздравляю и желаю вам долгих, счастливых лет супружеской жизни!-высоко поднял я свою рюмку над головой.
-Спасибо,-сдержанно поблагодарил он.



-Подождите!-остановил нас, в это мгновение, голос Игоря.-Раз такое дело налейте и мне.
-Ты же за рулём,-не удеравшись съехидничал я.
-Не за рулём, а за столом,-покосился он в мою сторону и взяв бутылку со стола, не дожидаясь пока ему нальют, наполнил свою рюмку до самых краёв, затем встав и повернувшись к Степану Фёдоровичу сказал, улыбаясь во весь рот: Желаю тебе Фёдорович чтобы твоя красавица-степнячка нарожала тебе целую роту детей, и чтобы все они были такими же умными и добрыми как их отец.



-Спасибо Игорь! Большое спасибо! Непременно нарожает,-встав из -за стола тоже широко улыбнулся Степан Фёдорович.
В этот вечер было произнесено ещё много тостов и была распечатана не одна бутылка коньяка.
Сидели до утра. И только когда стало светать попрощавшись, с полусонным и почти ничего не соображающим Степаном Фёдоровичем, совершенно одуревшие от спиртного, мы  буквально, в прямом смысле слова, вывалились из подъезда дома на свежий морозный воздух.



-Ч-чёрт, как же я те-еперь поеду?-заикаясь произнёс Игорь подойдя к "мерседесу" и тщетно пытаясь открыть дверцу.-А если ГАИ? Что тогда?
-Тогда заберут права и тачку, а нас отвезут в вытрезвитель,-зачерпнув горсть, не очень чистого, снега из под ног и протерев им лицо, сказал я.
-Всё шу-утишь?-так и не сумев открыть дверцу отошёл он от машины.
-Нет. Не шучу,-мотнул я головой.
-Тогда сядешь за руль ты,-перестав заикаться протянул он мне ключ зажигания.
-Хорошо. Попробую,-не стал противоречить я.



Как я выехал на на улицу не помню. Помню только как на одном из перекрёстков проехал на красный свет и как уже рядом с Переделкино  машину занесло так, что мы чуть не слетели с дороги. Помню ещё, что подъехав к даче и остановив машину около калитки, долго и протяжно сигналил до тех пор пока на улицу не выскочили перепуганные Волков и Гаврилов.
Игорь же не помнил даже этого, так как всю дорогу трупом пролежал на заднем сидении и только когда его вытащили из машины промычал что-то непонятное, после чего опять впал в состояние "комы".



Весь этот день мы спали до самого вечера. Спали в моей спальне на втором этаже. Спали одетые. Волков и Гаврилов не удосужились даже снять с нас одежду.
Описывать то состояние, которое мы испытали проснувшись вечером, мне кажется не стоит. Скажу только что такого не пожелаешь и врагу.
Проснувшись спустились, постанывая и еле передвигая ноги, на первый этаж. Умылись кое как и словно сговорившись, не заходя в зал из которого доносились  голоса Волкова и Гаврилова, молча поковыляли в сторону кухни.



 Зайдя в кухню и плотно закрыв двери достали из холодильника графин водки. Тяжело дыша присели за стол. Разлили водку по стаканам и морщась, перебарывая подступившую к горлу тошноту, медленно, с большим трудом влили содержимое стаканов в себя. Минуты через три, почувствовав лёгкое облегчение, решили продолжить "лечение". Выпили ещё по полстакана. В это время дверь открылась и в кухню неожиданно вошёл Юра Гаврилов.



-Ага. Проснулись голубчики. А это что?!-показал он пальцем на стаканы и водку стоявшие на столе.
-"Лекарство", - покосился на него Игорь.-Знаешь как оттягивает?
-Оттянуть бы вас ремнём по заднице! Алкоголики!-присел он рядом со мной.-Кто ж в таком виде за руль садится?
-За какой руль?-сделав удивлённое лицо, пошутил я. Мы не собираемся никуда ехать.
-Ну, да. Судя по вашим красным мордам вы уже "приехали",-усмехнулся он.



-Ладно тебе Юра,-сказал я.-Сам что ли не пьёшь?
-Пью,-не стал возражать он.-Но в таком виде как вы за руль машины не сажусь, тем более в такой гололёд. А если бы разбились? Что тогда?
-Тогда похоронили бы,-ухмыльнулся Игорь.-Потом поминки справили.
-Точно,-поддержал я его.- Деньги на похороны и поминки имеются.
-Да ну вас!-встав из-за стола и направляясь к выходу из кухни махнул он рукой.-Таких полудурков как вы видать ничем не проймёшь.



-Совершенно справедливое замечание,-закрыв за ним дверь, резюмировал я.-Так что давй Игорёк наливай! Вмажем ещё.
-Это можно,-потянулся он к графину.-Но... только по сто грамм. А то опять скукожимся.
-Будь по твоему. По сто так по сто,-согласился я, всё ещё чувствуя тошноту и гнетущую боль в голове.      
-Интересно, как там Фёдорович?-плеснув в стаканы водку и спрятав графин в холодильник, посмотрел он на меня.-Тоже, наверное, неважно себя чувствует?



-Ничего. Там в холодильнике ещё две бутылки коньяка остались. Поправится. А что это ты так за его здороье печёшься?-взяв в руки стакан, спросил я.
-Нравится он мне,-тоже взяв стакан и вертя его в руке, сказал он.
-Он не красна девица чтобы нравиться. Ты что завидуешь ему?-пытливо посмотрел я в его глаза.
-Есть немного,-не стал скрывать он. Всё таки как-никак учёный. Кроме того интересная работа.  Приличная зарплата.  К тому же ещё женится.



-Ну, посколько я знаю,  учёной степени у него нет,-усмехнулся я.-Работа тоже собачья. Возится там со всякими микро-гнидами в пробирках и думает только об одном: Как бы вырастить таких гнид которые были бы в состоянии слопать полчеловечества. А того  не понимает что эти твари могут слопать и его самого. В отношении же приличной зарплаты ты косишь. По сравнению с теми деньгами которые имеешь ты его зарплата это копейки. А что касается женитьбы то женится можешь и ты. В Москве желающих выскочить замуж  красавиц хоть пруд пруди.



-Нет,-с отвращением выпил водку Игорь.-Мне женится никак нельзя.
-Это ещё почему?-догадываясь каким будет ответ, спросил я.
-Да потому что в любую минуту посадить или, того хуже, убить могут. Только не думай что я боюсь тюрьмы или смерти,-поставил он пустой стакан на стол.
-А я и не думаю,-тоже выпив водку и почувствовав как на лбу выступили мелкие бисеринки пота, сказал я.-Трусом ты никогда не был.
-Не надо,-вяло махнул он рукой.-Не хвали. Ты же знаешь я не люблю когда меня хвалят.



-Я не хвалю. Просто это правда.-стерев со лба пот рукавом рубашки встал я со стула и подойдя к окну распахнул форточку.  В кухню, курчавясь лёгким парком, моментально ворвалась холодная, зимняя струя свежего воздуха.
-Через два дня тридцать первое декабря. Интересно что принесёт с собой этот Новый год?-подумал я, глубоко вдыхая морозный воздух.-Впрочем, что он может принести кроме ежедневного риска и вечного тревожного беспокойства за себя и своих друзей.



С того памятного  дня  когда мы решили заняться продажей наркотиков прошло, без малого, семнадцать опасных лет.  Я вспомнил застреленного в Покровке Эркина. Вспомнил, переполненные ненавистью ко мне, глаза его жены Маши. Вспомнил как топили в Иссык-Куле официантку и мента застрелившего Эркина. Много времени прошло с тех пор. Очень много. За это время случались и потери. Но ни одна из этих потерь не оставила такого глубокого рубца на моём сердце как смерть Эркина.



-Ну что?-оторвал меня от моих грустных воспоминаний голос Игоря.-Пойдём опять завалимся. А то глаза прямо слипаются. Как будто и не дрых целый день.
-Пить меньше надо,-усмехнулся я захлопнув форточку.-Тогда и глаза слипаться не будут.
-В этом отношении ты на сто процентов прав,-тяжело вздохнув встал он из-за стола.-С завтрашнего дня начну следовать твоему совету.



На следующий день, встав в пять утра и приняв холодный душ, я взялся жарить яичницу. Это было, пожалуй, то единнственное блюдо которое я умел приготовить более или менее. Приготовив яичницу, я вначале разбудил Юру и Мишу, а потом уже начал вытаскивать из постели, ни за что не хотевшего вставать в такую рань, Игоря.
-Давай вставай! Это ж сколько можно дрыхнуть. Завтрак уже давно готов,-уговаривал я его.-Позавтракаем и в Зеленоград двинем. Юра и Миша уже встали.
-Ну и дураки! На улице ещё совсем темно,-недовольно бурчал он вцепившись, двумя руками, за одеяло, которое я тщетно пытался стащить с него.-Дай ещё с полчасика  подрыхнуть. Ну какого, скажи, чёрта в этот дурацкий Зеленоград по темноте переться?!



-Если не встанешь,-пригрозил я ему,-то сейчас притащу ведро воды и поплывёшь ты у меня как Ной на своём ковчеге.
-С тебя станется,-отпустил он на какой-то миг одеяло, которое я тут же резким рывком стащил с него.
-Господи,-простонал он перевернувшись на бок и свернувшись калачиком,-когда уже прекратится это издевательство.
-Сразу как только встанешь,-вслед за одеялом выдернул я из под его головы и подушку.-Так что давай, продирай зенки.
-Хорошо. Хорошо. Продрал уже,-нехотя спустил он ноги с койки.-Только отстань! Изверг!


Со двора дачи мы выехали ещё в полной темноте. За рулём машины сидел Михаил. Рядом с ним Игорь. Я и Юра сидели сзади.
До Зеленограда, несмотря на гололёд, мы доехали быстро. Михаил умел водить машину как настоящий профессиональный гонщик. Научился он этому искусству в Ташкенте где когда-то, будучи ещё мальчишкой, увлекался картингом. Правда когда ему исполнилось пятнадцать лет он ушёл из картинга, но приобретённые навыки остались. Уйдя из картинга, он не долго думая, стал приторговывать наркотиками. 


Уж очень ему хотелось купить себе машину. Наконец через год деньги были собраны и машина куплена.  Казалось бы теперь можно и завязать с наркотиками. Но не тут то было. К этому времени он уже почувствовал вкус больших денег. Вскоре, как и следовало ожидать, он попался. Чалился два года. А выйдя на волю, ни на секунду не задумываясь, опять стал заниматься прежним "ремеслом".


Правда действовал он, на этот раз, намного осторожнее, что однако не помешало ему залететь во второй раз. На этот второй раз ему светило никак не меньше пятака. Но он сумел вывернуться. Его освободили за недостаточностью улик. Тогда то мы и познакомились.
-Сколько уже воды утекло с тех пор? Ох, много,-думал я сидя сзади него и наблюдая как он ловко, почти не сбрасывая скорости, свернул с Панфиловского проспекта вправо и на бешенной скорости, подымая сзади клубы снежной пыли, понёсся по узкому переулку в конце которого находилась наша зеленоградская "резиденция".



-Ну, ты даёшь,-после того как он лихо тормознув остановил "мерседес" около знакомых, припорошенных снегом ворот, еле слышно, с трудом переведя дыхание, произнёс напуганный Игорь,-А если бы встречная?
-Если бы да кабы..,-снисходительно улыбнулся Михаил заглушив мотор и протягивая ему ключи зажигания.-Учись гренадёр! Машину, надеюсь, во двор сам сумеешь загнать?
-Ага. Загоню,-взял дрожащей рукой протянутый ему ключ Игорь.
Страху натерпелся, разумеется, не он один. Были напуганы и я с Юрой. Но внешне по нам, в отличии от Игоря, этого заметно не было.



Новый 1987 год мы встретили, как почти и все предыдущие годы, в большой компании. Людей понаехало тьма. Перечислять их поимённо нет смысла. Да и опасно. Могу только сказать что с 1990 года по 2000 год больше половины из них ушли в мир иной.  Те же которым удалось, в этот кровавый отрезок времени, сохранить свои жизни, теперь уже не преступники. Среди них, на сегодняшний день, имеются не только влиятельные бизнесмены, но даже, как это не удивительно и политики. Впрочем, наверное, ничего удивительного в этом нет. Миром всегда правили люди ловкие, хитрые и жестокие.

                Продолжение следует